Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:16, реферат
Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, так нельзя его представить без философии. Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, которые ищут последние причины существования человека, общества, мира в целом, пытаются понять — куда идет человеческое общество, есть ли прогресс в истории, ожидает ли человечество конец или разум всегда будет существовать во Вселенной; что такое сама Вселенная и как может человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и во времени, ее законы, — будучи сам ничтожной, исчезающей малой величиной в сравнении с ее величием. Без этих поисков человеческое общество прекратило бы развиваться.
Начнем с очень категоричного утверждения Нобелевского лауреата И.Пригожина, вынесенного им в название параграфа статьи: “Лейбниц: исключение нестабильности” [8, c. 47]. Мы выражаем несогласие с таким тезисом и считаем, что все как раз наоборот: немецкий философ не только задал определенный интерес к проблеме нестабильности, но и заложил фундамент в разработку содержания этого понятия. Чтобы это доказать, рассмотрим вначале понимание нестабильности И.Пригожиным. Для конкретизации своего видения этой проблемы он ссылается на обычный маятник, оба конца которого связаны жестким стержнем, причем один конец неподвижно закреплен, а другой может совершать колебания с произвольной амплитудой. Если вывести этот маятник из состояния покоя, то в конце концов маятник остановится в самом нижнем положении. “Это хорошо изученное устойчивое явление” – пишет И.Пригожин. Оно-то и послужило основанием для обоснования детерминистских законов. Но... “Если же расположить маятник так, чтобы груз оказался в точке, противоположной самому нижнему положению, то рано или поздно он упадет либо вправо, либо влево, причем достаточно будет очень малой вибрации, чтобы направить его падение в ту, а не в другую сторону. Так вот, верхнее (неустойчивое) положение маятника практически никогда не находилось в фокусе внимания исследователей, и это несмотря на то, что со времени первых работ по механике движение маятника изучалось с особой тщательностью. Можно сказать, что понятие нестабильности было, в некоем смысле, идеологически запрещено” [8, c. 46].
Наша точка зрения заключается
в утверждении, что философия
уже с 17 века фактически занималась
проблемами, связанными с маятником
“перевернутым с ног наголову”.
Больше того, социокультурный контекст,
в котором происходило
В поле нашего внимания будет философский
аспект содержания термина “нестабильность”.
Причем мы будем доказывать тезис, противоположный
другому утверждению И.
Проблема нестабильности в смысловом значении “перевернутого маятника” фактически началась рассматриваться с появлением понятия “сила” в естествознании Нового времени, затем в философии Лейбница анализировалось с целью обоснования сути содержания понятия “субстанция”, а затем экстраполировалось на человеческую деятельность. Чтобы обосновать этот тезис, надо посмотреть на 17 век через призму конкретной ситуации той эпохи, в контексте тех проблем, которые в то время были актуализированы. Именно это позволит обнаружить, что понятие “сила” было в центре дискуссий того времени.
17-18 века были периодом перехода
от аристотелевской формы, как
принципа активности, к принципу
силы. На одну из причин такого
перехода указывает Ф.
Однако, такой переход начинался и долгое время продолжался в определенной, специфической для того времени форме – переосмыслении роли первопричины (Бога) в постоянном взаимодействии природных тел после того, как они были сотворены. Средневековая теология видоизменяется – постепенно в ее обоснование втягиваются естественнонаучные данные. И это начинает сказываться на понимании содержания деятельности Бога в процессе сотворения вещей. Иначе говоря, в этих условиях родилась актуальная проблема: как первопричина реализуется в природном механизме всего сотворенного?
Сформировалось два
Следует обратить внимание еще на
один картезианский тезис в
Итак, с Декарта началось становление нового направления, получившего название “кинетизм”, в основе которого лежал принцип – движение есть причина силы. В целом Лейбниц положительно оценивает философию Декарта, подчеркивая ее рационалистическую направленность: “Декарт имеет большие заслуги прежде всего в том, что возродил стремление Платона увести дух от чувственного восприятия” [3, c. 245].
Другое направление – “
Рассмотрим поподробнее, какое содержание он вкладывает в понятие “субстанция”. Не отрицая тезис Декарта, что первопричиной всего сотворенного является Бог, Лейбниц в то же время обращает внимание еще на одно различение: в самой природе (сотворенном) надо выделить основное – субстанцию – и то, что производно от основного. Иначе говоря, в сотворенном непосредственно не действует первопричина, ее действие опосредуется субстанцией, которая выступает опосредующим звеном между Богом и движущейся природой. Декарт и его последователи такого различения не делали и вычленяли для своего анализа только производную часть: движение и его модификации (протяженность). С точки зрения Лейбница такой подход не совсем верен, ибо он пришел к другому выводу: “...помимо чисто математического и подверженного представлению необходимо допустить нечто метафизическое и постигаемое только умом, придать материальной массе некоторое высшее, так сказать, формальное начало, ибо не все истины телесных вещей могут быть выведены из одних только мыслительных и геометрических аксиом” [3, c. 255]. Эту же мысль он подчеркивает и в другом месте: в сотворенной природе существует более глубокий, метафизический источник, который нельзя сводить к самой материи, ибо “...физическая необходимость вытекает из мета-физической” [3, c. 285]. Поиск этого метафизического источника, который реализуется в содержании понятия “субстанция”, заставляет его обратиться к Аристотелю, к его субстанциальным формам: “Аристотель называет их первичными энтелехиями, я ...называю их первичными силами, которые содержат в себе ...осуществление возможности, но и первичную деятельность” [3, c. 273]. Указывая на содержащуюся в первичных силах возможность, Лейбниц тем самым фиксирует внимание на специфике субстанции, которая, обладая нестабильностью, выступает в статусе потенции как первичная, имеющая в этой первичности веер возможностей, но еще не определившаяся деятельность. Состояние нестабильности – это только состояние способности к деятельности, но без которого невозможна и сама деятельность – превращение возможности в действительность.
Такой контекст рассуждений естественно подводит его к иному, чем у Декарта, выводу: основной закон природы “...состоит не в сохранении одного и того же количества движения, как обыкновенно думают, но в том, что необходимо сохраняется одно и тоже количество деятельной силы” [3, c. 293]. Так возникает другое направление, получившее название “динамизм” (сила есть причина движения). Интересно, что к этому направлению причастны не только Лейбниц, но, по мнению Ф.Розенбергера, и такой философ как Кант. Он относит его к “динамистам” потому, что “...сам Кант считал одной из своих важнейших заслуг подведение философского обоснования под ньютоновское естествознание” [9, c. 31]. И это действительно так, если вспомнить, что его ранняя работа называется “Мысли об истинной оценке живых сил”.
Таким образом, соглашаясь с Декартом,
что первопричиной всего
Однако эта “жизненность”
С точки зрения Лейбница различаются три группы монад: 1) – не отделяют себя от всех и себя от себя (физические процессы); 2) – отделяют себя от всех, но не могут отделить себя от себя (растения, животные); 3) – отделяют себя от всех и себя от себя (разумные монады, обладающие самосознанием).
Как же им понимаются эти инвариантные структуры – монады, имеющиеся во всех сотворенных вещах ?
Приступая к характеристике монад, следует в первую очередь обратить внимание на их сущностную специфику, которая служит аналогом изучения верхнего положения маятника.
Содержание термина “монада” отражает определенную абстракцию – сила здесь берется в предельно верхнем напряжении. Однако эта предельность, по мнению Лейбница, имеет иной смысл, отличающей ее от обычного (“школьного”) для того времени понимания.
Схоласты в активной силе мыслили
голую потенцию, которая обладает
статусом абсолютности и в этом своем
качестве выступает условием действия.
На языке физики такое понимание
означало бы, что перевернутый маятник
находится в предельно верхнем
и абсолютно равновесном