Наука и основные стадии ее исторического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:34, реферат

Описание работы

Объект данной работы – наука. Предмет работы – стадии ее развития. Цель данной работы – изучение стадий исторического развития науки. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов становления науки
Раскрытие основных стадий развития
Рассмотрение идей и концепций, крупнейших представителей науки

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Периодизация науки………………………………………………………5
2. Доклассическая стадия……………………………………………………7
2.1. Доклассическая наука………………………………………………...7
2.2. Античная наука………………………………………………………..9
2.3.Средневековая наука………………………………………………….11
3. Классическая стадия………………………………………………………13
4. Неклассическая стадия…………………………………………………....17
5. Постнеклассическая стадия………………………………………………20
5.1.Постнеклассическая наука……………………………………………20
5.2.Черты будущей науки…………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

реферат!.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра философии

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия» 
На тему «Наука и основные стадии ее исторического развития»

 

 

 

 

Выполнила: Семененко Ю. В., 
Студентка группы Эко (б)-112

Проверила: Мачкарина О. Д., 
доктор философских наук, 
доцент кафедры философии. 

 

 

 

 

 

 
Мурманск 
2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3 
1.  Периодизация науки………………………………………………………5 
2.  Доклассическая стадия……………………………………………………7 
     2.1. Доклассическая наука………………………………………………...7 
     2.2. Античная наука………………………………………………………..9 
     2.3.Средневековая наука………………………………………………….11 
3.  Классическая стадия………………………………………………………13 
4.  Неклассическая стадия…………………………………………………....17 
5.  Постнеклассическая стадия………………………………………………20 
     5.1.Постнеклассическая наука……………………………………………20 
     5.2.Черты будущей науки…………………………………………………22 
Заключение……………………………………………………………………24 
Список литературы…………………………………………………………...26 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки.

Социальным  стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое  требовало новых природных ресурсов и машин. Развитие нового - буржуазного - общества порождает большие изменения  не только в экономике, политике и  социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим  фактором всех этих изменений оказывается  наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз  в XVII в. переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные  отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные  науки. Понятия "наука" и "естествознание" в этот период (и даже позднее) практически  отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило  несколько медленнее. В общественной жизни стали формироваться новая мировоззренческая установка, новый образ мира и стиль мышления, которые по существу разрушили предшествующую, многими веками созданную картину мироздания и привели к оформлению принципиально нового по сравнению с античностью и средневековьем понимания мира. Актуальность темы обусловлена тем, что динамичное развитие науки определяет облик многих сфер жизни и деятельности.

Объект данной работы – наука. Предмет работы –  стадии ее развития. Цель данной работы – изучение стадий исторического  развития науки. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

    • Изучение теоретических аспектов становления науки
    • Раскрытие основных стадий развития
    • Рассмотрение идей и концепций, крупнейших представителей науки

 

 

  1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ НАУКИ

Наука - явление  конкретно-историческое и не есть нечто  неизменное, а представляет собой  развивающуюся целостность, исторический феномен, проходящие в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки  и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается  в отечественной и зарубежной литературе.

Первые представления  о мире, возникшие в первобытном  обществе, развивались на основе мифологического  мировоззрения. Это было своеобразное фантастическое отражение человеком  природы и общества, в котором  действительное и иллюзорное, реальность и вымысел, естественное и сверхъестественное причудливо переплетались и сливались  в нерасчлененное, синкретическое знание о мире. Оно выражалось в чувственно-конкретных, художественных образах и наделяло природные явления человеческими смыслами и качествами, то есть носило антропоморфный характер. Постепенно в рамках мифологического накапливались конкретные опытные (эмпирические) знания о свойствах вещей и явлениях природы как необходимая сторона трудовой, предметно-практической деятельности человека, и как предпосылка для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.

Первоначально знания передавались по принципу наследственного профессионализма, от старшего к младшему внутри особой касты (служители культов в Древнем  Египте, Индии, Шумере, Вавилоне, Китае  и т.д.). Древние цивилизации дали миру множество конкретных знаний о  природе, но им не были свойственны  ни фундаментальность, ни теоретичность. Не соответствуют древние знания критериям научности и рациональности, предпочтение отдавалось интуиции и  сверхчувственному познанию, преобладали  догадки и умозрительные выводы. Знания были рецептурными – набором  алгоритмов и правил для решения  отдельных задач, отсутствовала  система доказательств и выведения  общих законов. Таким образом, можно сделать вывод, что на Древнем Востоке отсутствовала подлинная наука в современном понимании этого термина, тем не менее, знания были накоплены значительные, и их необходимо учесть в качестве исходных для формирования научного познания.

В истории науки, выделяют четыре основных стадии ее исторического развития: доклассическая, классическая, неклассическая и постнеклассическая.

 

 

 

  1. ДОКЛАССИЧЕСКАЯ СТАДИЯ

 

    1. Доклассическая наука

Первая стадия развития науки  носит название «доклассическая-натурфилософская»  и соответствует понятию «протонаука». Этот период развития науки растянулся более чем на двадцать столетий. Можно выделить два очень важных этапа: античность и средние века. Характерными чертами данной стадии являются – накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, а не эксперимент, преобладают догадки, а не опытно воспроизводимые выводы. Здесь теоретические положения и выводы базируются не столько на опытных данных, сколько на целостности и непротиворечивости картины мира, отражающей систему мироздания. Этот синтез философских и умозрительных натуралистских идей восполнял неразвитость естествознания в области точных и теоретических знаний о природе. Такой подход получил название натурфилософского.

 Когда естественнонаучного знания практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным способом человеческого познания мира. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, теплород, электрическая жидкость, эфир и т.п.). Характеризуя натурфилософию, Ф.Энгельс писал, что «ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но немало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло».1 Это было вынужденное положение, которое, однако, не могло продолжаться бесконечно.

Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития, был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т.е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, потребность  в натурфилософии потеряла всякое историческое оправдание. По словам Энгельса, в ХIХ  веке «натурфилософии пришел конец.2 Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад». Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, также как и различные отрасли науки, более определенно разграничили предметные области своего исследования. Однако, тесная двусторонняя связь между философией и наукой остается всегда необходимой.

 

    1. Античная наука.

Информация о работе Наука и основные стадии ее исторического развития