Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:34, реферат
Объект данной работы – наука. Предмет работы – стадии ее развития. Цель данной работы – изучение стадий исторического развития науки. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов становления науки
Раскрытие основных стадий развития
Рассмотрение идей и концепций, крупнейших представителей науки
Введение………………………………………………………………………3
1. Периодизация науки………………………………………………………5
2. Доклассическая стадия……………………………………………………7
2.1. Доклассическая наука………………………………………………...7
2.2. Античная наука………………………………………………………..9
2.3.Средневековая наука………………………………………………….11
3. Классическая стадия………………………………………………………13
4. Неклассическая стадия…………………………………………………....17
5. Постнеклассическая стадия………………………………………………20
5.1.Постнеклассическая наука……………………………………………20
5.2.Черты будущей науки…………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы……………
Третья стадия – неклассическая в историческом познании мира связана с переходом от аналитической стадии научного познания к синтетической в конце ХΙХ–начале ХХ века.
Необходимо подчеркнуть, что, подобно
тому, как аналитическое
Центральной проблемой научного познания
становится синтез знания, поиск путей
единства наук, проблема соотношения
разнообразных методов
В XIX и начале XX века научное познание
вступило в свой золотой век. Во всех
его важнейших областях произошли
удивительные открытия, широко распространилась
сеть институтов и академий, организованно
проводивших специальные
Сложившаяся ситуация в науке и мировоззрении требовала своего разрешения. Оно появилось в ходе новейшей революции в естествознании, начавшейся с 90-х годов XIX века и продолжавшейся до середины XX века. Это была глобальная научная революция, по своим результатам и значению сравнимая с революцией XVI–XVII вв. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные и социальные науки, кардинально изменила философские, методологические, гносеологические, логические основания науки в целом, создав феномен современной науки.
Другим результатом научной
революции стало утверждение
неклассического стиля
Современная наука почти по всем
своим характеристикам
Четвертая стадия – постнеклассическая,
которую условно можно назвать
интегральной наукой, начинает заявлять
о себе в конце ХХ столетия. В
дальнейшем она будет углубляться
по мере того, как малый синтез двух
трех смежных дисциплин будет
дополняться масштабным объединением
разных дисциплин и направлений
научных исследований. Примерами
таких новых интегральных научных
направлений являются: кибернетика
как наука об управлении в неживых,
живых, технических и социальных
системах; учение о четырех основных
типах фундаментальных
Уже сегодня все исследования природы
и общества подобны огромной сети,
связывающей многочисленные ответвления
физических, биологических и социальных
наук о едином мире. По мнению исследователей
науки, дальнейшая разработка теории эволюции
Вселенной позволит объединить на более
глубокой основе все науки о неживой,
живой и социальной материи. Отметим
также, что в настоящее время
появились реальные основания для
объединения естественных и гуманитарных
наук на базе принципов глобального
эволюционизма и синергетики, что
создает предпосылки для
В настоящее время все отчетливее можно обнаружить проникновение идей, развиваемых в гуманитарных науках, в естествознание и наоборот, что происходит через общенаучную картину мира. Так, в естественнонаучном познании, благодаря, прежде всего, синергетике. Устанавливается новое отношение человека с природой – отношение не монолога, а диалога. Ранее эти аспекты были характерны для гуманитарного познания. Теперь через общенаучную картину мира они проникают в различные области естествознания, становясь приоритетными принципами анализа. Идеи необратимости, вариабельности в процессе принятия решений, многообразие путей развития после «точек бифуркации», получившие обоснование в синергетике, оказываются значимыми для гуманитарных наук. Если с этих позиций подойти к рассмотрению общества, то, как открытая, неравновесная система, оно под влиянием даже очень слабых воздействий может перестроить свою организацию таким образом, что его дальнейшее функционирование окажется непредсказуемым. Строя различные концепции развития общества, изучая человека, его сознание, уже нельзя абстрагироваться от этих методологических регулятивов, приобретающих общенаучный характер.
На пути понимания и описания сложного
наука столкнулась с существенными трудностями,
которые заключались в отсутствии понятийного
аппарата, необходимых средств и методов
исследования, неразработанностью лежащих
в их основе исходных философских и логико-методологических
положений. И, несмотря на грандиозные
успехи в этом направлении эти трудности
во многом остаются до сих пор неразрешенными.
К числу важнейших постнеклассических
концепций, которые находят свое приложение
практически во всех областях знания и
деятельности, следует отнести теорию
систем, теорию информации, теорию самоорганизации
и теорию управления. Эти концепции имеют
выдающееся значение для современной
теории познания, составляют методологическую
основу интеграции разнопредметных знаний
в описании единства мира и способов его
постижения, являются базой для понимания
общности механизмов развития природных,
социальных и технологических систем,
оказываются крайне важными для осознания
необходимости коэволюции природы, общества
и культуры в обеспечении устойчивого
развития человечества.
К концу ХХ века мир потерял свою
безграничную веру в науку, она безвозвратно
утратила свой прежний незапятнанный
облик, как оставила и свои прежние
заявления об абсолютной непогрешимости
научного знания. Такая же кризисная
ситуация сложилась и в других
сферах человеческой культуры. Поиск
путей выхода из этого глобального
кризиса еще только идет, черты
будущего постмодернистского мировоззрения,
как и новой постнеклассической
науки, еще только намечаются. По мнению
большинства отечественных
Информация о работе Наука и основные стадии ее исторического развития