Особенности эпохи Возрождения

Автор: Виктория Смирнова, 02 Ноября 2010 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Для новой философской культуры были характерны:
1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов);
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;
3) антропоцентризм и гуманизм.
Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с характеристикой эпохи Возрождения и отражение в Философской мысли.
Задачи курсовой работы:
1. Провести отбор литературы по данной тематике
Рассмотреть место человека, природы и культуры в философии эпохи Возрождения.
Проанализировать особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.
Предмет исследования: анализ философских исканий эпохи Возрождения, их двойственность и противоречивость.
Объект исследования: особенности философских исканий и мировоззрения представителей эпохи Возрождения.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……..3
Глава I. Основные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения………………………………………………………………………6
Глава II. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения………………...13
Глава III. Эпоха Возрождения и Реформация…………………………..18
Глава IV. Социально-философская мысль эпохи Возрождения……….22
§ 1. Философские взгляды Макиавелли…………………………………22
Глава V. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей…………………………………………………….………27
Глава VI. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………..30
§ 1. Гелиоцентрическая система мира Коперника……………………..30
Глава VII. Философские и космологические учения Джордано Бруно......................................................................................................................34
Заключение……………………………………………………………......37
Список литературы……………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Готовая фил (тит.лист, введение, выводы, общий вид).doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Московский  гуманитарно-экономический институт

Тверской  филиал

Представительство г.Торопец 
 

Кафедра общегуманитарных дисциплин 

Курсовая  работа

по учебной  дисциплине: «Философия»

на тему «Особенности философии эпохи Возрождения» 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                                          Руководитель:

студент учебной  группы МТ-341                               Иванов Николай Иванович

факультета экономики  и управления                         доктор философских наук,

Смирнова Виктория Викторовна                                                           профессор 
 
 
 

Оценка  « _____»

__________________________

(подпись  и расшифровка подписи руководителя) 

Защищена

«___»________200_г. 

2009 год

Оглавление:

Стр.

      Введение……………………………………………………………..……..3

      Глава I. Основные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения………………………………………………………………………6

      Глава II. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения………………...13

      Глава III. Эпоха Возрождения и Реформация…………………………..18

      Глава IV. Социально-философская мысль эпохи Возрождения……….22

      § 1. Философские взгляды Макиавелли…………………………………22

     Глава V. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей…………………………………………………….………27

     Глава VI. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………..30

      § 1. Гелиоцентрическая система мира Коперника……………………..30

     Глава VII. Философские и космологические учения Джордано Бруно......................................................................................................................34

      Заключение……………………………………………………………......37

      Список  литературы……………………………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в  истории философии. Ренессанс в  Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название говорит  о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.

      Для новой философской культуры были характерны:

      1) антисхоластический характер (хотя  для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов);

      2) пантеизм как главный принцип  мировоззрения;

      3) антропоцентризм и гуманизм.

      Цель  работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с характеристикой эпохи Возрождения и отражение в Философской мысли.

   Задачи  курсовой работы:  
     1. Провести отбор литературы по данной тематике

  1. Рассмотреть место человека, природы и культуры в философии эпохи Возрождения.
  2. Проанализировать особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.

    Предмет исследования: анализ философских исканий эпохи Возрождения, их двойственность и противоречивость.

    Объект  исследования: особенности философских исканий и мировоззрения представителей эпохи Возрождения.

    Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

   В эпоху  Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания философских сочинений была связана с догматической, «менторской» манерой изложения, построенной на толковании авторитетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литературно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.

      Иерархическое представление о мироздании они  предложили заменить на концепцию о  мире, в котором происходит взаимопроникновение  земного, природного и Божественного  начал. Природа трактовалась ими  пантеистически, в чем проявилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. По мнению одного из выдающихся представителей данного направления, Плотина, Душа, снизойдя в огромную массу природы, пронизывает и освещает ее, как Солнце пронизывает своими лучами и освещает темное облако. Тем самым Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал.

      Baжнeйшeй  отличительной чертой мировоззренческой  эпохи Boзpoждeния является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была пpиpoднo-кocмичecкaя жизнь, а в средние века – религиозная жизнь – проблема «спасения», то в эпоху Boзpoждeния на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Филocoфия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

      Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу. В эпоху Возрождения  сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом» устремиться к безграничному совершенствованию своей природы. В центре гуманистических интересов стоит человек и связанные с ним темы природы, истории и языка.

      Философия в эпоху Возрождения - и это  одна из ее особенностей - была включена в культуру, была феноменом, явлением культуры, что прослеживается более явно, чем в иные периоды историко-философского процесса, когда философия представляла собой скорее автономную интеллектуальную традицию, самостоятельную настолько, что более точным был бы разговор не о включенности, а о противостоянии философии и культуры, о противостоянии философа и культуры.

      Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом  естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах  Италии это обновление захватило  затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии. 

 

       пГлава I. Основные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения. 

      В целом философия Возрождения  прошла три периода:

      I период - гуманистический (XIV - сер. XV в.) Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

      II период - неоплатонический (сер. XV - XVI в.) Николай Кузанский, Пикоделла Мирандолла, Парацельс.

      III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в.) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

      ажной составляющей гуманистической и  возрожденческой мысли были дискуссии по проблемам морали. По традиции, первым гуманистом считается Франческо Петрарка (1304-1374). Он подверг критическому анализу "испорченность" и "безбожие" своего времени, выделяя при этом две причины: воинствующий натурализм и господство диалектики и логики. Петрарка предложил также и выход - возвращение от природы как предмета философского анализа к душе человека и реставрация изначального обаяния гуманитарных наук античности.

      Гуманизм (от латинского гуманос - человечный) - есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Термин “гуманизм” был введен немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808 г., как обобщающий знак (символ) антисхоластических и внецерковных суждений светских преподавателей, писателей, поэтов, философов ХIV-ХУ вв., главным образом итальянцев.

      Гуманизм  имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое  общественное движение, имеющее важнейшие  политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный - о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование.

      Гуманизм  исторически и типологически  определил первый период развития философии  Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схоластикой отвоевало право  быть философией. Чeлoвeк в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Mыcлитeли эпохи Boзpoждeния, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Oни верили в Бога, признавали его пepвoтвopцoм мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире.

      В философии этой эпохи значительно  ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию – «благодать», а на собственные силы человека. Oптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.

      Идеал гуманистов – иото universale, стоящий над сословными границами, всесторонне развитый человек, исполняющий свое предназначение как существо, способное учиться, расширять свои знания.

      Сущность  философии эпохи Возрождения  – антропоцентризм: признание человека, а не природы или Бога, высшим творением мироздания.

      Человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек - венец ее творения. Он сам - Мастер. Цeнтpaльнaя фигура не Бог, а человек. Бог–начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Oбщecтвo не продукт Бoжьeй воли, а результат деятельности людей. Чeлoвeк в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все.

      Возвышение  человека теперь оказывается не столько  следствием Божьей Благодати, сколько  продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир, доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца, возможности которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего. "Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, - обращается Бог к Адаму в "Речи о достоинстве человека", написанной Пико делла Мирандолой, - ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь".1

      Бог дал человеку свободную волю и  теперь человек сам должен решать свою судьбу, определять своё место в мире. Человек не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. По мере того как человек осознаёт себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

      Задача  философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а  раскрытие их гармонического единства.

      Baжным  элементом мировоззрения является  также культ творческой деятельности. В эпоху Boзpoждeния всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. Гocпoдcтвoвaл элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания – размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Kocмoca, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Xpиcтиaнcтвo высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души – молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.

Информация о работе Особенности эпохи Возрождения