Никколо Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Никколо Макиавелли принадлежал к обедневшей
семье, происходившей из среды городского нобилитета и иг­равшей в свое время
определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его был
юри­стом, доходы семьи были самыми скромными и не позво­лили юному Никколо
получить университетское образо­вание. Но выросший в кругу флорентийской
гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучи латын

Работа содержит 1 файл

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ.docx

— 49.95 Кб (Скачать)

гуманистическая критика «слева»: таков смысл  открытой резкой полемики против

макиавеллизма и проповеди «государственного  интереса» в сочинениях Т.

Кампанеллы, исходившего  в критике политического учения автора «Государя» из

интересов широких  масс трудящихся, оказавшихся жертвой  первоначального

накопления и  социального гнета в рамках абсолютистского  государства.

                   Политическая мысль после Макиавелли.                  

Политическая  мысль эпохи Возрождения не исчерпывается  наследием  Н.

Макиавелли. Французский  мыслитель Жан Боден (1530 - 1596) в условиях

раздиравших Францию  усобиц в эпоху «религиозных войн»  выступил твердым

сторонником абсолютной национальной монархии. В своей книге  «О государстве»

(1576) он отстаивал  абсолютный суверенитет монархии, считая именно государя,

а не народ источником власти. Выступая выразителем взглядов передовых слоев

буржуазии и  дворянства, он четко отделил рассмотрение политики от религии и

морали и допускал известное ограничение монархической  власти лишь в том, что

касалось утверждения  налогов Генеральными штатами, ограждая тем самым от

произвольных  поборов собственность имущих слоев  общества.

Подобная защита идей нарождающегося абсолютизма встречала  и противников. С

совершенно иных позиций, чем Макиавелли и Боден, рассматривает структуру и

характер монархической  власти гуманист Этьен де Ла Боэси (1530 - 1563). В

своем «Рассуждении о добровольном рабстве» он видит в слепом подчинении

народа тирану результат пагубной привычки и неверия  в свои силы, полагая, что

единодушный отказ  подданных от поддержки тирана, даже и без их активного

выступления, мог  бы лишить его власти. Не ограничиваясь  констатацией

«добровольного  рабства», т.е. пассивного повиновения  народа как причины

существования тиранической единоличной власти,  Ла  Боэси выдвигает и иное,

более глубокое объяснение природы монархии: власть тирана опирается, говорит

он, на небольшую  группу заинтересованных в ней лиц, те в свою очередь имеют

зависящую от них  опору в обществе, и таким образом  единоличная власть

оказывается вершиной иерархической пирамиды.

Французский гуманист еще далек от понимания классовой  природы государства, но

мысль о существовании  общественной иерархии, заинтересованной в сохранении

тиранической  власти монарха, явилась глубокой и  перспективной, ведущей к

научному пониманию  политической и социальной структуры  общества

С позиций защиты интересов широких общественных слоев рассматривал

государство и  его проблемы польский гуманист Анджей Фрыч Моджевский (1503 -

1572) в трактате  «Об исправлении государства» (1551). Его политическое учение

отличает глубокий рационализм, пристальный интерес  к социальным проблемам,

гневное осуждение  наиболее деспотических и жестоких форм угнетения народа,

характерных для шляхетской Польши. А. Фрыч Моджевский выступил в защиту

крепост-ных крестьян, требуя их уравнения хотя бы в уголовном праве со всеми

гражданами. Он выдвинул проект, хотя и утопических, но весьма прогрессивных

социально-политических реформ, предлагая установить равенство  сословий перед

законом, ответственность  правительства перед законом  и всеми гражданами,

участие всех сословий в избрании монарха, устранение бесчеловечных  и жестоких

привилегий феодальной знати. Политическое учение А. Фрыча Моджевского оказало

воздействие на развитие демократических политических учений в Европе XVI -

XVII вв.

Наиболее радикальной  формой оппозиции как феодальным порядкам, так и апологии

абсолютистского государства явилось в эпоху  Возрождения возникновение

утопического  коммунизма, рассмотренного нами в  разделах книги, посвященных

Томасу Мору и Томмазо Кампанелле.

Появление в  ренессансной политической мысли как  социальных утопий, так и

планов политических реформ, устремленных в будущее, свидетельствовало  о

глубокой перестройке  общественной и философской мысли  под воздействием

бурного социально-экономического развития эпохи первоначального  накопления и

обострения классовых  противоречий. Если средневековая мысль  устремлена в

прошлое, к традиции как воплощению неизменной вечности, а в будущем видит

лишь осуществление  эсхатологического завершения земной драмы человека, т. е.

иную, но тоже вечность, наступающую после Страшного  суда, то гуманистическая

мысль осуществляет поворот к будущему, в которое  устремлены как мечты и

чаяния, так и  конкретные планы социальных и политических реформ. Вера в

могущество человека и его разума проявилась и в  самой идее рационального

исправления  недостатков  существующего общественного  устройства и в попытке

конструирования идеального, лишенного недостатков, бесклассового общества в

коммунистических  утопиях Мора и Кампанеллы. В этой обращенности к будущему

сказалось но -  вое, характерное для философской мысли эпохи Возрождения

понимание направленности времени, пролагавшее путь к пониманию  прогрессивного

развития человека и общества, возможности осуществления  его чаяний на земле в

результате собственных усилий.

 

 
 
 
 

Доклад по философии  на тему:

         «Никколо Макиавелли» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 

гр. УФ-1003

Колесникова Ксения

Информация о работе Никколо Макиавелли