Понятие диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой .
По Гегелю диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен.

Содержание

Введение

1. Понятие диалектики, ее исторические формы и альтернативы……………………………………………….…...2

2. Диалектика как система. Принципы диалектики.….3

3. Законы диалектики……………………………………...8

4. Категории диалектики………………………………….12

5. Диалектика после Гегеля………………………………15

Заключение…………………………………………………19

Литература

Работа содержит 1 файл

философия2009.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

   Процессы  качественных превращений, не выходящие  за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Например: эволюция звезд.

   Процессы  перехода из одного вида материи к  другому.

          Развитие – это необратимое,  направленное закономерное изменение  материальных и идеальных объектов, обусловленное противоречиями системы.

          Развитие совершается при наличии  всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений, их составляющих элементов. Связь – это такое отношение, в котором изменение одной из его сторон (признака, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием изменения другой его стороны. Связи чаще всего выступают в виде взаимосвязей. Во взаимосвязи элементов предмета происходят определенные изменения. Момент такого изменения есть взаимодействие. Взаимосвязь в природе и обществе носит всеобщий объективный характер. В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.

          Всеобщая универсальная взаимосвязь  всех явлений – исходная предпосылка  принципа детерминизма.

   Детерминизм предполагает наличие разнообразных  объективно существующих форм взаимосвязи  явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системе, связь состояний в движении и развитии.

          Классическая наука опиралась  на механический детерминизм,  согласно которому значение координат  и импульсов всех частиц Вселенной  в данный момент времени совершенно  однозначно определяет их состояние в любой прошедший или будущий момент времени. Такой подход означал признание лишь динамических закономерностей. Последние являются формой причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, причем степень возможности появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями. Статистическая закономерность – это форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

          Альтернативой детерминизму выступает  индетерминизм – концепция, которая  либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной обусловленности неприменим. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.

          Неотъемлемым элементом диалектики  является принцип системности,  в соответствии с которым любой  процесс или явление следует  понимать как целостное образование.  Эффект системности обнаруживается  в появлении у него новых  свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство). Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация – последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

          Системный способ объединения  элементов выражает их принципиальное  единство: благодаря иерархичному  включению систем разных уровней друг в друга любой элемент любой системы оказывается связанным со всеми элементами всех возможных систем. Например: человек – биосфера – планета Земля – Солнечная система – Галактика. Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир.

          Современная диалектика содержит  в себе и другие принципы. Нет  строгого для всех обязательного  перечня принципов диалектики, нет  именно потому, что принцип –  это не столько четко фиксированное  понятие, сколько сам способ  рассмотрения и понимания предметов и явлений объективного мира.

   Иногда  говорят, что факт следования из двух противоречащих высказываний любого высказывания не доказывает бесполезности противоречивой теории: во-первых, теория может представлять интерес сама по себе, несмотря на всю свою противоречивость; во-вторых, в нее можно внести поправки, которые сделают ее непротиворечивой; и наконец, можно придумать метод, пусть даже метод ad hoc (каковы, например, методы избежания расхождений в квантовой теории), который предотвратит ложные заключения, требуемые самой логикой теории. Все это абсолютно верно, но при всех поправках такая паллиативная (makeshift) теория является источником  серьезных опасностей, ранее нами обсуждавшихся: если мы действительно хотим примириться с этой теорией, тогда ничто не заставит нас искать лучшей теории, и наоборот: если мы ищем более совершенной теории, то только потому, что считаем данную теорию плохой вследствие содержащихся в ней противоречий. Примирение с противоречием обязательно приводит нас в этом случае, как и всегда, к отказу от критики, а значит,— к краху науки.

   Например, вместо использовавшихся нами терминов «тезис», «антитезис» и «синтез» диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью терминов «отрицание (тезиса)» — взамен «антитезиса» и «отрицание отрицания» — взамен «синтеза». Они также любят употреблять термин «противоречие» там, где менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или, может быть, «противоположный интерес» и т. д. Их терминология не причиняла бы никакого вреда, если бы термины «отрицание» и «отрицание отрицания» (а также «противоречие») не имели ясных и достаточно определенных логических значений, отличных от диалектических. По сути дела неправильное употребление этих терминов играет не последнюю роль в смешении логики и диалектики, столь нередком в диалектических дискуссиях. Зачастую диалектика рассматривается в них как часть — причем наиболее совершенная — логики или как что-то вроде реформированной, модернизированной логики. Более глубокие основания такой позиции мы обсудим ниже. Сейчас я скажу только, что наш анализ не приводит к тому заключению, что диалектика имеет какое-либо сходство с логикой. Действительно, логику можно определить — пусть приблизительно, однако для наших целей этого вполне достаточно — как теорию дедукции. Вместе с тем у нас нет никакого основания считать, что у диалектики есть что-то общее с дедукцией. Подведем итог. Суть диалектики — диалектики в том смысле, в каком мы способны наделить ясным значением диалектическую триаду — может быть описана следующим образом. Диалектика, точнее теория диалектической триады, устанавливает, что некоторые события или исторические процессы происходят определенным типичным образом. Стало быть, диалектика есть эмпирическая, описательная теория. Ее можно сравнить, скажем, с теорией, согласно которой живые организмы на определенной стадии своего развития растут, затем остаются неизменными, после чего начинают уменьшаться и умирают,— либо с теорией, согласно которой люди сначала отстаивают свои мнения догматически, потом [начинают относиться к ним] скептически, и лишь после этого, на третьей стадии,— [воспринимают их] научно, то есть в критическом духе. Как и эти теории, диалектика допускает исключения — если только не навязывать диалектические интерпретации насильно,— и, подобно им же, не состоит ни в каком особом родстве с логикой.

   Диалектика (в современном, то есть главным образом  гегелевском, смысле термина) — это  теория, согласно которой нечто —  в частности, человеческое мышление,— в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначала — некая идея, теория или движение,— «тезис». Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез. 
 

     
3. Законы диалектики.
 

   Принципы  диалектики конкретизируются в ее законах. Традиционно закон определяется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между  явлениями».

          Все многообразие законов, действующих в мире, можно классифицировать по различным основаниям. По степени общности выделяют следующие законы:

   специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного  отбора;

   общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;

   всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах бытия. Это законы диалектики, названные марксизмом «основными», «главными».

          Всеобщность законов диалектики  заключается не в их приложимости  ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.

          Другой особенностью законов  диалектики является их вероятностная, статистическая природа. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том,  что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.

          В любом процессе развития  законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.

          Центральное место в диалектике  занимает закон единства и  борьбы противоположностей, вскрывающий  источник развития. Согласно этому  закону всем явлениям действительности присущи диалектические противоположности, между которыми в результате взаимодействия возникает противоречие. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которых противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Вся окружающая нас действительность подтверждает данное положение. Химический процесс, например, это единство ассоциации (соединение) и диссоциации (разъединение) атомов. Изменчивость и наследственность, будучи факторами эволюции, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь всякий раз образованием нового вида живой материи.

          Механизм возникновения, развития  и разрешения диалектических  противоречий можно понять, соотнеся понятия «тождества», «различия» и «противоположности». Категория «тождества» означает одинаковость, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования предмета. Любое животное, растение в каждый момент своей жизни не только тождественны сами себе, но и отличаются от самих себя благодаря усвоению, выделению веществ, отмиранию клеток. Данные наук говорят о различии внутри тождества. Незаметные в начале различия перерастают затем  в противоположности, непосредственно несовместимые друг с другом стороны. Взаимоотношение этих противоположностей перерастает в ярко выраженные между ними противоречия. Разрешение противоречия приводит к образованию нового предмета.

          Следует знать, что противоречия  могут разрешаться, а могут  не разрешаться, и в зависимости  от этого, роль противоречия в развитии будет существенно различной. Противоречие нередко является тормозом движения и побуждает двигаться вспять и назад. Так, например, аэродинамическое торможение искусственного спутника Земли с низкой орбитой, вызванной силой сопротивления верхних слоев атмосферы, замедляет скорость и постепенно гасит кинетическую энергию летящего спутника. В результате под воздействием притяжения Земли он рано или поздно упадет на ее поверхность и прекратит существование. Движение прекращается в результате возникновения и разрешения противоречия между силами инерции летящего по орбите спутника и силами сопротивления среды.

          Таким образом, противоречие может  выступать и двигателем, и тормозом  движения (нередко одновременно), и  эта его роль зависит от конкретного содержания, масштаба и способа разрешения. Но главным результатом разрешения противоречий развития должно быть продвижение вперед и рождение вследствие этого новых, отличных от прежних еще большей глубиной, силой и масштабом противоречий, т.е. создание предпосылок для дальнейшего движения и развития.

          Закон диалектического противоречия  формулирует общие условия превращения  обычного движения в восходящий  процесс, в развитие. Внутренний  механизм, само таинство превращения  простого в сложное, низшего в высшее, старого в новое  вскрывает закон взаимного превращения количественных и качественных изменений. Он отвечает на вопрос: как осуществляется развитие?

          Согласно этому закону накопление  количественных изменений в состоянии любого объекта приводит к скачкообразным качественным изменениям. Для уяснения содержания данного закона необходимо усвоить категории «качество», «свойство», «количество».

      Качество выражает внутреннюю  определенность предметов, явлений,  их черты, свойства и структуру, благодаря которым предметы являются сами собой и отличаются друг от друга. Качественная определенность включает свойства предметов, явлений в их совокупности. Свойство – признак выявления качества предмета, характеризующий его отдельную сторону. Каждый предмет обладает многими качествами, единство которых выражает их качество. Свойства вещей, предметов, явлений объективны.

          Качество и свойство нельзя  рассматривать в отрыве от  количества. Количество – это  определенность предмета со стороны его величины и объема, степени развития и интенсивности присущих ему свойств.

Информация о работе Понятие диалектики