Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

Разумеется, трудно указать тот момент, когда философия науки оформляется как особая область философии. Рассуждения о специфике научного знания и методов науки можно найти еще в работах Ф. Бэкона и Р. Декарта - первых представителей философии Нового времени. Каждый философ XVII-XIX веков, размышлявший над проблемами теории познания, обращал свой взор так или иначе на науку и ее методы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Предмет философии науки ………………………………………………………..4
Возникновение позитивизма ………………………………………………………5
Географическое распространение позитивизма …………………………………10
"Второй позитивизм" ……………………………………………………………...13
Логический позитивизм…………………………………………………………... 16
Проблемы, рассматриваемые позитивизмом………………………….………… 23
Критический анализ ……………………………………………………………….24
Отличия от классического позитивизма …………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список использованных источников …………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Позитивизм.docx

— 63.75 Кб (Скачать)

Итак, по первому периоду  позитивизма можно выделить следующие  основные моменты:

Основные задачи науки (Конт): знать, чтобы предвидеть. Главная цель науки – предвидеть будущее. Предвидеть можно только с помощью математики (точных вычислений), акцент на математику.

Сансимон: в обществе могут управлять одни математики. В обществе будущего будут править только математики.

Миль: разрабатывал методологию наук. Он охватывал дедуктивную и индуктивную логики.

Три критерия разума: разум человека, прежде всего, должен быть математическим, эмпирическим (ориентация на опыт) и критическим. Это характеристики научного разума (затем Нитше показал, что разум зависит от культуры (далее Маркс и Фрейд). Веровали, что разум решит все проблемы (появление поездов и пр.).

 

 

Географическое  распространение позитивизма

 

* Разумеется, философия науки, как и сама наука, верно служит разным идеологиям. Ни «Диалектика природы» Энгельса, ни «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина не вели, например, к легитимации технократизма. И распространение научного рационализма для Ленина было, напротив, предпосылкой к тому, что в будущем, овладев методами рационального мышления, «кухарка сможет управлять государством».

* Особенно наглядно значение философии науки как идеологической основы политического и экономического порядка видно в тех обществах, где социальная группа, в которой доминирует европейское рациональное мышление, находится в меньшинстве. В этом случае легитимация порядка через обращение непосредственно к науке невозможна — большинство населения живет и мыслит в рамках иной культуры, наука для него недоступна. Такой была, например, ситуация в освободившихся от колониальной зависимости странах Латинской Америки в XIX в. Бразильский историк науки У. Д’Амброзио пишет:

* «Поиск легитимирующей силы в новых странах Америки был связан с большими трудностями. Нужна была легитимация власти, альтернативная той, которая исходила из церковных структур, но эквивалентная ей с точки зрения восприятия народом, то есть основанная на мистицизме, который бы впечатлял своими символами, народу недоступными. Было большим соблазном представить знание, иерархически структурированное почти в форме Библии, обосновав им новый догматизм, необходимый как идеология для формирования нового общества. Теперь эта не подвергаемая сомнению легитимирующая сила, — Бог — заменяется другой системой, также не подвергаемой сомнению, — позитивной наукой».

* Такой философией науки, в которой истинность знания не подвергается сомнению, был позитивизм. Для идеологического контроля над представителями традиционных культур Латинской Америки позитивизм был представлен как религия, не подвергаемая сомнению и проверке. В Латинской Америке, особенно в Бразилии, он был встречен с энтузиазмом. «Эта доктрина оказалась наиболее подходящей для движения республиканцев, стремящихся к модернизации. Позитивизм, возведенный в ранг Церкви, дает обоснования, необходимые для политической и промышленной модернизации», — пишет Д’Амброзио и добавляет: «Позитивизм Конта приводит к ошибочному представлению о науке и ее возможностях давать абсолютное объяснение. Особенно это проявляется в социальной сфере, где он ведет ко все более замкнутому и закостенелому догматизму, превращается в настоящую религию. Позитивизм предлагает быстрый доступ к объяснению и в то же время создает защитный барьер против таких моделей объяснения, которые включают в себя различные культурные основания, неизбежно ставящие под сомнение политический, социальный и экономический порядок, установленный креолами — борцами за независимость новых стран».

* Позитивизм и «наука-церковь» стали барьером, препятствующим взаимопроникновению европейской и местных культур, и средством легитимации сначала доминирования креолов, а потом и неоколониализма. Надо, впрочем, отметить, что во многих латиноамериканских странах позитивизм Конта быстро уступил место позитивизму Спенсера и социал-дарвинизму.

* По-другому обстояло дело в странах с «европейским» мышлением. Здесь сначала непосредственно наука продемонстрировала высокую надежность и достоверность своих результатов и объяснений и создала свой авторитет. Но затем этот авторитет получил значительную автономию от конкретных результатов и стал сам по себе мощным средством убеждения.

 

“Второй позитивизм”

 

"Второй позитивизм"(эмпириокритицизм, махизм) - 70-е годы XIX - начало XX вв. Представителями его были в основном ученые-естествоиспытатели - Э.Мах, Р.Авсанариус, А.Пуанкаре.

В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность - резкое размежевание областей науки и философской "метафизики" - возникает вторая историческая форма позитивизма - махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус и др.). 

Эмпириокритицизм -  философская система "чистого опыта", критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как "субстанция", "причинность", "материальное", "идеальное". 

На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие  проблемы, которые приверженцы и  продолжатели контовского учения считали  слишком "метафизическими": природа  познания, опыта, проблема субъекта и  объекта, характер категорий "вещь", "субстанция", природа основных "элементов" действительности, взаимоотношение  физического и психического и  т. д. Заниматься анализом такого рода проблем заставляло само развитое науки, и позитивизм, претендуя на звание "философии науки", не мог этого  избежать. Обращение к данной проблематике сопровождалось сближением позитивизма  с теми направлениями, которые Конт и его последователи объявляли "слишком философскими", далекими от науки. Последовательно проводя  точку зрения феноменализма, махисты  приходят к выводу о близости позитивизма  к философии Д. Юма и субъективному идеализму Д. Беркли, обоснованно усматривая именно у этих философов, а не во взглядах Тюрго и Даламбера ту философскую традицию, которая в наибольшей степени соответствовала позитивистскому пониманию научности.

Махисты считают, что задача философии состоит не в построении "синтетической" системы, воплощающей  общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания (в этом второе направление позитивизма сходно с влиятельными в западной буржуазной философии XIX-XX вв. неокантианскими  направлениями). Вторая историческая форма  позитивизма, таким образом, отличается от первой не только пониманием характера  конкретных проблем, подлежащих философскому рассмотрению, но и определением самого предмета философии. 

Разумеется, между этими  формами имеется и определенное сходство. В рассуждениях махистов и эмпириокритиков можно без  труда обнаружить идеи, которые почти  без изменения заимствованы из работ  Г. Спенсера и других позитивистов XIX в. (в том числе и некоторые  элементы естественнонаучного и  вульгарного материализма). Принципиальное сходство обеих форм позитивизма  заключается в стремлении лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики. Махисты  осуществляют это стремление более  последовательно, чем Конт и Спенсер, продвигаясь все дальше по пути субъективного  идеализма. Анализируя традиционные философские  проблемы, махисты переформулировали  их таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность всех предлагаемых в философии решений. Выдвигая тезис о "нейтральном" характере "элементов мира", эмпириокритицизм претендовал на преодоление "метафизической" противоположности материализма и  идеализма, а в действительности занимал позиции субъективно-идеалистического феноменализма. 

Эмпириокритики уделяли  философской проблематике гораздо  больше внимания, чем позитивисты XIX в., и в то же время они усилили  "антиметафизическую" направленность позитивизма (ряд утверждений самого Конта и Спенсера махисты уже прямо называют "метафизическими"). Махизм характеризуется расширением эмпиризма и феноменализма и более последовательным проведением идеала "описательной" науки. 

На решительный поворот  в развитии естествознания, который  произошел на рубеже XIX-XX вв., позитивизм ответил усилением негативного  характера своей концепции. Если представители первой его формы  не только ратовали за избавление науки  от "метафизики", но и внесли положительный  вклад в познание в виде обобщения  результатов научного исследования, то махисты видели основное назначение философии как теории познания в  элиминации из науки всех "метафизических фикций" (к числу таковых они  относят не только причинность, но и  молекулярно-кинетическую теорию строения материи).

Тем не менее и на стадии махизма сохраняется связь позитивизма  с реальными вопросами, существующими  в науке. Проблема связи абстрактных  понятий теории с эмпирическими  данными встает всякий раз, когда  в науке происходит ломка основных категорий, когда возникает потребность  возвратиться к вопросу о том, насколько обоснованы в опытных  данных возводимые наукой логические построения. Такая потребность остро  ощущалась в науке на рубеже XIX-XX вв. в связи с революцией в естествознании. Определенную роль в развернувшемся в этот период обсуждении логического  характера основных теоретических  понятий классической физики сыграли  и работы Э. Маха, который дал в  своей "Механике" критику представлений  Ньютона об абсолютности пространства и времени и попытался раскрыть логическое содержание понятий массы, системы отсчета и т. д. 

В критических выступлениях махистов против "метафизики" в  философии и науке, несмотря на реакционность  их общей философской установки, можно обнаружить и отдельные  здравые суждения (критика механистического понимания причинности, а также  представлений классической физики об "абсолютности" пространства и  времени). Однако методологические рекомендации, предлагавшиеся представителями второй исторической формы позитивизма, неверно ориентировали ученых. Последовательно проводимый махистами курс на феноменалистические, описательные теории резко противоречил главным тенденциям в развитии естествознания XX в., успехи которого были достигнуты как раз потому, что оно отказалось от махистских рекомендаций. Произвести теоретический синтез с помощью позитивистских рецептов, избегая всех и всяких мировоззренческих (в терминологии позитивизма "метафизических") проблем, оказывалось невозможным. 

Позитивистское отождествление науки с описанием непосредственно  данного в общественных дисциплинах  означает принятие существующих социальных отношений, сложившейся системы  ценностей (в буржуазном обществе - буржуазной идеологической системы) в  качестве чего-то непреложного, подлежащего  не критике, а только констатации. На практике подобная позиция была защитой  системы буржуазных общественных отношений. В труде "Материализм и эмпириокритицизм" разработаны основные принципы критики  позитивизма вообще. 

 

 

Логический позитивизм

 

Неопозитивизм (логический позитивизм, логический эмпиризм)  оформляется в 20-е годы XX в под влиянием работ Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна, а затем существует в в виде трех философских школ: Венского кружка, Берлинского общества эмпирической философии и Львовско-Варшавской школы.

В 1922 году на кафедре натуральной  философии Венского университета, которую  после смерти Э. Маха возглавил профессор  М. Шлик, собралась группа молодых  ученых, поставивших перед собой  смелую цель - реформировать науку и философию. Эта группа вошла в историю под именем Венского кружка. В нее входили сам М. Шлик, Р. Карнап (вскоре ставший признанным лидером нового направления), О. Нейрат, Г. Фейгль, В. Дубислав и другие. После прихода к власти в Германии нацистской партии члены кружка и их сторонники в Берлине, Варшаве и других научных центрах континентальной Европы постепенно эмигрировали в Англию и США, что способствовало распространению их взглядов в этих странах.

Философско-методологическая концепция Венского кружка получила наименование "логический позитивизм" или "неопозитивизм", поскольку  его члены вдохновлялись как  позитивистскими идеями О. Конта  и Э. Маха, так и достижениями символической  логики, разработанной Г. Фреге, Б. Расселом и А. Н. Уайтхедом, причем в логике неопозитивисты увидели тот инструмент, который должен был стать основным средством методологического анализа  науки.

Фундаментальные идеи своей  концепции неопозитивисты заимствовали из "Логико-философского трактата" Л. Витгенштейна, который в ранний период своего творчества онтологизировал  структуру языка той логической системы, которая была создана Г. Фреге, Б. Расселом и А. Н. Уайтхедом. Витгенштейн полагал, что поскольку  язык логики состоит из простых, или  атомарных, предложений, которые с  помощью логических связок могут  соединяться в сложные, молекулярные, предложения, то и реальность состоит  из атомарных фактов, которые могут  объединяться в молекулярные факты. Атомарные факты причинно никак  не связаны друг с другом, поэтому  в мире нет никаких закономерных связей.

Поскольку действительность представляет собой лишь различные  комбинации элементов одного уровня - фактов, постольку и наука должна быть не более чем комбинацией  предложений, отображающих факты и  их различные сочетания. Все, что  претендует на выход за пределы этого "одномерного" мира фактов, все, что  апеллирует к причинным связям фактов или к глубинным сущностям, изгоняется из науки. Конечно, в языке науки  очень много предложений, которые непосредственно как будто не отображают фактов. Но это обусловлено тем, что используемый в науке естественный язык - будь то немецкий, английский или какой-нибудь еще - искажает мысли. Поэтому в языке науки, как и в повседневном языке, так много бессмысленных предложений - предложений, которые действительно не говорят о фактах. Для выявления и отбрасывания таких бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки. Такой анализ и должен стать главным делом философов.

Информация о работе Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ