Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

Разумеется, трудно указать тот момент, когда философия науки оформляется как особая область философии. Рассуждения о специфике научного знания и методов науки можно найти еще в работах Ф. Бэкона и Р. Декарта - первых представителей философии Нового времени. Каждый философ XVII-XIX веков, размышлявший над проблемами теории познания, обращал свой взор так или иначе на науку и ее методы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Предмет философии науки ………………………………………………………..4
Возникновение позитивизма ………………………………………………………5
Географическое распространение позитивизма …………………………………10
"Второй позитивизм" ……………………………………………………………...13
Логический позитивизм…………………………………………………………... 16
Проблемы, рассматриваемые позитивизмом………………………….………… 23
Критический анализ ……………………………………………………………….24
Отличия от классического позитивизма …………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………… 28
Список использованных источников …………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Позитивизм.docx

— 63.75 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский государственный  университет»

 

 

 

Реферат

Дисциплина: «Философия науки»

Тема: Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

магистрант группы ПМ-21

Королева Наталья Викторовна

Проверил:

доцент кафедры философии  и 

культурологии, канд. культурологии

Потапчук Е.Ю.

 

 

 

 

Хабаровск

2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………. 3

Предмет философии науки  ………………………………………………………..4

Возникновение позитивизма  ………………………………………………………5

Географическое распространение  позитивизма …………………………………10

"Второй позитивизм" ……………………………………………………………...13

Логический позитивизм…………………………………………………………... 16

Проблемы, рассматриваемые  позитивизмом………………………….………… 23

Критический анализ ……………………………………………………………….24

Отличия от классического  позитивизма …………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………… 28

Список использованных источников …………………………………………….30 
Введение

Не секрет, что жизнь  современного человека в значительной степени связана с достижениями науки и техники. Ежедневно люди пользуются холодильниками и телевизорами, компьютерами и сотовыми телефонами, ездят на автомобилях, летают на самолетах; общество избавилось от холеры и оспы - болезней, которые когда-то опустошали целые селения; человек высадился  на Луну и теперь готовит научные  экспедиции на другие планеты Солнечной  системы. В настоящее время нет  практически ни одной сферы человеческой деятельности, где можно было бы обойтись без использования научного знания, и поэтому дальнейший прогресс человечества многие люди тесно увязывают  с новыми научно-техническими достижениями.

Такое огромное влияние науки  на жизнедеятельность современного человека заставило философов обратить внимание на саму науку и сделать  ее предметом своих размышлений.

Разумеется, трудно указать  тот момент, когда философия науки  оформляется как особая область  философии. Рассуждения о специфике  научного знания и методов науки  можно найти еще в работах  Ф. Бэкона и Р. Декарта - первых представителей философии Нового времени. Каждый философ XVII-XIX веков, размышлявший над проблемами теории познания, обращал свой взор так или иначе на науку и  ее методы. Однако все это время  рассмотрение науки осуществлялось в рамках теоретико-познавательного  анализа. Лишь постепенно научное познание (в трудах О. Конта, Дж. С. Милля, Э. Маха) становится главным предметом теории познания, а А. Пуанкаре, П. Дюгем (Дюэм), Б. Рассел уже специально анализируют  структуру науки и ее методы. Данная тема реферата была выбрана мной, потому что только логический позитивизм в начале XX века четко разграничил научное и обыденное познание и провозгласил науку единственной сферой человеческой деятельности, вырабатывающей обоснованное знание. И именно тогда изучение науки было впервые отчетливо отделено от исследования общих проблем познания.

Предмет философии  науки

 

* Важным механизмом «перевода» науки на язык идеологических проблем является философия науки — как бы сублимация самого научного знания, его духовная производная. Активное участие философии науки в формировании идеологий наблюдается на протяжении всей истории науки, начиная с ее самых ранних форм. Уже в идеологической борьбе в Древней Греции активно участвовали философы, доказывая высшую рациональность научного знания и научного метода.

Философией науки обычно называют ту ветвь аналитической  философии, которая занимается изучением  науки и претендует на научную  обоснованность своих выводов.

Однако прежде чем приступить к исследованию науки и пытаться давать ответы на вопросы, касающиеся научного знания, необходимо иметь  определенное представление о том, что такое человеческое познание вообще, какова его природа и социальные функции, его связь с производственной практикой и т.п. Ответы на эти  вопросы дает философия, и в частности  такой ее раздел, как теория познания, причем различные философские направления  обычно предлагают разные ответы. Поэтому  каждый философ науки с самого начала отталкивается от той или  иной философской системы.

Кроме того, современная  наука слишком обширна, чтобы  один исследователь мог охватить ее всю целиком. Отсюда каждый философ  науки избирает для изучения и  анализа какие-то отдельные научные  дисциплины, например математику, физику, химию или биологию, а иногда и  просто отдельные научные теории. Обычно этот выбор определяется его  философскими предпочтениями или случайностями  его образования.

Если принять во внимание, что представители философии  науки могут быть сторонниками различных  философских направлений и в  своих исследованиях ориентироваться  на разные научные дисциплины и их историю, то сразу же станет ясно, почему они зачастую приходят к выработке очень разных представлений о науке. Конкретно это проявляется в том, что в философии науки существует множество различных методологических концепций, которые дают систематизированные и логически согласованные ответы на указанные выше вопросы о природе науки и ее методах.

Так, в конце XIX-начале XX века широкой известностью пользовались методологические концепции, созданные  австрийским физиком и философом-позитивистом Э. Махом, французским математиком  А. Пуанкаре, французским физиком  П. Дюгемом (Дюэмом). С конца 20-х годов XX века почти всеобщее признание  получила методологическая концепция  логического позитивизма. Во второй половине XX века выступили со своими методологическими концепциями  такие философы и ученые, как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие другие.

 

 

Возникновение позитивизма

 

В 30–40 гг. XIX в. возникает  и широко распространяется философия  французского мыслителя Огюста Конта (1798– 1857). Она получила название философии  позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается  в Англии, Германии и других странах  Западной Европы. Проявляют к нему интерес и мыслители в России.

Возникновение позитивизма  было теснейшим образом связано  с успехами различных наук – математики, физики, химии, биологии. Наука становилась  все более популярной, оказывала  огромное влияние на умы людей. К  тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из-под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание. На формирование  позитивизма оказало также утилитаристская установка опытных наук, связанная с развитием промышленной революции. Позитивизм явился формой самосознания науки, освободившейся от давления старых религиозных и философских концепций. Определенную роль в формировании позитивизма сыграло распространение идей прогресса, прежде всего прогресса науки и его влияния на развитие общества. Позитивизм опирался на многие идеи философии Просвещения, хотя, с другой стороны, явился реакцией на просветительскую идеологию.

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как  философское. Конт считал необходимым  выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал  он, предстоит построить систему  «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся  исключительно на факты. Построение такой системы возможно лишь, считал Конт, при создании научного метода познания, позволяющего находить и  создавать систему этого положительного философского знания.

Позитивизм в общем смысле - философское течение, основанное на принципе, что все подлинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных дисциплин и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма умозрительная философия занимается бесплодными спекуляциями, химерами, не имеет практического выхода, следовательно, бесполезна. В первоначальном истолковании основателя позитивизма О.Конта позитивизм означал требование к философии отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциальных начал и вообще сверхчувственных сущностей. Конта в его взглядах поддерживали его непосредственные ученики и последователи: ЭЛиттрс во Франции, Дж. С. Милль, Г. Спенсер в Англии, Е.B. де Роберти, Г.Н. Вырубов и В.В Лесевич в России.

Основоположник позитивизма  и автор термина «позитивизм» французский философ Огюст Конт, выступивший с большим шеститомным  трудом «Курс позитивной философии», одно время был секретарем великого утописта-социалиста А. Сен-Симона. Однако он позаимствовал не социалистические идеи Сен-Симона, а идеи об определяющей роли техники, науки и промышленности в общественном и научном прогрессе. Совершенно самостоятельно он разработал принципы позитивной философии и  социологии. 
Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время «положительного» знания, О. Конт формулирует три закона: 1) закон «трех стадий»; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.

Конт полагал, что в  обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что человечество проходит три стадии своего интеллектуального  развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Но человечество проходит и три стадии своего технического развития: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное. Первое определяется теологией, второе – метафизикой, а  третье – наукой. Как видим, в  законе «трех стадий», или «двойственной  эволюции», содержится очень ценная идея взаимосвязи знаний и социально-экономического развития общества. Конечно, Конту можно  возразить: на доиндустриальной стадии существует не только метафизика, но и  теология, это относится также  и к третьей стадии, которая  несет в себе и философское, и  научное знание, этой стадии не чужда  и теология. Этот закон был подвергнут критике Г. Спенсером.

Конт полагал, что позитивная философия должна представлять окончательное  состояние человеческого ума, ибо  наблюдение – это универсальный  метод приобретения знаний. Развитие же науки Конт понимает как накопление полученных знаний и прежде всего  законов. Знания, таким образом, предстают  как описательные знания и противопоставляются  тенденции объяснения. Познание у  Конта не идет дальше эмпирического  мира, т.е. мира феноменов, что сразу же заметил другой видный позитивист, английский философ Джон Стюарт Милль (1806–1873). Он продолжил основные идеи О. Конта: был сторонником эмпиризма, отрицал возможность дедуктивного знания; рассматривал логику как «ветвь» психологии; утверждал, что любой вывод – это вывод «от частного к частному». Милль много внимания уделял разработке метода философии позитивизма: таковым он считал индукцию. В самой индукции он предлагал рассматривать четыре метода: метод согласия; метод различия; метод остатков; метод сопутствующих изменений.

Взгляды Милля оказали  большое влияние на английского  философа Герберта Спенсера (1820–1903). Он опубликовал проспект десятитомного  издания «Система синтетической  философии», включавшего его произведение – «Основные начала». Спенсер  соглашается с тем, что философия  есть такое знание, которое «переходит границы обычного знания», хотя философии  досталась та же область, которой  занимается и наука – природа, человек, мир. По Спенсеру, философия  – это научное знание, а не сумма наук. Специфика этого знания в отличие от знания положительных  наук состоит в том, что философское  знание – это «знание вполне объединенное», в то время как у наук знание «отчасти объединенное» .

Что же Спенсер понимает под «вполне объединенным» и  «отчасти объединенным» знанием? Оказывается, что философское знание – это  знание на уровне обобщения законов  конкретных наук, дающее представление  о наиболее общих принципах бытия  и познания. А знание, ведущее  к открытию отдельных законов, есть собственно научное знание. Одним  словом. Спенсер, как и Конт, растворяет философское знание в конкретно-научном  знании.

Требования, которые были выработаны позитивистами к философскому методу познания, заслуживают пристального исследования. Было бы неверным не видеть влияния позитивизма на развитие методологии наук. Позитивизм предложил  совокупность познавательных средств, методов, приемов для лингвистики  и семантики, социологии и биологии, физики и информатики.

Конт, Милль и Спенсер  дали свое заслуживающее внимания видение  научного знания. Так, классификации  наук, данные Контом и Спенсером, показывают, что познание мира науками осуществляется с разной степенью абстрактности. Первая основная наука – математика. Это, с одной стороны, наука о самых  простых объектах – количественных свойствах вещей, точно измеряемых, а с другой стороны, наиболее абстрактная  из всех наук, так как она полностью  отвлекается от качественных свойств  и признаков объекта, что нельзя сказать о других науках. Математике позитивизм отводит важное место  в методологии всех наук, придавая количественным методам исследования первостепенное значение. В классификации  Конта отсутствует наука логика, значение которой он явно недооценил. Однако Спенсер этот пробел в позитивистской методологии исправил: к абстрактным  наукам, изучающим формы явлений, он относит не только математику, но и логику.

Позитивизм предлагает анализировать  конкретные и всеобщие характеристики познавательной деятельности. Спенсер, например, помимо абстрактных наук – логики и математики – делил  науки на абстрактно-конкретные (механика, физика, химия и т.д.) и конкретные (астрономия, геология, биология, психология, социология и т.д.). Другое дело, что  мы можем сегодня не согласиться  со Спенсером. Например, биология не является только конкретной наукой: идет бурное развитие теоретической биологии; социология не может быть только эмпирической и т.д. Однако выяснение смысла научной  деятельности – это, бесспорно, заслуга  позитивистской методологии. Сегодня  проблема смысла научной деятельности и ее взаимоотношений с другими  сферами деятельности означает рассмотрение науки с точки зрения практики, общества, культуры, человека. И хотя позитивизм ориентируется преимущественно  на естественные науки и их методы, он, тем не менее, поставил проблему рационализации научной деятельности и самой философии.

Информация о работе Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ