Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:14, курсовая работа
«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс. Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей. Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения. Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Особенностями классической философии XIX века
Марксистская философия.
Теоретические источники марксизма
Материалистическое учение о практике.
Научная теория идеологии.
Учение об общественно- экономических формах.
Открытие материалистической основы диалектики.
Неокантианцы.
Философский мистицизм XX века.
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия.
Позитивизм
Экзистенциальная философия.
Вывод
1-ая Проблема:
Центральная проблема,
на которой сосредотачивают
Философы- экзистенциалисты рассматривают отчуждение как общую характеристику жизни человека в обществе. Они считали, что философия обязана помочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуациях.
Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвящённых проблеме атомной войны и будущего человечества. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана многотысячелетняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную задачу - убедить человечество, отдельных индивидов, партии в том, что настоятельно необходимо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.
Объективные причины появления экзистенциализма.
Экзистенциальная
философия 20 века выросла на исторической
почве продолжающегося и
2- я Проблема:
Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциалисты - существование человека и его сущность. Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия.
Следствия из принципа существования человека:
- нет заданной человеческой природы;
- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека;
- каждый индивид
несет ответственность сам,
Таким образом,
экзистенциальные философы
3-я Проблема:
Ещё одна важная проблема,
которую рассматривают
Как к этим взглядам относится марксистская философия?
Она также рассматривает взаимосвязь бытия мира и бытия человека. Но в отличие от экзистенциалистов марксистская философия считает, что человек не только способен смотреть на мир через призму своего сознания, но и накапливает в процессе развития объективные знания о мире и самом себе. Взгляды же экзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы субъективного идеализма.
4-я Проблема:
Рассматривая проблему уникальности человеческого существования, экзистенциалисты считали, что каждый человек неповторим, уникален в своем бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет(1883 - 1955 гг.) так писал: "Каждый человек имеет миссию истины. Так, где находиться мой глаз, не находиться другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". С таким подходом нельзя не согласиться. И все же экзистенциалисты в решении данного вопроса остановились на полпути. Правильно показать на уникальность, неповторимость человека эта уникальность, как человек может обрести эту неповторимость.
Программа экзистенциальной философии:
Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будет жить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все же человек обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова программа экзистенциальной философии:
-страшиться, опасаться окружающего мира, противостоять ему, бунтовать против него.
5-я Проблема:
Одна из важнейших
проблем, рассматриваемых
1-я позиция
Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для него этот смысл.
2-я позиция
Достойно умереть,
когда приходит смерть, бороться
с нею, когда есть шанс жить,
помочь другим людям в их
смертной борьбе - это великое
и нужное любому человеку
Течения в экзистенциализме:
Помимо открытого
экзистенциализма в это направление
входят также персонализм и
Персонализм (от лат. Persona - личность) - это философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. В основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. Личность всегда сама определяет социальное развитие, исходя из своих нравственных оценок воли.
Философская антропология - это философское течение, возникшее в 20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Философы этого течения пытались соединить конкретно- научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским анализом. Определенных успехов в решении данной проблемы философская антропология достигла, но в целом решить эту задачу не смогла.
Такого, в основном, содержание экзистенциалистской философии.
Религиозное направление Религиозная философия занимает важное место в западной философии 20 века. Главной причиной этого всегда было и остается сегодня существование соответствующих религиозных организаций и объединений. Любая религия всегда имела и сегодня имеет своих теоретиков, в том числе и философов.К числу наиболее известных религиозных философов относятся:
-Николай Александрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский, Сергей Николаевич Булгаков, Семён Людвигович Франк - все русские;
-Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шарден - католические философы (все французы);
-Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур - протестантские философы;
-Мартин Бубер - философ иудаизма;
-Джемал ад-Дин ал Афгани, Скхаммад Инбал - исламские философы.
Все эти философы - это высокопрофессиональные ученые, знатоки истории философии, талантливые авторы, яркие социальные критики. Их взгляды не во всем отвечали официальным доктринам тех религий, чьи интересы они представляли. В центр философских исследований они ставили, во многом вопреки официальным религиозным взглядам, проблему человека. Вместе с тем все эти философы своей конечной целью видят сохранение понятия бога и основных положений той или иной религии. Среди важнейших проблем, рассматриваемых религиозной философией, можно выделить следующие:
Рассмотрим эти проблемы.
Проблема доказательства существования бога.
Это - центральная проблема религиозной философии на протяжении всей истории её существования. Религиозные философы исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества:
1-я позиция: преодолевать
сомнения верующих
2-я позиция: опровергать
аргументы атеистов
А это особенно
нужно, заявляют религиозные
Каким образом это достигается? Часть философов, особенно официальных, различным образом комментируют богословские тексты, написанные сотни лет назад, показывают, что подразумевается под тем или иным содержанием. Другие философы пытаются для этого использовать достижения науки, укреплять "союз веры и науки". Третьи же считают, что нужно прямо апеллировать к необъяснимому, таинственному в человеческом опыте. Нужно отметить, что в определенной мере религиозной философии удается решить эту проблему. По крайней мере, 20 век не стал веком атеизма. Мы даже наблюдаем определенную активность религии и нарастание религиозности среди отдельных слоев населения.
Проблема человека в религиозной философии.
Эта проблема
всегда занимала заметное
Проблема добра и зла.
Эта проблема
всегда стояла в религиозной
философии. Такое внимание к
нравственным ценностям и
Выводы:
Современные
философские течения на Западе отражают
новые реальности бытия и в
особенности - радикальную смену
мира человека, его переживаний, мировоззрения,
мироощущения, его отношения к
природе, к состоянию общества, производства
(не только материального, но и духовного).
В настоящее время продолжают жить и развиваться
научный материализм, историзм, гуманистическая
антропология (экзистенциализм), аналитическая
философия (позитивизм), диалектика. Эти
философские направления разрабатывают
теоретико-методологические пути комплексного
изучения человека, в которых были бы объединены
естественно - научные, научно- технические,
гуманитарные дисциплины и значительную
роль играли бы широкие мировоззренческие
основания истинно философского характера.
Составной частью многих философских
течений Запада является новый гуманизм,
который в условиях глобальной кризисной
ситуации выступает как главное условие
становления всей системы общественных
отношений. Изучение философских течений
западной философии, вооружает офицерские
кадры современным мышлением, расширяет
их кругозор, формирует мировоззрение.
Многие положения западной философии
имеют практическую значимость в процессе
познания окружающего мира, которые необходимо
знать и использовать в своей деятельности.