Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:41, реферат
Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Никколо Макиавелли принадлежал к обедневшей
семье, происходившей из среды городского нобилитета и игравшей в свое время
определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его был
юристом, доходы семьи были самыми скромными и не позволили юному Никколо
получить университетское образование. Но выросший в кругу флорентийской
гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучи латын
людей уступать и бежать перед разбушевавшейся стихией, но той же стихии
можно и противостоять: «И хотя это так, оно все же не значит, чтобы люди в
спокойные времена не могли принимать меры заранее, строя заграждения и
плотины». Итак, напору, потоку судьбы можно противостоять. Человеческая
деятельность может, с одной стороны, приспособиться к «судьбе», учитывать ее
ход («счастлив тот, кто сообразует свой образ действий со свойствами
времени», «несчастлив тот, чьи действия со временем в разладе»). Узнать,
угадать, понять границы возможного, действовать в «соответствии со временем»
- задача политического деятеля, а определить общие закономерности этого
движения времени - задача политического мыслителя, наставника государя:
«Тот, кто умеет согласовать свои деяния со временем и действует только так,
как того требуют обстоятельства, менее ошибается... и бывает счастливее в
своих начинаниях». И все же одной осторожности и благоразумия недостаточно,
необходимы решительность и смелость, умение подчинить обстоятельства, чтобы
заставить их служить себе, необходимы воля и страсть борца: «Лучше быть
смелым, чем осторожным, потому что судьба - женщина, и если хочешь владеть
ею, надо ее бить и толкать... судьба всегда благоволит к молодым, потому что
они не так осмотрительны, более отважны и смелее ею повелевают».
Если движение истории, исторических событий подчинено причинно-следственной
связи, природной необходимости, то и само возникновение человеческого
общества, государства, морали объясняется в политической философии
Макиавелли естественным ходом причин, а не божественным вмешательством, и
здесь флорентийский секретарь оказывается учеником и последователем античных
материалистов. Забота о самосохранении и самозащите привела к объединению
людей в общество и к избранию ими «из своей среды самого храброго», которого
они сделали
«своим начальником и стали по
жизни людей, из необходимости самозащиты от враждебных сил природы и друг от
друга выводит Макиавелли не только власть, но и мораль, причем само понятие
добра определяется
гуманистическим критерием «
познание разницы между полезным и добрым и вредным и подлым», а для
соблюдения возникших таким образом первоначальных правил человеческого
общежития люди «решились установить законы, учредить наказания для их
нарушителей; отсюда явилось понятие справедливости и правосудия».
Политика и религия.
С чисто земных, практически-политических позиции рассматривает Макиавелли и
религию. Ни о каком божественном ее происхождении у него и речи нет. Религии
рассматриваются им как явления общественной жизни, они подчинены законам
возникновения, возвышения и гибели; как и вес в жизни людей, они находятся во
власти необходимости. И оцениваются они с точки зрения их пользы для
политической цели, стоящей перед обществом. Общества без религии Макиавелли не
мыслит. Религия представляется ему необходимой и единственной формой
общественного сознания, обеспечивающей духовное единство народа и государства.
Государственным интересом, общественной пользой определяется его отношение к
различным формам религиозного культа. Не отвергая этических принципов
христианства, он в то же время показывает, что они не соблюдаются в современной
ему европейской, и особенно итальянской, действительности. «Если бы в
христианском
государстве сохранилась
христианства, христианские государства были бы гораздо счастливее и более
согласны между собой, чем теперь». Но религия оказалась в разительном
несоответствии с повседневной житейской практикой, в особенности с пагубной для
общества и
государства деятельностью
упала она, - продолжает свою мысль Макиавелли в «Рассуждениях на первую декаду
Тита Ливия», - лучше всего показывает то обстоятельство, что народы, наиболее
близкие к римской церкви, главе нашей религии, оказываются наименее
религиозными». Дело не только в том, что Макиавелли считал папский Рим
виновником бедствий своей страны, главным препятствием к достижению ее
национального единства. Благодаря разложению католической церкви и духовенства
общество не только отошло от «основных начал» христианства, но итальянцы
«потеряли религию и развратились». Но не о возвращении к попранным
церковью истинным началам христианства мечтает флорентийский секретарь.
Причину упадка он видит также и в самой христианской религии, оказавшейся в
противоречии с политической практикой. Этические начала христианства он считает
практически неосуществимыми, а потому и непригодными для укрепления
государства, к чему должна сводиться, по учению Макиавелли, положительная
функция религии.
Размышляя о том, почему древние народы были «больше нашего преданы свободе», он
видит причину в «разнице воспитания» и в «различии религии». По мнению
Макиавелли, христианство, пусть и открывая верующим «истину и правильный путь
жизни», учит, однако, переносить все надежды на небеса, меньше ценить мирские
блага. Христианство «признает святыми большею частию людей смиренных, более
созерцательных, чем деятельных», оно «полагает высшее благо в смирении, в
презрении к мирскому, в отречении от жизни». В результате «этот образ жизни,
как кажется, обессилил мир и предал его в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы
попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам
открывается обширное и безопасное поприще». Так в творчестве Никколо Макиавелли
гуманистическая
критика христианского
логического завершения. Макиавелли не только раскрывает общественную функцию
религии в классовом обществе; он настаивает на ее необходимости для укрепления
государства, но религия эта, по его убеждению, должна носить совершенно иной
характер; она, по примеру древнего язычества, должна воспитывать мужество,
гражданские добродетели, любовь к земной славе. В язычестве его привлекают
«великолепие жертвоприношений», торжественность и пышность обрядов. Но главное
- религия древних воспитывала активность, она видела высшее благо «в величии
души, в силе тела и во всем, что делает человека могущественным». Достоинство
язычества, а вместе с тем и той идеальной, с точки зрения Макиавелли, религии,
которая всего более отвечает интересам укрепления государства, он считает то,
что «древняя религия боготворила только людей, покрытых земной славой, как,
например, полководцев и правителей государств»; его привлекают обряды,
сопровождавшиеся «кровопролитием и жестокостями», потому что подобный культ
возбуждал храбрость, приводил к тому, что древние были в своих поступках «более
жестоки, чем мы».
Политика и мораль.
Таким образом, не только анализ политики отделен и освобожден у Макиавелли
от религии, но
и сама религия оказывается
соображениям. Анализ общественных, политических проблем у Макиавелли отделен от
каких бы то ни было теологических или религиозных соображений. Политика
рассматривается им автономно, как самостоятельная область человеческой
деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только
от религии, но и от морали. Было бы, однако, неверно рассматривать политическое
учение Макиавелли
как проповедь
Макиавелли всегда подчинены целям политики. Политическая деятельность, т.е.
прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный
критерий оценки, заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех,
достижение поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь
объявляет все» что содействует укреплению государства, его похвалы
удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми
средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого
насилия.
Государь Макиавелли
- герой его политического
политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к
достижению цели, к политическому успеху. Имея в виду государственный интерес,
пользу правления, стремясь «написать нечто полезное», он считает «более
верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он отвергает
распространенные в гуманистической литературе сочинения об идеальных
государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям о должном ходе
государственных дел: «Многие измыслили республики и княжества, никогда не
виданные и о которых ничего на деле не было известно». Цель автора
«Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения
реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает и
вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Реальная
политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных
мечтаний: «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо
погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему
удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться
или не пользоваться добродетелями смотря по необходимости». Это не значит,
что государь должен нарушать нормы орали, но он должен использовать их
исключительно
в целях укрепления государства.
Поскольку проявлять
на практике
«не допускают условия
добиваться лишь
репутации добродетельного
особенно таких, которые могут лишить его власти, «не отклоняться от добра,