Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс. Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей. Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения. Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

Содержание

Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.

Особенностями классической философии XIX века
Марксистская философия.
Теоретические источники марксизма
Материалистическое учение о практике.
Научная теория идеологии.
Учение об общественно- экономических формах.
Открытие материалистической основы диалектики.
Неокантианцы.
Философский мистицизм XX века.

Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия.

Позитивизм
Экзистенциальная философия.
Вывод

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат.docx

— 65.01 Кб (Скачать)

Гуманистичность философии марксизма.

 В центре философских проблем стоит человек. В «Экономически- философских рукописях» 1844 г. Маркс называет свою философию реальным гуманизмом. Воплощение реального гуманизма видит в ликвидации отчуждения труда, обусловленного эксплуатацией, и в развитии всех сущностных сил человека на этой основе. Здесь заложена идея всестороннего развития личности. Рассмотрен коммунизм как средство возвращения человеку его подлинной сущности - творца.

Философские основы учения о войне, мире и армии.

К войне и миру Маркс и Энгельс подходили  как к сложным социальным явлениям. Они первыми указали на решающую роль экономики в войне. Ф. Энгельс  писал в «Анти - Дюринге»: «Ничто так не зависит от экономических  условий, как именно армия и флот». Рассматривая соотношения войны  и мира, они показали, что война  является спутником эксплуататорского  общества, а в обществе, свободном  от эксплуатации, главным принципом будет ... мир, ибо у каждого народа будет один и тот же властелин - труд. При определении социального характера войн Маркс и Энгельс всегда стояли на позициях трудящихся, резко осуждали антинародные захватнические войны и указывали пути ликвидации войн - устранение всякой эксплуатации. Классики марксизма также глубоко выясняли социальную природу и назначение армии, её функции в различных общественных системах и т.д. Таковы основные положения, которые Маркс и Энгельс внесли в философию, подняв её на качественно новый уровень.Сущность философии марксизма - соединение материализма и диалектики, подход к любым процессам с диалектико-материалистических позиций. Идеи Маркса и Энгельса оказали огромное воздействие на философскую мысль 20 столетия, на социологию знания и практику.Направления защищавшие и развивавшие «Классическую философию».Подвергнутая критическому переосмыслению в марксизме классическая философия нашла своих защитников в лице неокантианцев, неогегельянцев, неатомистов.

Неокантианцы.

 Под лозунгом  «Назад к Канту» родилось «неокантианство» (60-е гг.19 века).Проблема познания у них стала основной. Ограничивая познание сферой опыта, они фундаментом его считали врожденные образцы.

Оно представлено двумя  философскими школами:

а) Марбургской (Герман Коген (1842 - 1918), П. Натор (1954 - 1924), Э. Кассирер (1874 - 1945)).Они считали, что познание осуществляется в конкретных науках, философия же является наукой о познании. Они абсолютизируют кантовские положения об активность субъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. Все это вело к релятивизму.

б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 - 1915), Генрих Риккерт (1863 - 1936)).Они опирались на кантовское различение разума теоретического и практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях.Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по реализации ценностей, поэтому социальные науки не имеют дела с закономерностями и описывают единичное. Познать историю невозможно, есть только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.

Неогегельянство - идеалистическое  направление, основанное на обновлении интерпретаций философии Гегеля.

Представители:

-немцы Р. Кронер (1884 - 1974), Г. Лассон (1862 - 1932)

-англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли

-итальянцы Кроче (1866 - 1952), Джантипе (1875 - 1944)

Главные направления:

Попытки истолковать  диалектику в духе примирения противоречий. Стремление совместить гегелевскую диалектику с религиозным мировоззрением. Использование гегелевского метода для преодоления позитивизма. Истолкование гегелевской диалектики как релятивизмаВытаскивают на свет самые реакционные идеи Гегеля об обществе, оправдывая политику имперского государства.

3)Неотомизм:  Стремление сохранить классические корни философии провозгласила религиозная философия, возникшая как течение в 70-х гг. 19 века и получившая название неотомизм (Томас - латинское написание имени Фомы Аквинского) которое стало философией Ватикана.

Иррационализм.Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классической философии). Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч . человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:

-давалась критическая  оценка рационального познания, определялись его границы, пределы  его возможностей

-изучалось соотношение  мыслительных качеств человека, а также психологических качеств  (воли, эмоции, чувства и т.д.)

-«духовный мир»  рассматривался не в его высших  формах, а в понятиях опыта,  практики, в психологических формах 

Новая философия  выдвигает целый ряд смелых и  новых идей конкурирующих со старой «классической » философской системой: Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов); Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом «научную истину», «философскую правду».

Иррационализм проявился  в таких течениях западной философии как:

-философия науки

-экзистенциализм 

-психоанализ З.  Фрейда

-некоторые варианты  Герменевтики и Феноменологии

-философский мистицизм

 Первые шаги  в сторону от рационализма  к иррационализму были сделаны  Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше. «Философия жизни»

-всё, что существует, Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Всякая телесность есть «объективность воли». Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле.Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом.

-для Фридриха  Ницше (1844 - 1900) в основе всего  находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), а воля к власти. «Воля к власти» пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил).Воля контролирует мир создал прообраз освобожденного человека

-сверхчеловек с  гипертрофированной волей к власти - «белокурая бестия».

-продолжили развитие  «философии жизни»

Анри Бергсон (1859 - 1941)

Вильгельм Дильтей (1833 - 1911)

Георг Зиммель (1858 - 1918)

Понятие «жизнь»  рассматривалось ими как целостный  непрерывный поток, как становление  уникального и неповторимого  в природе. А интеллект, разум  ухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая уникального целостного. Охватить целостность и уникальность может лишь духовное видение мира в форме интуиции.

Таким образом  «Философия жизни»:

-осуществляет прорыв  к более динамичной картине  мира

-реалистически осознает  ограниченность разума

Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико - антропологического принципа. Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека. Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур:

-с помощью сознания  человек формирует своё собственное  «Я» (эго);

 -«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на «Я»);

- «Сверх - Я» (супер  - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином «либидо».

 Для того чтобы  реализовать своё стремление  к удовольствию человека «либидо»  превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в историю.  

Таким образом психика человека разорвана и владеет всем SEX.

-перенося принципы  действия психических механизмов  на общество в целом, Фрейд  дал своеобразную тракторику генезиса и сущности основных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии. В целом учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе.

Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуальность.

-Юнг дополняет  индивидуальное бессознательное  коллективным бессознательным, опытам  человечества заключенным в архетипах.

-Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика приобретает экономическую окраску. 

Феноменология - философское течение, главным направлением которого является:

-стремление освободить  философское сознание от натурфилософских  установок;

-достигнуть в  области философского анализа  рефлексии сознания о своих  актах и о данном в них  содержании;

-выявить предельные  параметры познания, изначальные  основы познавательной деятельности.

 Основатель современной  феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938). До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое в чувственном опыте. Для Гуссерля - феноменология - это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания, а феномен - возникающие в сознании смыслы предметов.

Феноменология ориентирует  познание на: непосредственный опыт сознания;

- созерцание феноменов  как очевидных данностей.

 Посредством редукции (переход от феноменов к структурам «чистого сознания»). Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслить логически.Дальнейшее своё развитие идеи феноменологии получили в экзистенциализме и герменевтике.

Герменевтика - способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках).

Герменевтика - это  учение о понимании, о научном  постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание  смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.Герменевтика зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.

-основоположником  «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.

-У Вильгельма  Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей.

Информация о работе Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия