Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:41, реферат
Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Никколо Макиавелли принадлежал к обедневшей
семье, происходившей из среды городского нобилитета и игравшей в свое время
определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его был
юристом, доходы семьи были самыми скромными и не позволили юному Никколо
получить университетское образование. Но выросший в кругу флорентийской
гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучи латын
“НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ”.
Никколо Макиавелли (1469 - 1527) Никколо Макиавелли принадлежал к обедневшей
семье, происходившей из среды городского нобилитета и игравшей в свое время
определенную роль в политической жизни Флорентийской республики. Отец его был
юристом, доходы семьи были самыми скромными и не позволили юному Никколо
получить университетское образование. Но выросший в кругу флорентийской
гуманистической интеллигенции, он достаточно хорошо изучи латынь, чтобы
свободно читать древних авторов. С юных лет преимущественный интерес к
политике, к современной политической жизни определил и круг его чтения -
это прежде всего творения историков классической древности, воспринимаемые
не с позиций ученого-эрудита, а в качестве материала для политического
анализа, учебника политики; Для формирования мировоззрения Макиавелли
характерно, что ему остались чуждыми отвлеченные размышления флорентийских
нес платоников, равно как и схоластическая наука университетов. Зато весьма
показательно, что в молодости он не только внимательно прочитал, но и
собственноручно тщательно переписал для себя выдающийся памятник античного
философского материализма - поэму Лукреция «О природе вещей».
На политической арене Флоренции Никколо Макиавелли появляется в возрасте
около 30 лет, когда весной 1498 г. избирается на должность секретаря Второй
канцелярии, а затем - секретаря Совета Десяти - правительства республики.
На протяжении 14 лет он выполняет множество важных политических и
дипломатических поручений флорентийской синьории, принимает участие в
посольствах в Рим, Францию, в Германию, пишет отчеты, докладные записки,
«Рассуждения», в которых затрагивает важные вопросы внешней и внутренней
политики республики. Его «деловые» сочинения этого времени свидетельствуют о
глубоком понимании политической обстановки в Италии и в Европе, о
незаурядной наблюдательности, остроумном аналитическом подходе к событиям
современности. Этот богатый политический опыт наряду с изучением древних
авторов послужит основой позднейших его трудов в области политической
теории.
После падения республики в 1512 г. и восстановления власти Медичи Макиавелли
оказывается отстраненным от дел. По подозрению в участии в антимедичейском
заговоре он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам, а затем сослан в свое
деревенское имение. Попытки вернуться к активной политической деятельности
ни к чему не приводят, и человек, вынашивающий планы спасения Италии от
чужеземного владычества, вынужден оставаться бессильным наблюдателем
трагедии своей родины. Только в 1526 г. его призывают для организации
обороны Флоренции, он пытается объединить усилия итальянских государств и
переживает полное крушение последних надежд. Восстановленная после нового
изгнания Медичи республика отказывается от услуг своего бывшего секретаря, и
через 10 дней после рокового для него решения Большого Совета Никколо
Макиавелли умирает (21 июня 1527 г.).
В годы вынужденного отхода от Политической деятельности им были созданы
главные литературные произведения. «Макиавелли был государственным деятелем,
историком, поэтом и, кроме того, первым достойным упоминания военным
писателем нового времени».
Философия истории.
В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог
отождествлен у него с Фортуной и Необходимостью), то для божественного
вмешательства. Подобно тому как Леонардо да Винчи рассматривал вне
божественного вмешательства мир природы, его земляк и современник
флорентийский секретарь фактически исключил бога из сферы своего трезвого
анализа общественной жизни, истории и политики. Как у Леонардо объектом
изучения является подчиненный естественной закономерности мир природных
явлений, так и для Макиавелли таким объектом становится мир человеческих
отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и
гибели государств.
Подобный анализ становится возможен потому, что мир людей для Макиавелли
столь же неизменен, как и мир природы. За постоянной изменчивостью, за
непрестанными изменениями государственного устройства, за переходом
владычества от одних держав к другим, за возвышением и крушением властителей
просматриваются, согласно философии истории Макиавелли, постоянство и
неизменность человеческой природы, а стало быть, и постоянство и неизменность
тех закономерностей, которые движут людьми и государствами и которые именно
потому и могут - и должны - стать предметом трезвого анализа.
В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской
теологии истории, согласно которой человечество движется от сотворения
Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о
диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по
которым живут люди и государства: «Размышляя об историческом ходе событий, я
прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков, - утверждает автор
«Рассуждений на первую декаду Тита Ливия», - и что в нем всегда одинаково
много зла и добра; но это зло и добро переходят из страны в страну, как мы
видим из истории древних государств, которые изменялись вследствие перемены
нравов, но мир сам по себе оставался один и тот же».
Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести и
могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут - то вечный
круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели, объясняемый
изменением нравов (отчасти под влиянием дурного или хорошего правления), но не
находящий еще материалистического объяснения в условиях жизни людей.
Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как результат
воздействия судьбы - Фортуны, отождествляемой с богом и обозначаемой также
именем Необходимости. Фортуна-Необходимость - это не внешняя по отношению к
истории и обществу сила, а воплощение природной закономерности, неизбежного
хода вещей, определяемого
совокупностью причинно-
Однако воздействие бога - судьбы - необходимости не фатально. В этом плане
учение Макиавелли откровенно враждебно противостоит неумолимому детерминизму
стоиков и аверроистов. История (а стало быть, и политика, ибо для Макиавелли
история есть политический опыт прошлых веков, а политика - ныне, сейчас
творимая история) не есть безличный «ход вещей» или «ход времен», в ней
«судьба» и «необходимость» означают ту объективную среду, ту совокупность
условий, в которой вынужден действовать человек. А потому успех человеческого
деяния зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, в какой мере
человек - деятель, политик - сумеет ее понять, к ней приспособиться и в то
же время ей противостоять.
Судьба и доблесть.
Разумеется, судьба сильна - «Многие называют ее всемогущей, ибо всякий, кто
приходит в эту жизнь, рано или поздно ощутит ее силу», - писал Макиавелли в
поэме «О судьбе». Но пусть «ее природная мощь одолевает любого человека»,
пусть «владычество ее необоримо» - за этими словами следует знаменательная
для всей философии и политического учения флорентийского секретаря оговорка:
«Если не умерит ее чрезвычайная доблесть».
Вот почему, изложив в своем «Государе» правила политического действия,
которое должно привести к успеху в создании «нового государства», Макиавелли
в предпоследней главе книги специально разбирает и опровергает мнение,
«будто дела мира направляются судьбой и богом, что люди, с их умом, ничего
изменить в этом не могут, а наоборот, совершенно беспомощны».
Характерно, что Макиавелли - современник Джованни Пико делла Мирандолы решает
этот вопрос так, «дабы не была утрачена наша свободная воля». Но
проблема эта, столь важная для теологов и философов в пору предреформационных
и реформационных споров, рассматривается Макиавелли полностью вне рамок
теологии: не божественное провидение или предопределение интересует его, а
конкретное политическое действие в познаваемом и подчиненном закономерному
движению мире. «Можно, - продолжает он, -думается мне, считать за правду, что
судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной
или около того она предоставляет нам самим». Дело, однако, не в этой
арифметике, впрочем, достаточно - и притом демонстративно - приблизительной.
Признав роль не подвластных человеку объективных обстоятельств в ходе
исторических событий, Макиавелли пытается определить не «долю», не «процент»,
зависящий от человеческой деятельности, но условия игры. Условия же эти
заключаются в том, чтобы, во-первых, тщательно и глубоко изучать эти
обстоятельства, т.е. стремиться к объективному, свободному от теологических
предпосылок, познанию закономерностей в игре враждебных политических сил, и,
во-вторых, противопоставить неумолимому «ходу» судьбы не только использование
этого знания, но и собственную волю, энергию, силу, то, что Макиавелли
определяет понятием virtu - лишь условно и весьма неточно переводимым словом
«доблесть». Макиавеллиева «вирту» - это уже не средневековая «добродетель», но
и не совокупность моральных качеств, это - свободная от моральных и религиозных
оценок сила и способность к действию, сочетание активности, воли, энергии,
стремления к успеху, к достижению поставленной цели.
Судьбу Макиавелли уподобляет одной из разрушительных рек, которые приносят
своим разливом неисчислимые бедствия жителям. Сила их и мощь заставляют