Новоевропейская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

Цель работы – отследить основные проблемы общества и государства в трудах философов Нового времени, проанализировать новоевропейскую философию: эмпиризм и рационализм, а также разобрать две концепции научного метода (Ф. Бэкон и Р. Декарт).
Отличительная черта философии Нового времени - обращение к гносеологии. Данный период отличается неравномерностью своего развития. Принципиальная новизна философии Нового времени в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила 2 сферы:

Содержание

Введение 3
1. Новоевропейская философия: эмпиризм и рационализм 4
2. Ф. Бэкон и Р. Декарт: две концепции научного метода 6
3. Проблемы общества и государства в трудах философов нового времени 14
Заключение 23
Резюме 25
Списком использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Новоевропейская философия.docx

— 71.79 Кб (Скачать)

    Локк  подчеркивает, что человек не рождается  подданным того или иного государства. Человек, став совершеннолетним, как  свободный выбирает, под властью  какого правительства, гражданином  какого государства он хочет стать. Только согласие свободных людей  делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь  поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому  люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или  это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми.

    Таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но так же о форме договорного установления гражданства применительно к каждому человеку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны и государства с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не одностороннее абсолютное право государства и бесправие подданных, как это имеет место в договорной теории учреждении государства Гоббса.

    От  всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, то есть право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства заключается в том, что бы иметь постоянное правило для жизни общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это-свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека.

    Условием  возможности общего знания Локк, вслед  за Гоббсом, считает язык. Определив  знание как восприятие соответствия (или несоответствия) двух идей друг другу, Локк считает достоверным  все умозрительное знание, то есть усмотрение соответствия идей посредством  разума. Напротив, опытное знание только вероятно; в нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты  опыта. На чувства опирается наше убеждение в существовании внешних  предметов. Этот вид знания («сенситивный») Локк ставит гораздо выше простой  вероятности, но ниже достоверности  умозрительного знания. Несмотря на убеждение  в известной ограниченности нашей  способности познания субстанций, материальных и тем более духовных, Локка  нельзя считать агностиком: по Локку, наша задача - знать не все, а только то, что важно, для нашего поведения  и практической жизни, а такое  знание вполне обеспечено нашими способностями.

    В учении о государственной власти и о праве Локк развивает идею о переходе от естественного к  гражданскому состоянию и к формам государственного управления. Цель государства, по Локку, - сохранение свободы и  собственности, приобретенной посредством  труда. Поэтому государственная  власть не может действовать по произволу. Она делится у Локка на:

    • законодательную;
    • исполнительную;
    • союзную, федеративную.

    Разработанное Локком учение о государстве было опытом приспособления теории к политической форме управления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 и компромисса между  буржуазией и обуржуазившейся частью дворянства.

    Историческое  влияние философии Локка велико. Мысль, согласно которой сами люди должны изменить существующий общественный порядок, если при нем личность не может  получить надлежащего воспитания и  развития, имела большое значение для оправдания буржуазной революции. От Локка ведет свое начало одно из направлений французского материализма, а также теоретическое оформление идеологии буржуазного либерализма.

 

    Заключение 

    Следовательно можно сказать, что предметом  философии  времени является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения  объективной действительности и  субъективного мира, материального  и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими.  Следовательно центральные мировоззренческие проблемы (отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что является первичным) формируют общие вопросы философии, т.к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования.

    Трудно сделать вывод в окончательной правоте какой-либо из описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы (составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.

    Скорее  всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-то в стороне  от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить «что важнее», «что раньше появилось», «что первично идея или материя», пытаясь запустить  колесо истории от какой-то одной  абсолютной точки («начала времени») пространственных координат.

    Этот  период философии начался в XVI-XVII веках, вместе с решительным разрывом со средневековой философией. Общая  особенность этого периода –  ослабление влияния религии и  церкви, культура приобретает светский характер, что связанно с кризисом церкви. Параллельно наблюдалось  усиление науки в обществе. XVII век – это период развития мануфактурного производства. Первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия). Развитие производства требует новых научных знаний. Наука постепенно становится определяющим фактором развития производства.

    Философия Нового времени существенно отличается от античной и средневековой по своему содержанию, по методологическим принципам  и по характеру тех проблем, которые  оказываются в центре внимания. Это, конечно, не означает, что новоевропейская  философия полностью теряет связь  с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу ХVI – ХVII вв.

    На  заре Нового времени, как никогда  прежде, возрос интерес к человеческому  существу во всем многообразии его  проявлений. Философы этого периода  выше всего ценили своеобразие и  уникальность индивидуума.

    Исключительно важную роль в формировании философии  и науки Нового времени сыграла  Реформация, которая внесла существенные перемены в общую духовную атмосферу  и хозяйственную жизнь Западной Европы.

 

    Резюме 

     Курсовой  проект содержит 26 с., 4 литературных источника. 

    В данной работе рассмотрена европейская философия Нового времени: проблемы государства, где показано, что в конце  XVI – начале XVII века  философское познание  сталкивается  с новыми  реалиями, которые заставляют  его изменить  объект  своей критической рефлексии.  В Западной  Европе  начинается  активное  формирование  буржуазных  отношений, сопровождаемое  созданием новых политических  институтов,  изменениями   в образе  жизни и стиле мышления.

    В первом разделе курсовой работы нам представлена Новоевропейская философия: эмпиризм и рационализм. Во втором разделе рассмотрены две концепции научного метода: Ф. Бэкона и Р. Декарта. Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и этот вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте, т.к. это Бог является "конструктором" всего сущего, и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и этим (научным) вариантом конструкции мира. А вот понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум.

    В третьем разделе проведен анализ проблем общества и государства в трудах философов Нового времени. В этот период возникли предпосылки социально-исторического и духовно-культурного прозрения, осмысления происходящего с человеком и обществом.

 

    Списком использованной литературы 

  1. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое  время. – ТОО ТК «Петрополис», 1996.- 736 с.
  2. Ильин В. В. Философия в системе культуры. Ч.1: Исторические типы философии. Вып.1 / Ильин В. В., Базалин В. Г., Бушуева В. В. и др.; Под. ред. В. В. Ильина. – М.: Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 1996. – 132 с.
  3. Власов С. А.  Философия от древности до наших дней (фрагменты и свидетельства): Учеб. Пособие. Ч.2: Западногерманская философия XVI–XIX вв. / Сост. С. А. Власов, Г. А. Мирошниченко, И. Р. Назарова и др.; Под. ред. Е. О. Тер–Григортян, Т. А. Мшвениерадзе, А. П. Федосовой, С. А. Власова. – М.: МГТУ им Н. Э. Баумана, 1993. – 81 с.
  4. Миронова В.В. Философия. Учебник для вузов / Под ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2004.

Информация о работе Новоевропейская философия