Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:10, контрольная работа
Знанию, которое содержит рефлексивное начало или, как принято говорить, отрефлектировано, противопоставляются виды знания, лишенные такого начала – это дорефлексивное и нерефлексивное знание, которое представлено мифологиями различных видов, культурными, социальными и индивидуальными стереотипами, кодами поведения и т.п. Все мифологии: от древних до современных (например, политических мифов, мифов массовой культуры и т.д.), – выполняют достаточно важную роль. Мифологии описывают, а точнее, конструируют действительность через универсальные значения и смыслы, которым придается сакральный (священный) статус. Мифологии и стереотипы создают структуру и иерархию этих значений, в которых можно обнаружить фундаментальные зависимости и конструкции действительного мира и которые могут создать необходимое условие, толчок для развития человеческого познания и мышления.
Истина как генеральная цель и содержательный результат познания представляет наиболее точный и безупречный вариант решения той или иной познавательной задачи. И, разумеется, в первую очередь, это возможно тогда, когда цели и задачи познания сформулированы точно и корректно. Вопрос о том, что должно стать целью познания и какие задачи из этого следуют, также является особой темой философской рефлексии. Если мыслить – это устанавливать, обнаруживать значимое и выявлять связи между значениями, то знать (цель познания) – это определять или уметь выразить, объяснить в понятиях устойчивые формы связей между явлениями и процессами действительного мира (явлениями как однородными, так и разнородными). Эта цель распределяется на ряд задач или проблем. Например, как выразить или интерпретировать эти связи наиболее точно, т.е. какой концепт выражает эти связи? Можно ли найти универсальный (всеобщий) принцип интерпретации или нельзя? Можно ли нам претендовать на объективность в истолковании этих связей или же мы определяем их только субъективно, исходя из устанавливаемых нами же представлений? Концепции (conceptio – (лат.) схватывание содержания, понимание), которые возникают в результате анализа этих проблем, формируют основные принципы и направления в познании, причем, как правило, независимо от предметной сферы познания. Например, выразить и объяснить связи всего существующего можно с помощью структурного подхода или с помощью принципа причинности, принципа целесообразности и других. Соответственно, в результате рассмотрения, анализа этих принципов возникает много уточнений и разъяснений.
Итак, исследование предпосылок, оснований и целей мышления и познания представляет широкий спектр задач, которые решает философия. Необходимость, качество и способы этих решений определяются специфическими особенностями самого философского мышления – рефлексивность, критичность, символичность.
Тема 2. Предмет, структура и язык философии.
Первое и поверхностное
1. Что я могу знать? (на этот вопрос отвечает метафизика)
2. Что я должен делать? (на этот вопрос отвечает этика)
3. На что я смею надеяться? (на этот вопрос отвечает теология)
Эти три вопроса являются составляющими для ответа на вопрос:
Что такое человек? (это философская антропология)
Стремление к мудрости (так переводится слово «философия» с древнегреческого) представляет собой, в конечном итоге понимание того, что наш разум может преодолеть, а что – не может в принципе, ни при каких обстоятельствах, т.е. речь идет о знании пределов применения разума. Разум, который не знает пределов своих возможностей, либо слишком молод и наивен, либо слишком нездоров. Наше понимание самих себя не должно строиться на желательных, удобных для нас основаниях и аргументах, для него должны быть выстроены надежные опоры и конструкции.
Философское знание структурируется в соответствии с распределением направлений этой работы. Исторически структура философского знания дополнялась, и иерархия ее разделов иногда менялась принципиально. Постепенное отделение специализированных областей знания, которые становились самостоятельными науками, также вызывало свои изменения в структуре философии.
В античной философии начальными разделами философии стали физика (знание о природе, о мироздании – это натурфилософия) и этика (знание о внутренней природе и сущности человека и человеческих отношений, поэтому сюда же относились психология и политика). Но обоснование соотношения между физикой и этикой потребовало разработки представлений или знания особого рода – это знание формируется метафизикой. Вначале этот род знания был назван «первая философия» (Аристотель), что предполагало знание об универсальных началах, сущностных основаниях и условиях существования чего бы то ни было, независимо от его качественных характеристик, т.е. учение о бытии и о том, какое место занимает в нем разум. Сам термин «метафизика» появился значительно позже и буквально означает «то, что после физики». Если физика является учением или знанием об устройстве природы, Вселенной, то метафизика является учением или знанием, которое дает обоснование этому знанию, а точнее, позволяет сформулировать общие фундаментальные принципы мышления о природе и о мире в целом, установить отношение мышления к бытию.
Поскольку метафизика сочетает в себе учение о существующем и о его сущности, то основными ее разделами стали онтология и гносеология. Онтология как учение о фундаментальных принципах и формах организации бытия исследует возможные представления об универсальных началах, принципах и формах существования. Например, можно ли утверждать, что мир конечен, что все в этом мире предопределено и возникает в силу определенных обстоятельств или все таки возможно спонтанное появление тех или иных вещей, ситуаций; существует ли все в соответствии с заданным порядком, является порядок существования вечным и неизменным или нет; как следует разграничивать формы существующего – как материальные и духовные или по другим основаниям, как соотносятся между собой эти формы и т.д. Гносеология как общая теория познания исследует способы понимания сущности вещей и явлений, принципы познания, нормы истинности, критерии объективности нашего знания и т.п. А когда возникает необходимость различать типы знания о сущем, это приводит к выделению из гносеологии дополнительных специальных разделов – эпистемологии и логики. Эпистемология – это учение о нормах, принципах точного специального знания (например, физики как общего естествознания или математики и т.д.), логика – учение о нормах, принципах и правилах рассуждения и доказательства. Даже было время, когда логика приобрела настолько важное значение, что основными разделами философии считались физика, этика и логика.
В средние века философию разделяли на теоретическую (теология, физика, математика), практическую (этика, экономика, политика) и логику (грамматика, диалектика, риторика). По сути теоретическая философия отождествлялась с метафизикой, целью которой стало создание истинного представления о бытии Бога как основе существования мира и смысла человеческого существования в мире.
В философии Нового времени (ХVII- XVIII вв.) метафизику вновь стали рассматривать как фундамент научного знания (как и в античности), т.к. ее смысл представлялся в разработке его теоретических оснований. Знаменитая иллюстрация структуры философии, которую предложил Р.Декарт, сравнивает ее с внешней структурой дерева, где корни – это метафизика, ствол – математика, из ствола выходят две ветви – физика и этика. Поэтому впоследствии произошел гносеологический поворот в понимании основных задач метафизики: Что я могу знать?,– этот вопрос, по Канту, должен определять главную цель метафизики, а ответ на него должен дать представление о границах теоретического применения разума. При этом практическая философия стала поиском ответов на вопросы, как, по каким принципам следует жить и действовать человеку, если он стремится к разумному и свободному существованию.
Когда специальные науки приобрели самостоятельное значение, в структуре философии, кроме эпистемологии и логики, появились также разделы, специально посвященные анализу норм и качества научного знания – философия науки, методология научного познания.
Помимо исторически
Итак, в первую очередь, весь объем философского знания структурируется по отдельным предметным областям. Помимо этого все философское знание может быть также разделено по направлениям или основным моделям мышления: так, можно выделить рациональную философию, эмпирическую философию, мистическую философию и философию иррационализма,– внутри которых существуют как свои отдельные течения, так и направления, сочетающие в себе элементы разных моделей мышления. Следует иметь в виду, что некоторые предметные области философского знания приобретают в этой связи специфический «стиль» – например, рационалистическая этика, натурфилософия или онтология будут существенно отличаться от мистической или иррационалистической этики, онтологии и т.п.
Можно также разделять философское знание и по историческому принципу, т.е. различать, какие типы и направления философии существовали в истории и культуре, например: древнеиндийская, древнекитайская, древнегреческая (античная) философии, философия средневековья, арабская философия, немецкая философия и т.д. вплоть до современной философии и, так называемой, философии постмодернизма.
Философское знание отличается также
собственным специфическим
Понятия, из которых философия формирует знания, обладают различным статусом в зависимости от роли, которую они выполняют в фиксации и организации наших представлений. Например, понятия качества, количества, меры, отношения, понятия необходимости или случайности, причинности и др. обладают предельной степенью общности и относятся к, так называемым, философским категориям. Особое значение в истории философии имела проблема классификации и систематизации необходимого и достаточного количества категорий – это представляло собой стремление согласовать между собой минимум базовых понятий, с помощью которых может быть дана исчерпывающая характеристика реальности. Допустим такое утверждение: «Все в мире происходит случайно». В данном случае категория случайности представляет собой такую, исчерпывающую, характеристику. Но хотя подобное утверждение и имеет смысл, все же сразу понятно, что оно слишком однобоко и недостаточно отражает связи между явлениями реальности. Поэтому и возникает необходимость в тщательной систематизации базовых философских понятий, что по сути означает систематизацию наших представлений о реальности.
Итак, философское знание создает фундаментальные принципы не только для теоретического научного знания, но и мировоззрения людей. В этом смысле история философии – это наследие всего человечества, без знания которого невозможно понимать, как формируется научное знание, ценностные ориентиры и способы решения задач самого разного уровня.
Дополнительно к данной теме: М.Гурина. Философия.: гл. IV. Что такое философия: 1. 2.
гл. VI. Что такое метафизика: 1.а), b), с).
Тема 3. Рационализм как модель мышления и познания.
Проблема оснований и норм рационального мышления.
Введение
В общем предварительном понимании мыслить – это значит устанавливать, обнаруживать, выделять значимое и выявлять, выстраивать связи между различными значениями. Когда мы обращаемся к происходящему вокруг или внутри нас, мы не можем сразу охватить все многообразие происходящего, поэтому нам требуется зафиксировать самые главные, значимые для понимания тех или иных ситуаций, явлений аспекты. Ведь важно не то, что нечто происходит, а то, что это значит, какой имеет смысл и как это может повлиять на наши решения или дальнейшие события. Но чтобы суметь выделить главное или значимое, необходимо суметь сопоставить, сравнить множество разных значений, в которых проявляется происходящее, суметь выстроить последовательность значений, чтобы различить, что важно, что существенно, а что нет. Вся эта работа нашего ума не выполняется «автоматически» и безошибочно. Более того связи между разными значениями не даны очевидно, их часто надо «додумывать» с помощью догадок и предположений, а значимое и существенное чаще всего скрыто даже от очень внимательного взгляда. Поэтому и необходимо разобраться в том, как следует построить работу нашего ума и от чего зависит продуктивность такой работы.
В этом смысле рациональное мышление (ratio – (лат.) разум) составляет основу и особый предмет философского познания именно потому, что от качества работы нашего ума, в конечном итоге, зависит все. Разумность, ум, интеллект, мудрость – это не просто некоторые характеристики природы человека, для мировой философской традиции – это особая ценность, в которой наилучшим образом проявляется человеческое достоинство, его значимость, это тот ресурс, который должен определять качество человеческого существования и деятельности. Но как определить, что разумно, а что нет, какие характеристики определяют границу разумного в мышлении, в теоретическом познании, а практической деятельности? Поиск ответов на эти вопросы предполагает также и осознание масштаба, в котором должно исследоваться разумное начало – речь, конечно, может идти о разумности в индивидуальном понимании, но, в конечном итоге, мы нуждаемся в понимании общих и общезначимых для всех требованиях разумности, благодаря которым люди могут договариваться, принимать верные решения, согласовывать свои действия. Поэтому решение вопросов, связанных с природой разумности, приводят к созданию рациональных принципов истинности, моделированию рациональных конструкций, технологий мышления и познания. Это и определяет различие между позициями: «мыслить разумно» и «мыслить рационально» (математика, в этом смысле, является самым ярким примером мышления и построения знания на основе рационального конструирования). Именно в европейской философии рационализм становится, по преимуществу, грамматикой и, своего рода, технологией для познающего разума.