Основные принципы построения этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 11:57, реферат

Описание работы

По Канту, построить этику по образцу науки – значит создать учение об универсальной общечеловеческой нравственности. До Канта такую попытку построения этики по образцу математики предпринимал Спиноза. Научная этика сходна с математикой и естествознанием в главном – её истины должны быть необходимыми и всеобщими.

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 53.45 Кб (Скачать)

     Парадокс  кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.

    Соотношение морали и религии было предметом интенсивных размышлений в течение двух столетий до Канта. Однако, среди предшественников и современных Канту философов, немецкий философ впервые провозгласил мораль независимой от религии.

     Придя к выводу о теоретической недоказуемости метафизических положений о бессмертии души и бытия Бога, Кант утверждал, что эти положения должны считаться  по-своему истинными с точки зрения «практического разума». Кант считал, что «моральный закон», наличествующий в человеческом разуме, не может  быть достаточно действенным. По Канту, необходимые мотивации морального действования не могут возникать  без допущения «какого-нибудь Бога и невидимого нам теперь мира, на который мы возлагаем надежды». [11, с.78]  Речь идет о свойственной людям надежде, что в соответствии со своей моральностью они обретут счастье, «блаженство» (как удовлетворение всех наших склонностей).

     Для этики Канта характерно учение о  независимости, или «автономии», морали. Предшественники Канта и современные  ему философы идеалисты полагали, будто основа этики – в религии: нравственный закон дан или сообщен  людям самим Богом.

     В отличие от этого взгляда Кант провозглашает мораль независимой от религии, а нравственный закон – невыводимым из религиозных заповедей. Философия Канта говорит, что все возникшее не из морали и не из ее свободы не может заменить отсутствие моральности. Для себя самой мораль «отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама по себе». [5, т.4, с. 7]

     Итак, Кант отклоняет религиозную мораль. Больше того, он поставил саму веру в бога в зависимость от морали. Человек морален не потому, что бог предписал ему мораль, наоборот, человек верит в существование Бога потому, что этой веры, по утверждению Канта, требует мораль.

     Однако, провозгласив мораль автономной по отношению  к религии, Кант не смог провести эту  точку зрения последовательно. В  его взглядах обнаруживаются две  тенденции: (1) Кант подчеркивает полную автономность морали, независимость  её обоснования от веры и вероучений и (2) в то же время он, напротив, выдвигает  необходимость веры в Бога – правда, не для обоснования самой морали, ее законов и велений, а для  утверждения и обоснования веры в существование морального порядка  в мире.

     «Бог необходим как гарант морального миропорядка, получения воздаяния за моральное поведение. И человек вправе на это надеяться».         [13, с. 320] Кант писал о том, что «человеку, неуклонно чтущему моральный закон, с неизбежностью приходит на ум мысль о желательности существования потустороннего мира, в котором бы осуществлялось соответствующее нравственным достоинствам людей высшее благо для них, что возможно лишь при допущении бытия Бога как высшего морального Законодателя и Судьи».

     Но, так или иначе, мораль и вера открывают, по Канту, для человек вход в тот  мир, который закрыт для науки. Кант прямо заявляет, что вынужден был  ограничить место знанию, чтобы освободить его для веры.

     Таким образом, Кант не довел свой замысел  автономной этики до конца. Он только ограничил авторитет религии, но отнюдь не отказался от религиозной  веры. Бог, по Канту, уже не законодатель нравственности, не источник нравственного  закона, не возвещает этот закон  непосредственно. Но он – причина  нравственного порядка в мире. Без этого порядка моральный  образ действий и блаженство остались бы несогласованными. 
 

Информация о работе Основные принципы построения этики