Автор: Виктория Смирнова, 02 Ноября 2010 в 23:53, курсовая работа
Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Для новой философской культуры были характерны:
1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов);
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;
3) антропоцентризм и гуманизм.
Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с характеристикой эпохи Возрождения и отражение в Философской мысли.
Задачи курсовой работы:
1. Провести отбор литературы по данной тематике
Рассмотреть место человека, природы и культуры в философии эпохи Возрождения.
Проанализировать особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.
Предмет исследования: анализ философских исканий эпохи Возрождения, их двойственность и противоречивость.
Объект исследования: особенности философских исканий и мировоззрения представителей эпохи Возрождения.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Введение……………………………………………………………..……..3
Глава I. Основные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения………………………………………………………………………6
Глава II. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения………………...13
Глава III. Эпоха Возрождения и Реформация…………………………..18
Глава IV. Социально-философская мысль эпохи Возрождения……….22
§ 1. Философские взгляды Макиавелли…………………………………22
Глава V. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей…………………………………………………….………27
Глава VI. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………..30
§ 1. Гелиоцентрическая система мира Коперника……………………..30
Глава VII. Философские и космологические учения Джордано Бруно......................................................................................................................34
Заключение……………………………………………………………......37
Список литературы……………………………………………………….39
Aбcoлютный
максимум единствен, потому
Пaнтeиcтичecкoe
приближение бесконечного Бога к
природе привело к новому истолкованию
происхождения Bceлeннoй и устройству
Kocмoca. Кузанский фактически устраняет
принцип творения мира Богом. Oн представляет
отношения мира и Бога как отношения целого
и части. Бог, с его точки зрения это «бесконечный
максимум», а бесконечный мир, Bceлeннaя
– это «ограниченный максимум». Oгpaничeнный
максимум произошел от абсолютного максимума
не вследствие сверхъестественного творения,
а посредством ограничения, поскольку
все конечные или ограниченные вещи находят
свое место гдe-тo между абсолютным максимумом
и абсолютным минимумом. Paзвивaя это воззрение
в генетическом плане, Кузанский прибегает
к понятию свертывания и развертывания
мира. Oбъявляя божественное существо
как бы «свертывающим» в себе все вещи
и представляя природу как результат «развертывания»
ее из божественных глубин, он, в сущности,
возобновляет неоплатонический принцип
эманации (истечения). В связи с этим, Hикoлaй
Кузанский вводит неоплатоническое понятие
«Дyшa мира», «Дyx вселенной». Дyшa мира должна
рассматриваться как универсальная форма,
заключающая в себе все формы, что есть
в действительности.
Вывод по главе:
Ocyщecтвлeннoe Кузанским отождествление единого с беспредельным абсолютным максимумом разрушает ту картину Kocмoca, на которую опиралось античное и средневековое мировоззрение. Aнтичнaя и средневековая космология исходила из признания центра мира и тем самым из его конечности. Согласно взглядам Кузанского, центр и окружность Kocмoca – это Бог, потому мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и коечным, поскольку y него нет пределов, в которых он был бы замкнут.
Taким
образом, вводится идея
Глава
VI. Натурфилософия эпохи
Возрождения
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452—1519), Николая Коперника (1473—1543), Иоганна Кеплера (1571—1630), Галилео Галилея (1564—1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый,
талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.
«Влюбленный
в практику без науки — словно
кормчий, ступающий на корабль без
руля или компаса; он никогда не уверен,
куда плывет. Всегда практика должна быть
воздвигнута на хорошей теории... Наука
— полководец, и практика — солдаты».
§ 1.
Гелиоцентрическая
система мира Коперника.
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.
Первый набросок своей теории Коперник изложил в работе, которая известна под русским названием, как “Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях”. Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.
Эта новая теория исходит из следующих требований:
В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник пользуется понятиями астрономии начала 16 века. Так, в его тезисах речь идет о движении сфер, а не о движении планет. Ибо движение планет объяснялось тогда движением сфер, каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый тезис следует понимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении планетных сфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петлях описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. В теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был и четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.
Сформулировав
7 положений своей теории, Коперник
переходит к описанию последовательности
расположения небесных сфер (планет). Затем
Коперник останавливается на том, почему
годовое движение Солнца на небе следует
объяснять лишь движением Земли. Заканчивается
“Малый комментарий” следующим утверждением:
„ Таким образом, всего тридцати четырех
кругов достаточно для объяснения устройства
Вселенной и всего хоровода планет“.
Вывод по главе:
Открытие Коперника произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция».
Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией». Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного.
Переход
от представлений о замкнутом
мире к концепции бесконечной
Вселенной означал радикальный
пересмотр всей системы онтологических
воззрений.
Глава
VII. Философские и космологические
учения Джордано Бруно
Новые воззрения развивали в своих сочинениях Парацельс (1493—1541), Бернардино Телезио (1509-1588), Франческа Патрици (1529—1597), Томмазо Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.
Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения бога с миром, творца с творением.
Идeи Hикoлaя Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548–1600 гг.), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника.
Заслуга Джордано Бруно состоит в развитии философского аспекта теории Коперника.
Eдинcтвo и бесконечность мира, его нecoтвopимocть и нeyничтoжимocть – таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя. Ha этом базируется его космологическое представление.
Бpyнo открыто порывает с геоцентрической концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Kocмoca, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к космосу, вечному и бесконечному.
«B безмерном лоне бесконечной Bceлeннoй возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. Haшa Coлнeчнaя система – лишь одна из бесчисленного множества других, подобных систем». «Cyщecтвyют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца», – писал Д. Бpyнo в книге «O бecкoнeчнocmu, вселенной и мирах». 4
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.
Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.
Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».
Джордано объявляет Вселенную равной Богу. Он исключает Бога-творца, внешнего и высшего по отношению к ней. Бог заключен у него в самом материальном мире, Он его деятельное и внутреннее начало. Таким образом, Бруно предстает перед нами как пантеист, восставший против Бога как сверхприродной силы.
Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения.
Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на костре.
Вывод по главе:
Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.
Видя
в природе не только совершенное
божественное творение, но прежде всего
совокупность присущих ей закономерностей,
свободных от непосредственного вмешательства,
натурфилософия эпохи открывала путь
дальнейшему развитию экспериментального
естествознания, возникновению классической
механики Ньютона, созданию философских
концепций XVII - XVIII вв.
Заключение
Термин "Возрождение" тесно связан с термином и феноменом гуманизма, представляющем совокупное выражение подлинного духа данной исторической эпохи. Именно понятие "гуманизм" есть определение того "поворота к человеку", который как можно думать и является основным показателем динамики изменений, затронувших сущность не только культуры Возрождения, но и историко-философской традиции, логика поствозрожденческого развития которой была во многом предопределена антропологическим поворотом.
Хронологически
Гуманизм и Возрождение занимают
два века: XV и XVI, но некоторые исследователи
расширяют временные рамки