Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:16, реферат
Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, так нельзя его представить без философии. Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, которые ищут последние причины существования человека, общества, мира в целом, пытаются понять — куда идет человеческое общество, есть ли прогресс в истории, ожидает ли человечество конец или разум всегда будет существовать во Вселенной; что такое сама Вселенная и как может человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и во времени, ее законы, — будучи сам ничтожной, исчезающей малой величиной в сравнении с ее величием. Без этих поисков человеческое общество прекратило бы развиваться.
Человек живёт одновременно в двух сферах: сфере природно-климатических условий (природно-географическая среда, климатический пояс и т.п.) и в сфере социальной с её типом уклада общественной жизни, социально-политическими и духовными ценностями, общественными требованиями к каждому индивиду. Примером общественных требований в начальный период жизни (детство и юность) выступает школа с ее программами, правилами внутреннего распорядка и др. Впечатления от школы каждый из ее выпускников выносит разные, и не все при этом осознают, что школа одновременно явилась и первым соприкосновением вступающего в жизнь молодого гражданина с минимумом общественных требований, которые предъявляет общество к своему будущему члену. Окончил школу – значит, эти требования усвоил, к первым самостоятельным шагам в жизни готов. А потому не случайно документ о полученном среднем образовании назван Аттестатом зрелости. Будущий диплом – свидетельство того, что студент стал специалистом в определенной отрасли деятельности, превратился в равноправного члена социального общежития.
Этот новый статус бывшего «школьника-студента»
оказывается чрезвычайно
Отсюда и вытекает та множественность учебных дисциплин, которые осваивает студент: вуз обязан подготовить своего выпускника ко всем неожиданным поворотам в социальном статусе специалиста. Но даже «краснодипломного» студента жизнь заставляет доучиваться и переучиваться, поскольку никакая учебная программа не в состоянии предусмотреть всех жизненных ситуаций, которые встречаются на пути деятельного бытия. Приходится постоянно анализировать, оценивать, принимать нестандартные решения. И если через два – три года специалист почувствовал себя уверенным, довольным работой (а работа «довольна» им), значит, найдено достойное место в жизни, т.е. специалист утвердился в своей социальной нише. Если всё получилось с точностью до наоборот – значит, предстоит начинать жизнь с «белого листа». Такое бывает...
Всё написанное выше – это наше повседневное бытие, в котором мы буквально купаемся вне зависимости от того, желаем мы этого или нет. Но сложности нашего существования дополнительно обременены тем, что мы постоянно размышляем, анализируем, соотносим увиденное, услышанное с нашим «Я» – мыслями, чувствами, идеалами, планами и др. Гегель писал, что только животные – чистые физики, а человек по природе своей – метафизик, т. е. философ. Поток мышления водит нас по всей Вселенной и даже выше, мы с равным успехом можем анализировать бытие соседа по лестничной площадке или размышлять о духовном состоянии российского общества, задуматься о будущем всей цивилизации или судьбе своих детей, о смысле и назначении человеческого бытия вообще. В этих и подобных размышлениях мы в основном натыкаемся на вопросы, ответы на которые нам не найти ни с помощью реторт химика, ни с помощью серпуховского синхрофазотрона, ни оптических приборов, ни путем использования математических формул – никак!