Образ сверхчеловека в философии Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Фридрих Ницше, несомненно, – один из самых одиозных философов XIX века. Многие из его злободневных идей многие десятилетия определяли интеллектуальную жизнь Европы. Его идея сверхчеловека, поставленная в противоположность общей “человеческой” направленности философии предшествующих поколений, поставила его в положение изгоя современной ему философии.

Философия Ницше развивалась в эпоху декаданса и сама была выражением упадка. В обществе царило состояние культуры, характерное для переходных этапов- одна культурная формация сменялась другой. Неизменно сопутствующее культурному слому разрушение традиции влечет за собой неустойчивость морально-этических норм, что для декаданса выражается не столько в аморализме, сколько в необычайном расширении сферы эстетического вплоть до полного поглощения этики. Вместе с тем, феномен декаданса было бы неверно толковать только в негативном аспекте. Наряду с указанными тенденциями ему присуще стремление к экстремальной культурной практике на грани освоенного и неадаптированного, мобилизация поисковой энергии, ставка на эксперимент.

Содержание

1. Введение

2. Биография Ф. Ницше

3. «Так говорил Заратустра»

4. Предпосылки появления идеи «Сверхчеловека»

5. Сущность образа «Сверхчеловек»

6. Эволюция «сверхчеловека»

7. Переоценка ценностей, «новые» добродетели

8. Заключение

Работа содержит 1 файл

Образ сверхчеловека у Фридриха Ницше окончательный.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Итак, «Ja-sagen»  — это лишь временный, внеморальный момент, это — только отправной пункт «пути созидающего», когда человек, по Ницше, приступает к творчеству «новых моральных ценностей».

Попытаемся  теперь начертать «путь созидающего» (Der Weg des Schaffenden), путь, ведущий к сверхчеловеку  уже прямо и непосредственно.

Стоя  на индивидуалистической точке зрения, Ницше утверждает, что «новые моральные  ценности» должны иметь автономный характер, иначе человеку опять придется возвратиться на стадию верблюда. «Пусть будет ваша добродетель — ваше само (Selbst), а не нечто чуждое, не кожа, не одеяние». Ницше провозглашает свободу творчества в области морали. Человек понемногу должен быть творцом как в дворе, так и в зле. Добро, как и истина, должно быть для него чем-то искомым, а не данным уже в готовом виде.

Надо, однако, заметить, что Ницше не удерживается на почве строгого морального индивидуализма. Сознавая, что правила поведения, основанные на случайной, эмпирической воле отдельного субъекта, могут привести лишь к гетерономии произвола, он склонен утверждать, что моральные нормы должны быть выводимы из внутренней природы человека вообще, а не какой-либо единичной личности. Заратустра между прочим говорит: «Слушайтесь лучше голоса выздоровевшего тела: это более честный и чистый голос». Что же разумеет Заратустра под «голосом выздоровевшего тела» (die Stimme des gesundeten Leibes), который выставляется чистым и неподдельным выражением внутренней природы человека? Понятие «тела» (der Leib) имеет у Ницше особенное значение, более широкое, чем в каком мы его обыкновенно употребляем. Это понятие обнимает у него как физическую, так и психическую сторону, даже индивидуальное начало «само» (Selbst). Вообще, оно служит для обозначения совокупности жизненных проявлений в человеке, его природных инстинктов, влечений. Отсюда следует, что «голос выздоровевшего тела» — это голос здоровых, не извращенных инстинктов человеческой природы. Все же жизненные инстинкты и влечения, по воззрению Ницше, сводятся к одному основному стремлению, именно — «воле к мощи» (der Wille zur Macht), к увеличению жизненной, творческой силы в индивидууме. «Только где есть жизнь, там есть также и воля, но не воля к жизни, а — так учу я, — воля к мощи» (Wille zur Macht), -говорит Заратустра. Следовательно, идеалом практической деятельности, опирающейся на неиспорченные, природные инстинкты человека, является осуществление этого основного стремления человеческой природы, — воля к мощи, — во всей полноте и совершенстве. Теперь мы ближе подходим к уяснению содержания идеала сверхчеловека. Мы узнаем направление, в котором, по Ницше, должно двигаться развитие человека. Вместе с этим пред нами яснее обрисовывается и конечный пункт этого развития, — идеальный тип, сверхчеловек. Мы теперь имеет право так формулировать наше приблизительное представление о сверхчеловеке Ницше: сверхчеловек — это такая индивидуальность, в которой воля к мощи, к увеличению жизненной, творческой силы, достигает наивысшей степени своего развития.

Если  мы теперь бросим ретроспективный взгляд на описанную выше подготовительную «стадию льва», то мы ясно поймем, почему освобождение от пессимизма, метафизического и этического, а также от учений о «равенстве» людей (геsр. об уничтожении или ослаблении индивидуальных различий) необходимо для вступления на путь, ведущий к идеалу сверхчеловека. В них проявляется тенденция не к развитию и усилению жизненной мощи, творческой энергии в человеке, а к свертыванию, ослаблению ее, поэтому, с точки зрения идеала сверхчеловека всем этим учениям усвояется отрицательная моральная ценность, а вытекающему из них настроению и поведению — наименование зла.

Итак, откинувши  в «стадию льва» все злое с  точки зрения идеала сверхчеловека, стремящийся к этому идеалу должен усвоить себе «новые моральные ценности»  или добродетели. [2]

7. Переоценка ценностей, «новые» добродетели 

Во всякой морали добродетели имеют значение ступеней, возводящих к идеалу совершенства. Поэтому для полного и всестороннего  раскрытия идеала сверхчеловека  мы должны познакомиться с этими  «новыми» ценностями, которые Заратустра называет мостами, «лестницами», «радугами» сверхчеловека (die Brucken, Treppen, Regenbogen des Uebermenschen).

Если  характерной чертой первого периода  эволюции человека в сверхчеловека  является презрение ко всему мелкому, ничтожному и пошлому в современной  жизни, в ненависти к людям «слабым», т. е. пессимистам, уставшим жить и потому клевещущим на жизнь и силы ее, то отличительной особенностью второго, положительного периода является «любовь к дальнему» (die Liebe), как выражается Ницше, т. е. любовь к сверхчеловеку, в котором осуществляется вполне стремление воли к мощи. «Дальнее» (das Fernste) у Ницше является синонимом «идеального» и в силу этого противополагается «ближнему», т. е. эмпирически данному, ближнему в пространственном и психологическом смысле. Отсюда, «любовь к дальнему» означает любовь к максимальному развитию воли к мощи одинаково как в себе, так и в других. Так получаются два основных вида любви к дальнему: 1) Selbstsucht — любовь к собственному индивидуальному «само» (Selbst), осуществляющему идеал сверхчеловека, и 2) Herschsucht или Schenkende Tugernd, под которыми, как увидим далее, разумеется любовь к наивысшему развитию воли к мощи и в других людях.

Переходя  к учению Ницше о добродетели, скажем сначала о первой добродетели Selbstsucht; (самолюбие).

Ницше обращает внимание на то, что обычно в этиках «я» ставится ниже «ты». В них проводится тот взгляд, что  «ты» старше, чем «я"; «ты» — священно, но не таково «я». В своем идеале сверхчеловека Ницше старается  реабилитировать этические права  «я». По нему необходимо справедливое отношение к собственному «я», необходима нормальная любовь к самому себе в той мере, в какой это нужно для осуществления идеала сверхчеловека. «Любите своих ближних, как самих себя, но сперва станьте такими, которые любят самих себя». Заратустра в своих речах не раз говорит о самолюбии, неиспорченном, здоровом самолюбии, которое проистекает из могучей души (die heile, gesunde Selbstsucht, die ans machtiger Seele quillt). Он отличает это самолюбие от узкоэгоистического чувства, которое называется себялюбием. «Существует другой эгоизм, слишком бедный, голодающий, вечно хотящий украсть, эгоизм больного». «Надо учиться любить самих себя, — говорит Заратустра, — неиспорченною здоровою любовью... Из всех искусств это искусство самое тонкое, самое мудреное, самое высшее и требующее большого терпения». Если вообще трудно бывает «открыть» человека, то самого себя еще труднее. Обыкновенно, случается так, что из всех кладов собственный клад отыскивается позже всех, и тогда-то обнаруживается, сколько скрытого добра и силы не угадывал в себе человек».

Самолюбие, как добродетель, должно проявляться  в развитии в себе воли к мощи. Но что такое «воля к мощи» (der Wille zur Macht)? Надо заметить, что у  Ницше термин «воля» (der Wille) употребляется  в широком, волюнтаристическом значении. Он обозначает не одну способность хотения, но также и способность мышления и чувства, одним словом, — комплекс всех сил души. Таким образом, воля к мощи есть природное влечение души к духовной мощи, творческой силе. С этой точки зрения добродетель самолюбия состоит в преодолении себя, своего эмпирического «я» (Selbstuberwindung) во имя идеала полноты творческих сил души.

Рассмотрим  подробнее этот процесс восходящего  формирования собственной личности, опираясь на те данные, какие можно находить в Also sprach Zarathustra и отчасти в других сочинениях Ницше.

Человек, по Ницше, должен устроить свою психическую  жизнь так, чтобы она требовала  отклика всех человеческих способностей и сил. Человеку надо быть подобным губке по степени восприимчивости и отзывчивости на внешние впечатления. Уподобляясь пчеле, собирающей мед с цветов, он должен быть «собирателем духа» в «улей знания». Обильный приток внешних впечатлений, постоянно вливающий свои струи в психическую сферу, раздвигает умственный горизонт и повышает интенсивность творческой умственной энергии. Человек как бы включает весь громадный, окружающий его мир, в себя. В этом смысле Заратустра и говорит о «друге», являющемся для него предчувствием сверхчеловека, что в нем этот мир свертывается в кольцо (rollt sie (die Welt)ihm...in Ringen zusammen ).

В эмоциональной  сфере мощь души должна проявляться  в глубине и силе чувствований, в способности к сильным аффектам, которые очищают душу и как  вихрь сметают все мелкие и  низкие движения ее. Заратустра презирает людей, не способных чувствовать полностью, не умеющих ни сильно любить, ни ненавидеть. «Где красота? Где я должен хотеть всей волей; где я хочу любить и погибнуть. Любить и гибнуть: это сливалось друг с другом искони. Хотеть любви: это значит хотеть и смерти. Так говорю я вам, трусам!» Только умеющий любить до смерти может вложить во всякое свое дело все свое существо, всю свою душу. Поэтому Заратустра проповедует жизнь, полную глубоких эмоциональных переживаний, куда в качестве составных элементов входят одинаково и радость, и страдание. «Говорили ли вы когда-нибудь «да» радости? О, друзья мои, вы говорили «да» и всякой скорби. Все сцеплено, сшито, слюбилось» (verkettet, verfadelt, verlobt).

Что касается, в частности, страдания, то Ницше приписывает ему великую роль в повышении человеческого типа. «Дисциплина страдания, великого страдания, — разве вы не знаете, что именно эта дисциплина создала прежде все повышения человека» (die Zucht des Leidens, des grossen Leidens- wisst ihr nicht, dass nur diese Zucht alle Erhohungen des Menschen bisher geschaffen hat). Душевная мука, боль, страдание, при котором душа дает наиболее чистый отзвук, — все это создает высокий душевный подъем, расширяет душу, питает ее творческую энергию. В «Also sprach Zarathustra» чувство горечи называется «стрелой и тоской по сверхчеловеку» (Pfeil und Spannung der Seele).

Еще больше, чем скорбь, способствует расширению души (Spannung der Seele) глубокая радость. Заратустра поет восторженный гимн (Rundgesang) радости. «Глубока скорбь (Weh), но радость (Lust) еще глубже скорби. Скорбь говорит: «погибни», а радость хочет вечности, глубокой, глубокой вечности». Широкими волнами своими заливая всю душу, она открывает ее для всяких сочувствий.

В области  активных проявлений мощь (Macht) души должна сказываться в особенной интенсивности волевой энергии. Заратустра говорит: «Ах, если бы вы отбросили от себя всякое полухотение (halbes Wollen)! Ах, если бы вы поняли мое слово: делайте, что хотите, — но прежде всего будьте такими, которые могут хотеть». Таким образом, по Ницше, глубина и сила желаний — это есть уже нечто ценное само по себе. В другом месте он говорит: «На земле не растет ничего более отрадного, нежели высокая, сильная воля (ein hoher starker Wille). Это ее прекраснейшее растение. Целый ландшафт повеселеет от одного такого дерева».

Непреклонная, «солнечная» воля, воля, «вскрывающая могилы, сдвигающая пограничные камни» сбережет и сохранит человека для  великого призвания. Такая воля является залогом того, что все лучшее и прекрасное в человеке, как бы оно ни было глубоко погребено в душе, всегда восстанет из своей могилы. Эта мысль художественно выражена у Ницше в его «Могильной песне», где он говорит об образах и видениях своей юности, затмившихся потом в его душе. Приводим конец этой песни: «Да, во мне есть нечто неуязвимое, непередаваемое могиле, нечто взрывающее скалы; оно называется — моя воля... Да, ты для меня все еще — разрушитель всех могил: хвала тебе, моя воля! Только там, где существуют могилы, там есть и воскресение».

«Надежная»  воля обеспечивает цельность натуры, внутреннее единство всех сил и способностей души, так что в результате развития получается не только глубокосложная, но и гармоническая личность. Эту  формировку личности Ницше сравнивает с работой художника-ваятеля. «В человеке есть тварь и творец; в нем есть материя, нечто недоделанное, излишество, глина, грязь, бессмыслица, хаос, но в человеке есть также творец, ваятель, твердость молота».

Постоянное  развертывание внутренней мощи, усложнение и углубление содержания духовной жизни поднимает личность все выше и выше к идеалу сверхчеловека. Высокое развитие «я» необыкновенно усиливает внутреннюю, творческую силу души. Личность становится «живым маяком несокрушимой жизни» (ein lebendiger Leuchtturm des undbesigbaren Lebens). Она сравнивается у Ницше с могучим кедром, распространяющим сильные зеленые ветви за пределы своего господства, задающим сильные вопросы перед ветрами и непогодами.

Теперь  наступает момент, который у Ницше  называется «великим полднем» (der grosse Mittag). «Великий полдень, это когда человек стоит на половине пути между животным и сверхчеловеком и празднует свой путь к западу, как высшую свою надежду, потому что это путь к новому утру». Теперь подходит время для обнаружения другой, еще более высокой добродетели в идеале сверхчеловека, имя которой — «Schenkende Tugend» (дарящая добродетель).

В сочинениях, трактующих об этике Ницше, его учение о дарящей добродетели почему-то не подвергается специальному рассмотрению: в некоторых оно совсем обходится молчанием, в других если и затрагивается, то как-то вскользь и мимоходом. Между тем, по нашему мнению, это — пункт очень важный для надлежащего понимания и оценки идеала сверхчеловека. Дело в том, что здесь мы наблюдаем незаметный переход мысли Ницше от индивидуализма к универсалистическим тенденциям.

Что такое  дарящая добродетель?

В Also sprach Zarathustra изображению этой добродетели  посвящается целая глава: «Von schenkenden Tugend». Здесь рассказывается, как  ученики Заратустры подарили ему однажды посох, на золотой ручке которого змея обвилась вокруг солнца. Заратустра обрадовался посоху и сказал по этому поводу речь: «Скажите мне: каким образом золото достигло высшей ценности? Тем, что оно необычно и лишено полезности (ungemein und unnutzlich), и блестяще и кротко в блеске; оно всегда дарит себя. Только как подобие высшей добродетели достигло золото своей высшей ценности. Подобно золоту светится взор дарящего... Необычна и чужда пользы (unnützlich — чужда утилитарности) высшая добродетель, светла и кротка она в своем блеске; дарящая добродетель есть высшая добродетель... Вы стремитесь, подобно мне, к дарящей добродетели. Ваша жажда заключается в том, чтобы самим сделаться жертвами и даянием, потому-то вы и жаждете собирать все богатства в душе своей. Ненасытно стремится ваша душа к сокровищам и всему драгоценному, потому что ненасытна и добродетель ваша в желании дарить. Вы притягиваете все вещи к себе и в себя для того, чтобы они обратно текли из родника вашего, как дары вашей любви». Приведенный отрывок дает довольно ясное представление о сущности дарящей добродетели. Это есть вполне бескорыстное, чуждое всякой тени утилитарности или расчета (unnützlich), стремление отдавать свое внутреннее богатство всякому, нуждающемуся в нем, чтобы и в других была такая же полнота душевных сил. Стремление это возникает, как естественный результат процесса «самопреодоления» человека во имя идеал полноты творческих сил души. «Я учу вас о друге и об его переполненном сердце», — говорит Заратустра. — Я учу вас о друге, в котором стоит готовым мир, как чаша добра (die Welf fertig dasteht, eine Schale des Guten, о друге - творце, который всегда может раздарить готовый мир». Полное и всестороннее раскрытие сил и способностей души рождает в человеке потребность расточать свое внутреннее богатство. Творческие проявления души неудержимо бьют через край индивидуального существования, и человек начинает искать того, кому он мог бы одарить от полноты своего богатства. Он испытывает в этот момент «великую душевную тоску». Это психологическое состояние художественно воспроизводится у Ницше в главе: «Von der grossen Schusucht,». Глава эта представляет собой разговор Заратустры с его собственной душой. Заратустра говорит своей душе о том, как он одарял ее всем, и она вырастала пред ним подобно виноградному дереву. «О, душа моя, изобильна и тяжела стоишь ты теперь, -- виноградное дерево с раздувшимся выменем и плотными, темно-зелеными гроздьями. О, душа моя, теперь нигде нет души, которая была бы любвеобильнее, пространнее и обширнее тебя!... О, душа моя, я дал тебе все, и руки мои опустели благодаря тебе; — а теперь! Теперь ты говоришь мне, смеясь и полная уныния: «кто из нас должен благодарить? — Не должен ли дающий благодарить за то, что берущий взял у него? Разве дарить не есть потребность (ist Schenken nicht eine Nothdurst)? Брать, не значит ли оказывать милость?» О, душа моя, я понимаю улыбку твоего уныния: чрезмерное богатство твое само простирает жаждущие руки! Полнота твоя смотрит на шумящие моря и ищет, и ждет». Душа ждет виноградаря с алмазным ножом, ее великого избавителя.

Информация о работе Образ сверхчеловека в философии Ницше