Новоевропейская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

Цель работы – отследить основные проблемы общества и государства в трудах философов Нового времени, проанализировать новоевропейскую философию: эмпиризм и рационализм, а также разобрать две концепции научного метода (Ф. Бэкон и Р. Декарт).
Отличительная черта философии Нового времени - обращение к гносеологии. Данный период отличается неравномерностью своего развития. Принципиальная новизна философии Нового времени в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила 2 сферы:

Содержание

Введение 3
1. Новоевропейская философия: эмпиризм и рационализм 4
2. Ф. Бэкон и Р. Декарт: две концепции научного метода 6
3. Проблемы общества и государства в трудах философов нового времени 14
Заключение 23
Резюме 25
Списком использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Новоевропейская философия.docx

— 71.79 Кб (Скачать)

    В «Гражданине» Гоббс кроме термина  «civitas» использует также термины  «гражданское общество» и «гражданское лицо», а в «Левиафане», кроме  того, «общее благо» — английский аналог латинского слова «республика». Гоббс, различая понятия народа и толпы, отождествляет народ и государство: «Народ есть нечто единое, обладающее единой волей и способное на единое действие» . Представляет же народ-государство  суверен — носитель верховной  власти, и именно он реализует все  права, необходимые для поддержания  мира и безопасности, он олицетворяет единство воли. В этом смысле понятия  суверен и народ у Гоббса совпадают. Однако одновременно с народом, воля которого выражается сувереном, в каждом государстве продолжает существовать и толпа, масса. Вот как это  объясняет сам Гоббс: «Народ правит в каждом государстве, ибо и в  монархическом государстве повелевает народ, потому что там воля народа выражается в воле одного человека. Масса же — это граждане, то есть подданные. При демократии и аристократии граждане — это масса, но собрание — это уже народ. И при монархии подданные — это толпа, а, как  это ни парадоксально, царь есть народ» . Поэтому для Гоббса государство, по сути, представляет собой систему  отношений между сувереном (народом), носителем абсолютной власти, и массой — подданными, обязанными беспрекословным  подчинением.

    «Отказ  от права» и «перенесение права» —  важнейшие категории философии  права Гоббса. «Отказ от права» означает отказ от права совершать какие-либо действия или «лишиться свободы  препятствовать другому пользоваться выгодой от права на то же самое». Отказ от права совершается либо в форме простого отречения, когда  получающий право не указывается, либо в форме перенесения права, когда  право достается конкретному  лицу. Самое главное заключается  в том, что отказ от права в  любой форме не может быть односторонним. «Когда человек переносит свое право  или отрекается от него, то он это  делает или ввиду какого-нибудь права, которое взамен переносится на него самого, или ради какого-нибудь другого  блага, которое он надеется приобрести. В самом деле, такое отречение, или отчуждение, является добровольным актом, а целью добровольного  акта всякого человека является какое-нибудь благо для себя» .

    Отказ от права предполагает добровольность и взаимность и может произойти  только по договору. Договором (contractus) называется «действие двух или более  лиц, взаимно переносящих друг на друга свои права». Договоры могут  заключаться только по обоюдному  волеизъявлению, основываются на взаимном доверии и имеют в виду то или  иное благо. Поэтому договоры не могут  требовать от одной из сторон невозможного: причинять вред себе, брать на себя вину, свидетельствовать против себя самого и близких и т.д. Получается, что основные принципы обязательственного права Гоббс относит к естественным законам. Он так и назвал соответствующую  главу в «Гражданине» — «О законе природы применительно к договорам».

    Гоббс не согласен с хорошо известным в  истории политической мысли тезисом  Аристотеля о том, что человек  есть общественное животное и не может  жить вне общения. Напротив, Гоббс  убежден, что люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в обществе и заставить людей жить вместе и в мире друг с другом способна только верховная власть, держащая всех в подчинении .

    Гоббс убежден, что пока люди живут без  общей власти, держащей всех их в  страхе, они находятся в том  состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны  всех против всех. В этом естественном состоянии нет места для трудолюбия, поскольку никому не гарантированы  плоды его труда. Следовательно, нет земледелия, судоходства, морской  торговли, удобных зданий, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества. Зато в естественном состоянии есть вечный страх и постоянная опасность  насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и  кратковременна.

    Верховная власть, согласно Гоббсу, может быть учреждена двумя путями. Во-первых, силой и, во-вторых, по добровольному  соглашению. Учрежденное по добровольному  соглашению государство называется политическим, или основанным на установлении. В истории политической мысли  Гоббс, наряду с Локком и Руссо, является представителем так называемой договорной теории происхождения государства. Следует иметь в виду, что у  Гоббса мы не найдем напрямую словосочетания «договорная теория происхождения  государства», но вместе с тем эту  теорию он развивает, когда говорит  о «договоре по согласованию» .

    Если  мы попытаемся проанализировать и осмыслить  все проблемы и вопросы затронутые Томасом Гоббсом в своих произведениях  и в своей философской системе  в целом, то нам этого, наверняка, не достичь, поскольку спектр проблематики философских изысканий Гоббса чрезвычайно  широк и разнообразен. В нем  отражены те насущные проблемы того времени, и даже современности, без которых  невозможно дальнейшее развитие философской  мысли и различных философских  систем.

    Современники  и последователи теории Гоббса ценили его чрезвычайно высоко, так Д. Дидро в своих изысканиях не раз  хвалил высокую четкость и определенность в трудах Гоббса, он сравнивал его  с тогдашним корифеем сенсуализма  Локком и даже ставил Гоббса выше его.

    Стоит заметить, что философская система  Томаса Гоббса обладает все теми же недостатками, что и вся механическая методология в целом, но, как и  вся методология, она сыграла  очень важную роль в истории развития общественной мысли. Его проницательность позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители  не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности.

    Идеи  «естественного права» и «общественного договора» были подхвачены и развиты  английским философом-просветителем  Джоном Локком (1632-1704), явившимся основоположником социально-политической доктрины либерализма.

    В «Двух трактатах о государственном  правлении» он формулирует следующие  положения:

  1. Суть общественной жизни заключена в договоре между людьми, хотя они этого не понимают.
  2. Общественная жизнь есть процесс развития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.
  3. В естественном состоянии люди равны перед собой и Богом. Но их свобода – не анархия и вседозволенность, она предполагает следование законам природы, данным Богом, подчиненность разумным соображениям о самосохранении и продлении рода.
  4. Разумность людей побуждает их искать согласия при сохранении индивидуальной свободы, создавать власть, гарантирующую соблюдение разумных прав индивидов.
  5. В основе индивидуальной свободы лежит собственность индивида. Каждый человек является собственником своей жизни и средств своего жизнеобеспечения, в том числе своего труда, лишение его собственности – главное нарушение его прав и свободы.
  6. Абсолютизм не гарантирует соблюдения индивидуальных прав на жизнь, свободу и собственность людей, а потому недопустим. Монархические режимы нужно ограничить конституциями, сделать их парламентскими.
  7. Чтобы повысить вероятность того, что власть не будет ограничивать права граждан на жизнь, свободу и собственность, ее нужно разделить на законодательную, исполнительную и «федеративную» с целью исключения всевластности каждой из них
  8. Люди должны передавать власти не все свои права (как у Гоббса), а лишь часть их. При этом должно соблюдаться правило: чем больше собственности имеют люди, тем больше у них политических прав и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность.
  9. Если власть не выполняет своих обязанностей перед гражданами, то она становится незаконной, что дает право гражданам на сопротивление, ограниченное разумными пределами, ведущее не к устранению власти вообще, а к установлению прочного политического баланса и улучшению функционирования власти.
  10. В государстве, основанном на разумном общественном договоре, невозможно установить единые моральные нормы и требовать единого вероисповедания. Свобода совести и веротерпимость – обязательные условия нормальной общественной жизни и законности власти.

    Локк  называет «природную власть», то есть ту, «которой по природе обладал  каждый человек до того, как он вступил  в сообщество... Таким образом, принимая это во внимание, все сообщество представляет собой одно целое, находящееся  в естественном состоянии по отношения  ко всем другим государствам и лицам, не принадлежавших этому сообществу... Следовательно, сюда относится право  войны и мира, право участвовать  в коалициях и союзах, равно  как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне  данного государства; эту власть можно назвать федеративной... Две  власти, исполнительная и федеративная, хотя они в действительности отличаются друг от друга, так как одна из них  включает в себя исполнение муниципальных  законов общества внутри его самого по отношению ко всему, что является его частями, другая же включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб, все же эти два вида власти почти всегда объединены» .

    Работы  Локка относятся к эпохе Реставрации  в Англии. Он принимал участие в  борьбе партий Англии как философ, экономист  и политический писатель. В основном труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) развил теорию познания материалистического  эмпиризма, осложненного влиянием номинализма  Гоббса и рационализма Декарта.

    Решительно  отвергнув учения Декарта и кембриджских платоников о врожденных идеях, Локк единственным источником всех идей объявляет  опыт. Идеи, по Локку, возникают или  вследствие действия внешних вещей  на органы чувств (идеи ощущения), или  вследствие внимания, направленного  на состояние и деятельность души (идеи рефлексии).

    Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах  первичные, а также вторичные  качества (Первичные и вторичные  качества). Идеи, приобретенные из опыта, суть только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать  знанием, материал идей должен быть переработан  деятельностью рассудка, отличной и  от ощущения, и от рефлексии и  состоящей в сравнении, сочетании  и отвлечении (абстракции), причем эти  операции сами должны стать предметом  рефлексии. Посредством этой деятельности простые идеи преобразуются в сложные.

    На  закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи постоянность и долговременность действия.

    «Постоянные законы», о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного (конституционного) правового источника  для законодательства. И обязанность  законодателя руководствоваться в  своей деятельности положениями  этих «законов» является существенной юридической гарантией обосновываемой Локком законности вообще, особенно законности в законодательной деятельности.

    Свобода это гарантия от произвола, она –  основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек, ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. Законы тогда способствуют достижению главной и великой цели государства, когда их все знают и все  выполняют. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы».

    Силой закона по Локку обладает лишь акт  законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, то есть как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы. Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, выражает волю общества.

    Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое  под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать  конфликты между ними и наказывать преступников.

    В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство. Оно наделялось правом издавать законы, снабженные санкциями, и использовать силу общества для  соблюдения этих законов. Однако государство  не должно было посягать на сами эти  права, ибо пределом его власти при  всех формах правления являются естественные права его граждан. Государственная  власть, по мнению Локка, не может брать  на себя право повелевать посредством  произвольных деспотических указов; наоборот, она обязана творить  правосудие и определять права граждан  посредством провозглашения постоянных законов и уполномоченных на то судей. Локк считал, что государственная  власть (правительство) сама должна подчиняться  установленным в обществе законам, в противном случае граждане имеют  полное право вернуть себе свои первоначальные права и передать их новой власти (правителю).

Информация о работе Новоевропейская философия