Автор: Виктория Смирнова, 02 Ноября 2010 в 23:53, курсовая работа
Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Для новой философской культуры были характерны:
1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов);
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;
3) антропоцентризм и гуманизм.
Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с характеристикой эпохи Возрождения и отражение в Философской мысли.
Задачи курсовой работы:
1. Провести отбор литературы по данной тематике
Рассмотреть место человека, природы и культуры в философии эпохи Возрождения.
Проанализировать особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.
Предмет исследования: анализ философских исканий эпохи Возрождения, их двойственность и противоречивость.
Объект исследования: особенности философских исканий и мировоззрения представителей эпохи Возрождения.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Введение……………………………………………………………..……..3
Глава I. Основные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения………………………………………………………………………6
Глава II. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения………………...13
Глава III. Эпоха Возрождения и Реформация…………………………..18
Глава IV. Социально-философская мысль эпохи Возрождения……….22
§ 1. Философские взгляды Макиавелли…………………………………22
Глава V. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей…………………………………………………….………27
Глава VI. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………..30
§ 1. Гелиоцентрическая система мира Коперника……………………..30
Глава VII. Философские и космологические учения Джордано Бруно......................................................................................................................34
Заключение……………………………………………………………......37
Список литературы……………………………………………………….39
Московский
гуманитарно-экономический
Тверской филиал
Представительство
г.Торопец
Кафедра
общегуманитарных дисциплин
Курсовая работа
по учебной дисциплине: «Философия»
на тему
«Особенности философии эпохи Возрождения»
Выполнил:
студент учебной
группы МТ-341
факультета экономики
и управления
Смирнова Виктория
Викторовна
Оценка « _____»
__________________________
(подпись
и расшифровка подписи
Защищена
«___»________200_г.
2009 год
Оглавление:
Стр.
Введение…………………………………………
Глава
I. Основные черты философского мировоззрения
эпохи Возрождения…………………………………………………
Глава II. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения………………...13
Глава III. Эпоха Возрождения и Реформация…………………………..18
Глава IV. Социально-философская мысль эпохи Возрождения……….22
§
1. Философские взгляды
Глава
V. Николай Кузанский и принцип совпадения
противоположностей………………………………
Глава VI. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………..30
§ 1. Гелиоцентрическая система мира Коперника……………………..30
Глава
VII. Философские и космологические учения
Джордано Бруно.........................
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Для новой философской культуры были характерны:
1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов);
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;
3) антропоцентризм и гуманизм.
Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с характеристикой эпохи Возрождения и отражение в Философской мысли.
Задачи
курсовой работы:
1. Провести отбор литературы
по данной тематике
Предмет исследования: анализ философских исканий эпохи Возрождения, их двойственность и противоречивость.
Объект исследования: особенности философских исканий и мировоззрения представителей эпохи Возрождения.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания философских сочинений была связана с догматической, «менторской» манерой изложения, построенной на толковании авторитетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литературно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.
Иерархическое представление о мироздании они предложили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, в чем проявилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. По мнению одного из выдающихся представителей данного направления, Плотина, Душа, снизойдя в огромную массу природы, пронизывает и освещает ее, как Солнце пронизывает своими лучами и освещает темное облако. Тем самым Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал.
Baжнeйшeй
отличительной чертой
Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу. В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом» устремиться к безграничному совершенствованию своей природы. В центре гуманистических интересов стоит человек и связанные с ним темы природы, истории и языка.
Философия в эпоху Возрождения - и это одна из ее особенностей - была включена в культуру, была феноменом, явлением культуры, что прослеживается более явно, чем в иные периоды историко-философского процесса, когда философия представляла собой скорее автономную интеллектуальную традицию, самостоятельную настолько, что более точным был бы разговор не о включенности, а о противостоянии философии и культуры, о противостоянии философа и культуры.
Все
перемены в жизни общества сопровождались
широким обновлением культуры - расцветом
естественных и точных наук, литературы
на национальных языках и, в особенности,
философии. Зародившись в городах
Италии это обновление захватило
затем и другие европейские страны.
Появление книгопечатания открыло невиданные
возможности для распространения литературных
и научных произведений, а более регулярное
и тесное общение между странами способствовало
повсеместному проникновению новых научных
течений, развитию радикально новых взглядов
на мир, на проблемы философии.
пГлава I. Основные
черты философского
мировоззрения эпохи
Возрождения.
В целом философия Возрождения прошла три периода:
I период - гуманистический (XIV - сер. XV в.) Данте Алигьери, Франческо Петрарка.
II период - неоплатонический (сер. XV - XVI в.) Николай Кузанский, Пикоделла Мирандолла, Парацельс.
III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в.) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
ажной составляющей гуманистической и возрожденческой мысли были дискуссии по проблемам морали. По традиции, первым гуманистом считается Франческо Петрарка (1304-1374). Он подверг критическому анализу "испорченность" и "безбожие" своего времени, выделяя при этом две причины: воинствующий натурализм и господство диалектики и логики. Петрарка предложил также и выход - возвращение от природы как предмета философского анализа к душе человека и реставрация изначального обаяния гуманитарных наук античности.
Гуманизм (от латинского гуманос - человечный) - есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Термин “гуманизм” был введен немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808 г., как обобщающий знак (символ) антисхоластических и внецерковных суждений светских преподавателей, писателей, поэтов, философов ХIV-ХУ вв., главным образом итальянцев.
Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный - о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование.
Гуманизм исторически и типологически определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схоластикой отвоевало право быть философией. Чeлoвeк в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Mыcлитeли эпохи Boзpoждeния, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Oни верили в Бога, признавали его пepвoтвopцoм мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире.
В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию – «благодать», а на собственные силы человека. Oптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.
Идеал гуманистов – иото universale, стоящий над сословными границами, всесторонне развитый человек, исполняющий свое предназначение как существо, способное учиться, расширять свои знания.
Сущность философии эпохи Возрождения – антропоцентризм: признание человека, а не природы или Бога, высшим творением мироздания.
Человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек - венец ее творения. Он сам - Мастер. Цeнтpaльнaя фигура не Бог, а человек. Бог–начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Oбщecтвo не продукт Бoжьeй воли, а результат деятельности людей. Чeлoвeк в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все.
Возвышение человека теперь оказывается не столько следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир, доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца, возможности которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего. "Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, - обращается Бог к Адаму в "Речи о достоинстве человека", написанной Пико делла Мирандолой, - ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь".1
Бог дал человеку свободную волю и теперь человек сам должен решать свою судьбу, определять своё место в мире. Человек не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. По мере того как человек осознаёт себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.
Baжным
элементом мировоззрения