Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:14, курсовая работа
«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс. Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей. Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения. Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Особенностями классической философии XIX века
Марксистская философия.
Теоретические источники марксизма
Материалистическое учение о практике.
Научная теория идеологии.
Учение об общественно- экономических формах.
Открытие материалистической основы диалектики.
Неокантианцы.
Философский мистицизм XX века.
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия.
Позитивизм
Экзистенциальная философия.
Вывод
-В 20 веке Герменевтика
оформляется в одну из
в экзистенциализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическое философское учение. У Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей методологии соединившись с диалектикой. Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание.
Философский мистицизм 20 века.
Мистицизм (от греч. - таинственный) - религиозно- философские концепции, допускающие возможность непосредственного знания каким- либо человеком познаваемых им сверхъестественных сущностей или феноменов, путем прямого пребывания в них его души (с помощью озарения, экстаза, откровения).К числу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся:
-теософская концепция
«мистического космизма»
-антропософская
теория немецкого мыслителя
-современное учение
американского философа
Особенности современного мистицизма:
-включенность их
в совокупный опыт
-его неорелигиозный
характер (считается, что он более реалистичен
и построен на естественно - научном основании
в отличии от традиционной религии);
1
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия.
Позитивизм
Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
1-й этап - позитивизм.
Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857).
Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).
Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия». (Как бы продолжая позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики(философии)"):
-наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а отвечает на вопрос, «как»;
-она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а не объясняет их;
-она не нуждается в кокой- либо стоящей над ней философией, имеющей дело с «метафизическими» абстракциями Поэтому! Позитивисты:
-объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике
-заявили, что
позитивизм будет иметь
-задача положительной философии должна состоять в систематизации конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук.
Причины возникновения позитивизма:
Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям естествоиспытателей.
2-й этап - эмпириокритицизм (махизм).
В конце 19 - начале 20
века австрийский физик и философ
Эрнст Мах и швейцарский
-Критикуя Канта
за его доверие данным науки
без особых критических
-Они сводят всю философию только к теории познания;
-В основу своей
концепции махисты положили
3-й этап - неопозитивизм.
Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).
Неопозитивизм представляют:
-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;
-представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич;
-английский логик,
математик, философ Бертран
-основатель философии
лингвистического анализа
-логик и методолог науки К. Поппер;
-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;
-«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Основной тезис:
обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования, т.е.:
-Философия - не есть наука о кокой- то реальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)
-Философия понимается
функционально, т.е. не как
Предмет философии - система научных дефиниций;
Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна дать методы анализа системы научных фраз и терминов.
-Неопозитивизм исключил
из философии всю
в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире;
Махисты сводили предмет философии к проблемам познания; логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а затем свели философию к анализу «языка» науки; а Карнап - даже к «синтаксису языка науки». Причины возникновения неопозитивизма. Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.
Гносеологические причины:
-относительность знаний
процесс математизации
и формализации наук, проявившийся
в связи с развитием
Течения в неопозитивизме:
Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопозитивизма.
Для него центральная
задача философии - разработать
принципы проверки высказываний
(знаний выраженных с помощью
языка) на соответствие их
Семантический позитивизм.
В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения. Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академическую семантику и популярную или общую семантику. Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного. А обыденного. Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования.
4-й этап - постпозитивизм.
Постпозитивизм - общий термин для названия ряда современных западных философских течений возникших в 50 - 70-е годы в результате критики и ревизии неопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Течения:
-критический рационализм К. Поппер.
-научный материализм
П. Фейерабенда.
Черты постпозитивизма:
Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике; Метод исследования науки нередко выступает как комплексный: историко- научный подход, методологический подход, логический подход; Научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется на эмпирический и теоретический уровни; Теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания;
Динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания). Целью изменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний.
Заслуга позитивизма:
-много сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития;
-совершенствована математика и логика;
-"подключение"
философии к общим процессам
развития точного знания
Прагматизм
В позитивизме выявились две тенденции:
-для одной характерен уклон в сторону философии неопозитивизма
-для другой - поворот к иррационализму и узкому практицизму
Эта вторая тенденция нашла выражение в прагматизме.
Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма, предлагающая утилитарный (от лат. - польза, выгода) подход к окружающему миру, людям и вещам. Создатели:
-Ч. Пирс, У. Джемс (конец 19 века)
-в наше время - Д. Дьюи, Р. Рорти.
Основные положения:
-вся прежняя философия
обвинялась в отрыве от жизни,
абстрактности и
-философия должна
быть методом решения реальных
практических, четко фиксируемых
проблем, которые встают перед
конкретным человеком в
Ч. Пирс - "наши убеждения фактически полностью являются правилами для действия". Таким образом всё служит действию, что даёт человеку успешный выход из конкретной ситуации, объявляется истинным (пусть это знания или верования)
Три основные идеи прагматизма:
-познание - это прагматическая вера;
-истинность есть не спекулятивный опыт, дающий желательный результат;
-философская рациональность -это и есть практическая целесообразность.
Задачи человека - наилучшим образом использовать эти идеи.
Задачи
философии - помочь человеку в преобразовании
мира.
Экзистенциальная философия.
Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология. Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появившихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широкое распространение в Германии - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хайдеггер (1889 - 1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960), Г. Марсель (1889 - 1973).
Среди множества проблем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выделить наиболее актуальные: отчуждение человека в эпоху социального кризиса; существование человека и его сущность; бытие человека и бытие мира; человек как уникальное существо; бытие между жизнью и смертью и т.п.