Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:14, курсовая работа
«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс. Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей. Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения. Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
Особенностями классической философии XIX века
Марксистская философия.
Теоретические источники марксизма
Материалистическое учение о практике.
Научная теория идеологии.
Учение об общественно- экономических формах.
Открытие материалистической основы диалектики.
Неокантианцы.
Философский мистицизм XX века.
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм, религиозная философия.
Позитивизм
Экзистенциальная философия.
Вывод
Содержание
Культура XIX
и XX веков и её
отражение в Западной
философской мысли.
«Всякая
философия - духовная квинтэссенция
своей эпохи» - К. Маркс. Образ эпохи
схватывается совокупной мыслью (которой
и выступает философия) в форме
основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное
многообразие направлений, течений, школ
и концепций. В ней представлены
течения, как продолжающие традиции
классической философии (неогегельянство,
неокантианство, неотомизм) так и
совершенно новые течения. Противоборство
и взаимодействие разнообразных
философских учений составляет богатое
содержание духовной мысли XX века.Одной
из стержневых проблем, вокруг которой
происходит развитие философской мысли
в XX веке является отношение к классической
философии.
Особенностями классической
философии XIX века
является:
-вера (культ) в
разум (под которым понималась
не только мыслительная
-вера в рациональное познание, в науку и прогресс
-вера в человека
и его неограниченные
-убеждение в том,
что в человеке всё может
быть познано, признаны и
А идейные течения
(агностицизм, мистицизм,
Наука:
XX век ознаменовался
огромным ростом влияния науки
и её роли во всех сферах
человеческой жизни.
Усиливается связь науки и техники:
-создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.
-радиосвязь и
телевидение связало весь
-в начале 40-х создано ядерное оружие
-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса
Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека. Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.
Общество:
Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое, ядерное) Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял миру капитализма. В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и мир капитализма. Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования.
И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:
Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили не разум, а волю. В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась интуиция, как способ постижения мира. Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод разума) к комплексам ощущений. Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное), которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для него ценность. Таким образом на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения). Таким образом связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер:
-с одной стороны
- стремление придать новую
-с другой - создание новых течений, критикующих классическую философию.
Марксистская философия.
Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм.
Создателями диалектического и исторического материализма были:
-Карл Маркс (1818 - 1883)
-Фридрих Энгельс (1820 - 1895)
Учение Марксизма
означало конец прежней
Возникнув в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим выражением кризиса классического капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки возникновения марксизма).
Теоретическими
источниками марксизма
явились:
-Немецкая классическая философия
-Английская политическая экономия
- Французский утопический
социализм
Естественно - научными предпосылками явился целый ряд открытий:
-открытие клеточного строения всего живого мира
-учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растительных видов
-открытие закона
сохранения и превращения
Анализируя сдвиги
в развитии общества, реальный
ход исторических событий,
-так и для создания
нового, более развитого учения,
являющегося обобщением опыта
всей общественно- исторической практики.
Новизна философских идей марксизма.
Центральной идеей (философским откровением) стала идея материалистического понимания истории. В целом развитие общества - есть естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание.
Вся история человечества разделена ими на две крупные эпохи:
1-ая - «предыстория»
или не подлинная история
2-ая - «подлинная»
история человечества (где человек
будет истинно свободен) и она
будет твориться людьми
Материалистическое учение о практике.
Все домарксовые
философы - и материалисты, и идеалисты
- считали главным, первичным в
человеческой деятельности
Научная
теория идеологии.
Открыв зависимость
сознания людей от
Учение об общественно- экономических формах.
Анализируя историю, Маркс и Энгельс сделали вывод, что развитие общества зависит от типа материального производства. Каждому типу материального производства присуща своя форма, которую Маркс назвал общественно- экономической формацией. Меняется тип материального производства - меняется и формация. В предисловии «К критике политической экономии» Маркс писал: «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации».
Концепция человека - творца истории.
Маркс и Энгельс пришли к выводу, что историю общества делают сами люди в ходе своей повседневной жизни. Живя в обществе, человек вступает в многочисленные контакты с другими. В результате этого создаются общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения, создают новые, и одновременно меняются сами.
Открытие материалистической основы диалектики.
Величайший диалектик,
Гегель рассматривал
Движущие силы общественного развития.
Начиная с 1842 года Маркс, а позднее и Энгельс, начинают изучение роли и места пролетариата в общественном развитии. В пролетариате они увидели особый класс, призванием которого является уничтожение от эксплуатации. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, которая, как отмечал Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением - призвание пролетариата; уничтожение частной собственности - путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может осуществить свое призвание «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие...» («К критике Гегелевской философии права. Введение»).