Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:41, реферат
Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Никколо Макиавелли принадлежал к обедневшей
семье, происходившей из среды городского нобилитета и игравшей в свое время
определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его был
юристом, доходы семьи были самыми скромными и не позволили юному Никколо
получить университетское образование. Но выросший в кругу флорентийской
гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучи латын
гуманистическая критика «слева»: таков смысл открытой резкой полемики против
макиавеллизма и проповеди «государственного интереса» в сочинениях Т.
Кампанеллы, исходившего в критике политического учения автора «Государя» из
интересов широких масс трудящихся, оказавшихся жертвой первоначального
накопления и социального гнета в рамках абсолютистского государства.
Политическая мысль после
Политическая мысль эпохи Возрождения не исчерпывается наследием Н.
Макиавелли. Французский мыслитель Жан Боден (1530 - 1596) в условиях
раздиравших Францию усобиц в эпоху «религиозных войн» выступил твердым
сторонником абсолютной национальной монархии. В своей книге «О государстве»
(1576) он отстаивал
абсолютный суверенитет
а не народ источником власти. Выступая выразителем взглядов передовых слоев
буржуазии и дворянства, он четко отделил рассмотрение политики от религии и
морали и допускал
известное ограничение
касалось утверждения налогов Генеральными штатами, ограждая тем самым от
произвольных поборов собственность имущих слоев общества.
Подобная защита идей нарождающегося абсолютизма встречала и противников. С
совершенно иных позиций, чем Макиавелли и Боден, рассматривает структуру и
характер монархической власти гуманист Этьен де Ла Боэси (1530 - 1563). В
своем «Рассуждении о добровольном рабстве» он видит в слепом подчинении
народа тирану результат пагубной привычки и неверия в свои силы, полагая, что
единодушный отказ подданных от поддержки тирана, даже и без их активного
выступления, мог бы лишить его власти. Не ограничиваясь констатацией
«добровольного рабства», т.е. пассивного повиновения народа как причины
существования тиранической единоличной власти, Ла Боэси выдвигает и иное,
более глубокое объяснение природы монархии: власть тирана опирается, говорит
он, на небольшую группу заинтересованных в ней лиц, те в свою очередь имеют
зависящую от них опору в обществе, и таким образом единоличная власть
оказывается вершиной иерархической пирамиды.
Французский гуманист еще далек от понимания классовой природы государства, но
мысль о существовании общественной иерархии, заинтересованной в сохранении
тиранической власти монарха, явилась глубокой и перспективной, ведущей к
научному пониманию политической и социальной структуры общества
С позиций защиты интересов широких общественных слоев рассматривал
государство и его проблемы польский гуманист Анджей Фрыч Моджевский (1503 -
1572) в трактате «Об исправлении государства» (1551). Его политическое учение
отличает глубокий рационализм, пристальный интерес к социальным проблемам,
гневное осуждение наиболее деспотических и жестоких форм угнетения народа,
характерных для шляхетской Польши. А. Фрыч Моджевский выступил в защиту
крепост-ных крестьян, требуя их уравнения хотя бы в уголовном праве со всеми
гражданами. Он выдвинул проект, хотя и утопических, но весьма прогрессивных
социально-политических реформ, предлагая установить равенство сословий перед
законом, ответственность правительства перед законом и всеми гражданами,
участие всех сословий в избрании монарха, устранение бесчеловечных и жестоких
привилегий феодальной знати. Политическое учение А. Фрыча Моджевского оказало
воздействие на развитие демократических политических учений в Европе XVI -
XVII вв.
Наиболее радикальной формой оппозиции как феодальным порядкам, так и апологии
абсолютистского государства явилось в эпоху Возрождения возникновение
утопического коммунизма, рассмотренного нами в разделах книги, посвященных
Томасу Мору и Томмазо Кампанелле.
Появление в ренессансной политической мысли как социальных утопий, так и
планов политических реформ, устремленных в будущее, свидетельствовало о
глубокой перестройке общественной и философской мысли под воздействием
бурного социально-экономического развития эпохи первоначального накопления и
обострения классовых противоречий. Если средневековая мысль устремлена в
прошлое, к традиции как воплощению неизменной вечности, а в будущем видит
лишь осуществление эсхатологического завершения земной драмы человека, т. е.
иную, но тоже вечность, наступающую после Страшного суда, то гуманистическая
мысль осуществляет поворот к будущему, в которое устремлены как мечты и
чаяния, так и конкретные планы социальных и политических реформ. Вера в
могущество человека и его разума проявилась и в самой идее рационального
исправления недостатков существующего общественного устройства и в попытке
конструирования идеального, лишенного недостатков, бесклассового общества в
коммунистических утопиях Мора и Кампанеллы. В этой обращенности к будущему
сказалось но - вое, характерное для философской мысли эпохи Возрождения
понимание направленности времени, пролагавшее путь к пониманию прогрессивного
развития человека и общества, возможности осуществления его чаяний на земле в
результате собственных усилий.
Доклад по философии на тему:
«Никколо Макиавелли»
Выполнила студентка
гр. УФ-1003
Колесникова Ксения