Наука и основные стадии ее исторического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:34, реферат

Описание работы

Объект данной работы – наука. Предмет работы – стадии ее развития. Цель данной работы – изучение стадий исторического развития науки. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов становления науки
Раскрытие основных стадий развития
Рассмотрение идей и концепций, крупнейших представителей науки

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Периодизация науки………………………………………………………5
2. Доклассическая стадия……………………………………………………7
2.1. Доклассическая наука………………………………………………...7
2.2. Античная наука………………………………………………………..9
2.3.Средневековая наука………………………………………………….11
3. Классическая стадия………………………………………………………13
4. Неклассическая стадия…………………………………………………....17
5. Постнеклассическая стадия………………………………………………20
5.1.Постнеклассическая наука……………………………………………20
5.2.Черты будущей науки…………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

реферат!.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

Третья стадия – неклассическая в историческом познании мира связана  с переходом от аналитической  стадии научного познания к синтетической  в конце ХΙХ–начале ХХ века.

Необходимо подчеркнуть, что, подобно  тому, как аналитическое естествознание включало в себя натурфилософские подходы, хотя и в измененном виде, также  и синтетическое научное знание все еще сохраняет в себе основные традиции аналитической стадии, дополняя их новой ориентацией на создание синтетических дисциплин на стыке  смежных наук.

Центральной проблемой научного познания становится синтез знания, поиск путей  единства наук, проблема соотношения  разнообразных методов познания. В естествознании активно идет процесс  дифференциации наук, дробление крупных  разделов науки на более мелкие (например, выделение в физике таких разделов, как: термодинамика, физика твердого тела, электромагнетизм и т.д.; или образование  таких самостоятельных биологических  дисциплин, как: цитология, эмбриология, генетика и т.д.).

В XIX и начале XX века научное познание вступило в свой золотой век. Во всех его важнейших областях произошли  удивительные открытия, широко распространилась сеть институтов и академий, организованно  проводивших специальные исследования различного рода, на основе соединения науки с техникой чрезвычайно  быстро расцвели прикладные области. Оптимизм этой эпохи был напрямую связан с  верой в науку и ее способность  до неузнаваемости преобразить состояние  человеческого знания, обеспечить здоровье и благосостояние людей.

Сложившаяся ситуация в науке и  мировоззрении требовала своего разрешения. Оно появилось в ходе новейшей революции в естествознании, начавшейся с 90-х годов XIX века и продолжавшейся до середины XX века. Это была глобальная научная революция, по своим результатам  и значению сравнимая с революцией XVI–XVII вв. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные и социальные науки, кардинально  изменила философские, методологические, гносеологические, логические основания науки в целом, создав феномен современной науки.

Другим результатом научной  революции стало утверждение  неклассического стиля мышления. Стиль научного мышления – это  принятый в научной среде, способ постановки научных проблем, аргументации, изложения научных результатов, проведения научных дискуссий и  т.д. Он регулирует вхождение новых  идей в арсенал всеобщего знания, формирует соответствующий тип  исследователя. Новейшая революция  в естествознании привела к замене созерцательного-метафизического стиля  мышления деятельностным – диалектическим. Этому стилю свойственны следующие  черты:

  1. Изменилось понимание предмета познания: им стала теперь не реальность в чистом виде, фиксируемая живым созерцанием, а некоторый ее срез, полученный в результате определенных теоретических и эмпирических способов освоения этой реальности;
  2. Наука перешла от изучения вещей, которые рассматривались как неизменные и способные вступать в определенные связи, к изучению условий и процессов, попадая в которые вещь не просто ведет себя определенным образом, но только в них может быть или не быть чем-то. Поэтому современная научная теория начинается с выявления способов и условий исследования объекта;
  3. Зависимость знаний об объекте от средств познания и соответствующей им организации знания определяет особую роль прибора, экспериментальной установки в современном естественнонаучном познании. Без прибора нередко отсутствует сама возможность выделить предмет науки (теории), так как он выделяется в результате взаимодействия объекта с прибором;
  4. Анализ лишь конкретных проявлений сторон и свойств объекта в различное время, в различных ситуациях приводит к объективному «разбросу» конечных результатов исследования. Свойства объекта также зависят от его взаимодействия с прибором. Отсюда вытекает правомерность и равноправие различных видов описания объекта, различных его образов. Если классическое естествознание имело дело с единым объектом, отображаемым единственно возможным истинным способом, то современное имеет дело с множеством проекций этого объекта, но эти проекции не могут претендовать на законченное всестороннее его описание; 
  5. Современное научное знание отличает повышение уровня его абстрактности, утрата наглядности, что является следствием математизации науки, возможности оперирования высоко абстрактными структурами, лишенными наглядных прообразов;
  6. Изменились также логические основания научного знания. Оно стало использовать такой логический аппарат, который наиболее приспособлен для фиксации нового деятельностного подхода к анализу явлений действительности. С этим связано использование неклассических (неаристотелевских) многозначных логик, ограничения и отказы от использования таких классических логических приемов, как закон исключенного третьего.

Современная наука почти по всем своим характеристикам отличается от классической, поэтому современное  научное познание иначе называют неклассическим.

 

  1. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ СТАДИЯ

 

    1. Постнеклассическая наука

Четвертая стадия – постнеклассическая, которую условно можно назвать  интегральной наукой, начинает заявлять о себе в конце ХХ столетия. В  дальнейшем она будет углубляться  по мере того, как малый синтез двух трех смежных дисциплин будет  дополняться масштабным объединением разных дисциплин и направлений  научных исследований. Примерами  таких новых интегральных научных  направлений являются: кибернетика  как наука об управлении в неживых, живых, технических и социальных системах; учение о четырех основных типах фундаментальных взаимодействий в природе; теория «великого объединения» в рамках релятивистской квантовой  механики и космологии; общая теория систем и синергетика как теория самоорганизации. Существенную интегрирующую  роль выполняют и такие общенаучные  методы исследования как математизация  научного знания, системный подход и эволюционно-синергетическая парадигма.

Уже сегодня все исследования природы  и общества подобны огромной сети, связывающей многочисленные ответвления  физических, биологических и социальных наук о едином мире. По мнению исследователей науки, дальнейшая разработка теории эволюции Вселенной позволит объединить на более  глубокой основе все науки о неживой, живой и социальной материи. Отметим  также, что в настоящее время  появились реальные основания для  объединения естественных и гуманитарных наук на базе принципов глобального  эволюционизма и синергетики, что  создает предпосылки для становления  будущей науки, объединяющей науки  о природе, обществе и человеке в  единую науку о человеке.

В настоящее время все отчетливее можно обнаружить проникновение  идей, развиваемых в гуманитарных науках, в естествознание и наоборот, что происходит через общенаучную  картину мира. Так, в естественнонаучном познании, благодаря, прежде всего, синергетике. Устанавливается новое отношение человека с природой – отношение не монолога, а диалога. Ранее эти аспекты были характерны для гуманитарного познания. Теперь через общенаучную картину мира они проникают в различные области естествознания, становясь приоритетными принципами анализа. Идеи необратимости, вариабельности в процессе принятия решений, многообразие путей развития после «точек бифуркации», получившие обоснование в синергетике, оказываются значимыми для гуманитарных наук. Если с этих позиций подойти к рассмотрению общества, то, как открытая, неравновесная система, оно под влиянием даже очень слабых воздействий может перестроить свою организацию таким образом, что его дальнейшее функционирование окажется непредсказуемым. Строя различные концепции развития общества, изучая человека, его сознание, уже нельзя абстрагироваться от этих методологических регулятивов, приобретающих общенаучный характер.

На пути понимания и описания сложного наука столкнулась с существенными трудностями, которые заключались в отсутствии понятийного аппарата, необходимых средств и методов исследования, неразработанностью лежащих в их основе исходных философских и логико-методологических положений. И, несмотря на грандиозные успехи в этом направлении эти трудности во многом остаются до сих пор неразрешенными. 
К числу важнейших постнеклассических концепций, которые находят свое приложение практически во всех областях знания и деятельности, следует отнести теорию систем, теорию информации, теорию самоорганизации и теорию управления. Эти концепции имеют выдающееся значение для современной теории познания, составляют методологическую основу интеграции разнопредметных знаний в описании единства мира и способов его постижения, являются базой для понимания общности механизмов развития природных, социальных и технологических систем, оказываются крайне важными для осознания необходимости коэволюции природы, общества и культуры в обеспечении устойчивого развития человечества. 

    1. Черты будущей науки

К концу ХХ века мир потерял свою безграничную веру в науку, она безвозвратно утратила свой прежний незапятнанный  облик, как оставила и свои прежние  заявления об абсолютной непогрешимости научного знания. Такая же кризисная  ситуация сложилась и в других сферах человеческой культуры. Поиск  путей выхода из этого глобального  кризиса еще только идет, черты  будущего постмодернистского мировоззрения, как и новой постнеклассической науки, еще только намечаются. По мнению большинства отечественных ученых-науковедов (В.С.Степин, Л.Ф.Кузнецова), будущая  наука будет обладать следующими чертами:

  1. Прежде всего, наука должна будет осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Все, что создано человеком, является частью его культуры, важно и нужно для человека выполняет свои собственные задачи, но имеет и свои границы применимости, которые должно осознавать и не переходить. Именно это должна сделать постнеклассическая наука осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие различных сфер человеческой деятельности и культуры, таких как религия, философия, искусство, признать возможность и результативность вненаучных и даже иррациональных способов освоения действительности, что получило название «пролиферация» (П.Фейерабенд).9
  2. Модернистская (неклассическая) наука ставила своей целью создание другой картины, нового образа мира, полученного на основе максимального концептуального единства, порядка, систематичности, непротиворечивости, тотальности, незыблемости. Постнеклассическая наука больше интересуется образом самой себя как некоей социокультурной реальности, включает в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании. Это современная тенденция гуманизации науки. Полученный образ не является застывшим, окончательным, он ориентирован на непрерывное обновление, открыт инновациям.
  3. Неклассическое научное познание это еще монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, а в постнеклассицизме наблюдатель осознает себя частью исследуемого мира, активно взаимодействующей с наблюдаемым объектом, познание постнеклассической науки диалогично.
  4. В основе постнеклассицизма лежит идея глобального эволюционизма всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся, саморегулирующейся системы Вселенной, в недрах которой возникают и исчезают целостности от физических полей и элементарных частиц до биосферы и более крупных систем. В это понятие также входит идея нелинейности, способности оказывать обратное воздействие, вариативности развития мира. Этот мир состоит не из кирпичиков элементарных частиц, а из совокупности процессов вихрей, волн, турбулентных движений. Этот мир как бы «пузырится» бесконечно разнообразными взаимодействующими открытыми системами с обратной связью. Этот мир уже не только объект, а одновременно и субъект.
  5. Важной чертой постнеклассической науки должна будет стать комплексность стирание граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификация междисциплинарных исследований, невозможность разрешения научных проблем без привлечения данных других наук. Также научная деятельность связана с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, использование сложных и дорогостоящих приборных комплексов, приближающих науку к промышленному производству), с возрастанием роли математики.

Информация о работе Наука и основные стадии ее исторического развития