Образ сверхчеловека в философии Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Фридрих Ницше, несомненно, – один из самых одиозных философов XIX века. Многие из его злободневных идей многие десятилетия определяли интеллектуальную жизнь Европы. Его идея сверхчеловека, поставленная в противоположность общей “человеческой” направленности философии предшествующих поколений, поставила его в положение изгоя современной ему философии.

Философия Ницше развивалась в эпоху декаданса и сама была выражением упадка. В обществе царило состояние культуры, характерное для переходных этапов- одна культурная формация сменялась другой. Неизменно сопутствующее культурному слому разрушение традиции влечет за собой неустойчивость морально-этических норм, что для декаданса выражается не столько в аморализме, сколько в необычайном расширении сферы эстетического вплоть до полного поглощения этики. Вместе с тем, феномен декаданса было бы неверно толковать только в негативном аспекте. Наряду с указанными тенденциями ему присуще стремление к экстремальной культурной практике на грани освоенного и неадаптированного, мобилизация поисковой энергии, ставка на эксперимент.

Содержание

1. Введение

2. Биография Ф. Ницше

3. «Так говорил Заратустра»

4. Предпосылки появления идеи «Сверхчеловека»

5. Сущность образа «Сверхчеловек»

6. Эволюция «сверхчеловека»

7. Переоценка ценностей, «новые» добродетели

8. Заключение

Работа содержит 1 файл

Образ сверхчеловека у Фридриха Ницше окончательный.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

                                      Министерство Образования и Науки РФ

                                  Башкирский Государственный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Факультет романо-германской филологии

              Кафедра лингводидактики и переводоведения

                                                          

                         Курсовая работа

                        на тему      

          «Образ Сверхчеловека»

    (по произведению Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»)

                                                                                                  
             

                                                                             Выполнила: студентка ФРГФ 

                                                                             4 курса, 410 гр.                          

                                                                             Нургалиева Нелли 

                                                                             Приняла: ассистент кафедры                  

                                                                                          лингводидактики и  переводо-                                                                                    

                                                                                           ведения   Юнусова И. М. 
 

                                                                                        

                                                                           

                                                        
 
 
 
 
 

 

                                                          Уфа 2010

  План 

1. Введение  

2. Биография Ф. Ницше       

3. «Так говорил Заратустра»

4. Предпосылки появления идеи «Сверхчеловека»

5. Сущность образа  «Сверхчеловек»

6. Эволюция «сверхчеловека»

7. Переоценка  ценностей, «новые» добродетели

 8. Заключение 
 
 
 
 

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

Фридрих Ницше, несомненно, – один из самых одиозных философов XIX века. Многие из его злободневных идей многие десятилетия определяли интеллектуальную жизнь Европы. Его идея сверхчеловека, поставленная в противоположность общей “человеческой” направленности философии предшествующих поколений, поставила его в положение изгоя современной ему философии.

Философия Ницше  развивалась в эпоху декаданса  и сама была выражением упадка. В  обществе царило состояние культуры, характерное для переходных этапов- одна культурная формация сменялась  другой. Неизменно сопутствующее  культурному слому разрушение традиции влечет за собой неустойчивость морально-этических норм, что для декаданса выражается не столько в аморализме, сколько в необычайном расширении сферы эстетического вплоть до полного поглощения этики. Вместе с тем, феномен декаданса было бы неверно толковать только в негативном аспекте. Наряду с указанными тенденциями ему присуще стремление к экстремальной культурной практике на грани освоенного и неадаптированного, мобилизация поисковой энергии, ставка на эксперимент. Кроме уже указанных особенностей одна из важнейших особенностей декаданса — восприятие современного ему культурного состояния как пика, высшей точки, вершины, с которой можно обозревать все прошедшие века умирающей культуры. Декаданс несет на себе печать подведения итогов, осмысления результатов, плодов, принесенных культурой, но в то же время это отчаянная попытка культуры построить нечто совершенно новое из старого материала.

Декадансу свойственна  экспрессия и яркость. Фридрих Ницше  стоит в философии ближе всего  к декадансу- его философия тоже противопоставляет себя традиции, обществу, морали.

В данной работе мы попытались раскрыть образ сверхчеловека, пронизывающий философию Фридриха Ницше, показать предпосылки возникновения  этого концепта. Проблема сверхчеловека  волновала многих ислледователей творчества великого философа.

Сверхчеловек— в истории философии — метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность  собственной естественной природой и достигшего состояния качественно  иного существа. В качестве легендарных и исторических персонажей, изоморфных образу Сверхчеловека, в рамках традиции выступали:

1) "герои"  — фигуранты древнегреческих  мифов; 

2) обожествляемые  харизматические лидеры античности;

3) персонажи  мистических культов, ориентированных на стирание "граней" между человеком и богами;

4) Иисус Христос,  апостолы и приобщенные святые;

5) культовые  фигуры христианских ересей;

6) идеал эпохи  Возрождения — человек как  "хозяин", "мастер" храма Природы; 

7) личности-гении  — герои творчества немецкого романтизма и философской классики

8) "выдающиеся  личности", способные, согласно  марксизму, предвидеть осевой  вектор истории и, содействуя  его осуществлению, реализующие  "освобождающий весь мир подвиг";

9) в концепции  футуризма — возвышающийся над взаимозаменяемыми "штифтиками" социальной машины носитель суперволи, свободный от биологической ограниченности и социально-нравственных ограничений;

И, наконец, сверхчеловек как персонифицированная конструкция  учения Ницше, репрезентирующая идею, согласно которой, по оценке Фуко, "следует освободить жизнь в самом человеке, потому что человек сам является своего рода ее тюремщиком". Как умозрительный носитель поворотного философского дискурса термин "Сверхчеловек" у Ницше был ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения — овладения им его же пробужденными иррациональными силами.

Философия Фридриха Ницше - это уникальный и  всей жизнью осуществленный эксперимент  по разрушению внутри себя "твари" и взращивания "творца", прозванного "сверхчеловеком": 

"Я  УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. 

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ  НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ  ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И  СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА? " "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ! " "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ. " "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ, ОН - ТО БЕЗУМИЕ! " 
 

К сожалению, многие исследователи и по сей день воспринимают концепцию сверхчеловека излишне прямолинейно, упрощенно. Учебники преподносят противопоставление сверхчеловека толпе как деление людей на "низших" и "высших", рабов и господ, в котором "ярко проявился антидемократизм ницшеанства". В нашей работе мы попытались глубже раскрыть этот неоднозначный и противоречивый образ на основе произведения Ницше «Так говорил Заратустра». 

2. Биография Ф. Ницше

Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу "Мир как воля и представление" немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.

В 1869 году Ницше, опубликовавшего уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870-1871 годов записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Вагнера, жившего тогда в Трибшене.

В 1872 году Ницше опубликовал свою первую книгу "Рождение трагедии из духа музыки". Первые пятнадцать глав книги представляют собой попытку выяснить, что такое  греческая трагедия, в последних  же десяти главах речь идет больше о Р. Вагнере. Первоначально влияние книги было незначительным, вместе с тем ее центральный тезис получил широкое признание: такие характеристики, как "благородная простота", "холодное величие", или "безмятежность" (выражения, характерные для 18 и 19 веков), указывают лишь на одну грань греческой культуры, "аполлоновскую", не учитывая "дионисийский" элемент темной страсти, который нашел свое крайнее выражение в празднествах бога вина Диониса.

Вслед за первой работой вышли четыре "Несвоевременных размышления" (1873-1876). В первом из них Ницше атакует самодовольную поверхностность немецкой культуры в период после победы над Францией. Второе размышление "О пользе и вреде истории для жизни" оказало глубокое влияние на немецкую историографию 20 века развиваемой в нем концепцией "монументальной истории", попыткой через изучение героев прошлого показать, что человек способен на великое, несмотря на нынешнее господство посредственности.

В третьем  размышлении, "Шопенгауэр как учитель", Ницше утверждает, что обнаружить "подлинного себя", вовсе не "спрятанного глубоко внутри, но существующего безмерно выше", можно, если задаться вопросом: "Что ты действительно любил до сих пор?". В "монументалистской" манере Ницше приступает к созданию портрета Шопенгауэра, выделяя черты, которые его восхищают и по которым он намеревается "строить самого себя".

Четвертое размышление посвящено Вагнеру. Оно принесло Ницше массу неприятностей, его отношения с композитором становились все более напряженными. Для Вагнера Ницше был блистательным проповедником, но и мальчиком на посылках, его не интересовал собственный философский поиск Ницше. По многим важным вопросам они имели противоположные мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел, когда ему перечили. Пока композитор жил в Швейцарии непризнанным гением, его религиозные и расовые пристрастия можно было игнорировать; однако, когда он вернулся в Германию, чтобы основать центр вагнеризма в Байройте, разрыв стал неизбежен.

В 1878 году Ницше послал Вагнеру свою новую  книгу "Человеческое, слишком человеческое" - собрание психологических наблюдений по образцу великих французских афористов, предваренное посвящением Вольтеру. Книга была отправлена почтой, и одновременно Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера "Парсифаль".

Информация о работе Образ сверхчеловека в философии Ницше