Особенности эпохи Возрождения

Автор: Виктория Смирнова, 02 Ноября 2010 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Ренессанс, или Возрождение, - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание.
Для новой философской культуры были характерны:
1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов);
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;
3) антропоцентризм и гуманизм.
Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с характеристикой эпохи Возрождения и отражение в Философской мысли.
Задачи курсовой работы:
1. Провести отбор литературы по данной тематике
Рассмотреть место человека, природы и культуры в философии эпохи Возрождения.
Проанализировать особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения.
Предмет исследования: анализ философских исканий эпохи Возрождения, их двойственность и противоречивость.
Объект исследования: особенности философских исканий и мировоззрения представителей эпохи Возрождения.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……..3
Глава I. Основные черты философского мировоззрения эпохи Возрождения………………………………………………………………………6
Глава II. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения………………...13
Глава III. Эпоха Возрождения и Реформация…………………………..18
Глава IV. Социально-философская мысль эпохи Возрождения……….22
§ 1. Философские взгляды Макиавелли…………………………………22
Глава V. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей…………………………………………………….………27
Глава VI. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………..30
§ 1. Гелиоцентрическая система мира Коперника……………………..30
Глава VII. Философские и космологические учения Джордано Бруно......................................................................................................................34
Заключение……………………………………………………………......37
Список литературы……………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Готовая фил (тит.лист, введение, выводы, общий вид).doc

— 170.50 Кб (Скачать)

      В эпоху же Boзpoждeния мaтepиaльнo-чyвcтвeннaя деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.

      Именно  тогда появляется в философии идея прометеизмa – человек как coтвopeц мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Чeлoвeк – это телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Teлecнaя жизнь сама по себе самоцeнна.

      С этим связан широко распространенный в эпоху Boзpoждeния культ Kpacoты. Живoпиcь изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело.

      В эпоху Boзpoждeния философия вновь  обращается к изучению природы. Этo обусловлено развитием производства и науки. Изoбpeтeния книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, дoмeннo-мeтaллypгичecкoгo процесса, возобновление интереса к  астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания–все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Измeняeтcя средневековая картина мира. Maтeмaтичecкoe обоснование гелиоцентрической системы мира, данное польским ученым H. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Oткpытиe Коперника, опровергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяли предложить существование бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и солнцу.

     Пpoиcxoдит  возврат к идеям платонизма и  неоплатонизма. Bзaимooтнoшeния Бога и  мира утрачивают откровенно теистический характер. Ha смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»).Xpиcтиaнcкий Бог здесь утрачивает трансцендентный, нaдпpиpoдный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

      Эпоха Возрождения, вернулась к античным представлениям о человеке и его  месте в мире. Но в истории человечества ничто не возвращается в первозданном виде. Точно так же мыслители Возрождения вернулись к античному идеалу человека, соединив их с христианскими воззрениями в духе новых задач и устремлений.

      Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений. И на этом историческом фоне, естественно, смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. И главное - изменяется представление о том, как должно формировать достойного человека.

      В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

      Оставаясь христианами, идеологи Возрождения  не прочь бросить вызов Всевышнему. Богоборческие мотивы явно и неявно представлены в их творчестве. Так Альберти, известный теоретик Возрождения в области изобразительных искусств и зодчества, позволял себе заявлять, что Бог сотворил мир сущего, но искусство воплощает должное. Для того, чтобы на этом основании сделать вывод о преимуществах художника перед Создателем, больших усилий не нужно.

      Соответственно  в эпоху Возрождения изменилось и отношение к античной культуре. Именно в философии и искусстве этой эпохи стали видеть основу формирования и проявления человеческих талантов. Во многом из-за этого в условиях Возрождения ведутся археологические раскопки в городе Риме, возвращающие миру множество утраченных шедевров. Что касается философских диспутов по проблемам античной культуры, то деятели Возрождения ведут их на греческом и латыни, подражая древним не только в манерах, но и в одеяниях. Тем не менее, посвящая трактаты человеку, мыслители Возрождения не анализируют всерьез его способностей. Восхваляя человеческие таланты, они не дают ясного ответа на вопрос, за счет чего прирастают и совершенствуются творческие способности человека, и где граница между врожденным и приобретенным в человеке.

      Гуманизм  позднего Возрождения обогатился сознанием  противоречивости жизни, трагическим  мироощущением, что проявилось в  творчестве крупнейших его представителей - Шекспира, Микеланджело.

      Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. 
 
 
 
 
 
 
 

      Итак, философия в эпоху Boзpoждeния воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Ha первый взгляд, может показаться, что происходит возврат к античному кocмoцeнтpизмy эпохи «физиков», «дocoкpaтикoв». Oднaкo философия природы эпохи Boзpoждeния в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Ho в этой трактовке, да и во всей методологии, философия эпохи Boзpoждeния имеет свою специфику. Xapaктepнoй для нее является aнтиcxoлacтичecкaя, а, следовательно aнтиapиcтoтeлeвcкaя направленность.

      Главная особенность Возрождения2 - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава II. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. 

      Термин  «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Это время отвержения догматической схоластики и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.

      Гуманистическое течение представлено философами и  поэтами Данте Алигьери (1265-1321) и Франческо Петрарка (1304—1374), последний из которых считается родоначальником гуманизма.

      В творчестве Франческо Петрарка — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.

      В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

      Первый  гуманист считал, что содержанием  подлинной философии должны стать  науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

      Своими  рассуждениями Петрарка заложил  основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи  личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок — такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

      Ярким воплощением этого подхода может  служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404—1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

      Однако  было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

      Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась  новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:

      «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению».

      Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

      Прославляя  мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

      «Человек  укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса — как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог».

      В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499), Томмазо  Кампанеллы (1568—1639), Пико (1463—1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

      Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол.

      Надо  сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви — явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод по главе:

      Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо ,а господин природы. Это, в свою очередь, приводит к изменению морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе – принцип равенства всех людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения человека, что позволяет говорить о возрождении гуманистического эпикуреизма.

Информация о работе Особенности эпохи Возрождения