Наука и основные стадии ее исторического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:34, реферат

Описание работы

Объект данной работы – наука. Предмет работы – стадии ее развития. Цель данной работы – изучение стадий исторического развития науки. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов становления науки
Раскрытие основных стадий развития
Рассмотрение идей и концепций, крупнейших представителей науки

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Периодизация науки………………………………………………………5
2. Доклассическая стадия……………………………………………………7
2.1. Доклассическая наука………………………………………………...7
2.2. Античная наука………………………………………………………..9
2.3.Средневековая наука………………………………………………….11
3. Классическая стадия………………………………………………………13
4. Неклассическая стадия…………………………………………………....17
5. Постнеклассическая стадия………………………………………………20
5.1.Постнеклассическая наука……………………………………………20
5.2.Черты будущей науки…………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

реферат!.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

Наука в современном понимании  этого слова зародилась в поздней  античности. Ее колыбелью стала Древняя  Греция. Именно в Греции и появляются первые научные программы, существенно  связанные со спецификой древнегреческой  цивилизации и культуры.

  1. Математическая программа Пифагора и Платона. Пифагорейской школе удалось сформулировать два важнейших тезиса, которые легли в основу всей последующей науки: 
    - явления природы и ее законы наиболее четко и лаконично выражаются языком математики; 
    - количественные (числовые) отношения отражают гармонию и порядок мира, симметрию его частей, правильность их объединения и ритмичность движения
  2. В основе корпускулярной атомистической программы лежат представления эпикурейской школы (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Ядро этой программы составляет учение Демокрита об атомах. Вселенная состоит из пустоты и невидимых глазу телец - атомов, которые являются первокирпичиками Мироздания. Мир дискретен (прерывен). В своих философских построениях Демокрит опирался на непосредственное исследование природы. Им было выдвинуто предположение об атомистическом происхождении чувственных ощущений человека за счет взаимодействия атомов, истекающих от тел, и атомов в теле человека, что и вызывает, по его мнению, ощущения цвета, вкуса, запаха, звука. Эпикур развил идеи Демокрита и дал им философское обоснование. Он считал, что мир - это нагромождение случайностей, и совершенно лишен какой-либо внутренней логики и внутреннего смысла. Размышляя над природой случайного, он создал учение об отклонениях атомов от прямолинейных путей, в результате которых происходят столкновения, и возникает вихревое движение, приводящее к образованию вещей. Случайность, по его мнению, лежит в природе самих вещей и носит объективный характер. 3
  3. Завершающим этапом развития античной науки можно считать создание континуальной (лат. continuum - непрерывное) программы, объединившей в себе все достижения античности. Ее основоположником был Аристотель.  Порядок и гармония мира по Аристотелю обусловлены целевой причиной движения и формой когда-то давно, под действием первотолчка материя пришла в вихревое движение, упорядочив ранее существовавший Хаос. Движение - это изменение вообще. Оно осуществляется борьбой противоположных качеств - тепла и холода, сухости и влажности. В мире нет ничего неизменного и случайного, развитие его во времени строго детерминировано. Его учение о событийности движения почти два тысячелетия господствовало в представлениях человечества. Этот взгляд стал истоком континуальной традиции современной науки

 

    1. Средневековая наука

С распадом античных цивилизаций (I-II в. н.э.) рассеялась по миру их уникальная культура, а с ней и те зачатки  наук, которые сформировались в натурфилософии. В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философским учением о Боге). В этой ситуации наука становилась  средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в  частности, были необходимы только для  вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение  к средневековой науке привело  к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

Тем не менее в недрах средневековой культуры успешно  развивались такие специфические  области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия, которые подготовили возможность  образования современной науки. Эти дисциплины представляли собой  промежуточное звено между техническим  ремеслом и натурфилософией и  в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей  экспериментальной науки.

В положительную сторону  ситуация в средневековой науке  стала меняться в XII веке, когда в  научном обиходе стало использоваться все научное наследие Аристотеля. Тогда, естественно, наука столкнулась  с теологией и пришла с ней  в противоречие. Разрешением этого  противоречия стала концепция двойственной истины, то есть признание права  на сосуществование «естественного разума» наряду с верой, основанной на откровении. 4

Важным было создание условий  для точного измерения. В науке  вплоть до эпохи Возрождения точное измерение природных процессов  считалось невозможным. Такое представление  восходит к античности, где точность рассматривалась как характеристика только идеальных объектов. Сейчас же идет бурное развитие астрологии, содержащей в себе зародыши будущей астрономии и требующей довольно точных измерений. Так начинается математизация физики и физикализация математики, которая завершилась созданием математической физики Нового времени. И не случайно у истоков этой науки стоят астрономы - Коперник, Кеплер, Галилей.

Весьма существенным фактом для становления средневекового естествознания стал отказ от античной модели совершенства - круга. Она была заменена на модель бесконечной линии, что соответствовало формированию представлений о бесконечной  Вселенной.

В XIII веке оксфордский теолог и математик Т. Брадвердин впервые  уподобил местонахождение христианского  Бога до сотворения мира пустому геометрическому  пространству. В результате этого  весь процесс деянии Бога мог быть выражен математическими закономерностями, а сами деяния становились зримым выражением его воли. Через эти  математические закономерности можно  было распознать вечные модели и первоосновы  мира, которым соответствовали явления  земной природы.5

Не менее важными для  становления современной науки  были религиозные обряды и ритуалы, подчинявшие жизнь горожан строгому ритму, распорядку, почасовой регламентации. Особую роль играли также средневековая школа и университет, которые не только поощряли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столетиями прививали нормы логико-дискурсивного мышления и искусство аргументации. Это привело к высочайшему уровню умственной дисциплины в эпоху позднего Средневековья, без чего был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных средств научного познания.

 

  1. КЛАССИЧЕСКАЯ СТАДИЯ

Вторая стадия. Классическая –  аналитическая. Период конца XVI–начала XVII столетия связывают в истории  науки с формированием и систематическим  развитием экспериментально–теоретических исследований, его часто именуют  аналитическим или точным естествознанием. Накопление большого количества сведений о мире мореплавателями, путешественниками, астрономами, химиками и алхимиками к началу XVII столетия породило стремление к более детальному изучению объектов, что привело к дифференциации (разделению, расчленению) существующих наук. К примеру, в физике выделяются механика, оптика, физика сред (газов, жидкостей и т.д.).

Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е  годы XX века, то есть до времени появления  квантово-релятивистской неклассической картины мира. Разумеется, наука XIX века довольно сильно отличается от науки XVIII века, которую только и можно считать  по-настоящему классической наукой. Тем  не менее, поскольку в науке XIX века по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии – классическая наука. 6Этот этап характеризуется целым рядом специфических особенностей: 

  1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась и как универсальный метод познания окружающих явлений, в результате дававший систематизированное истинное знание, и как эталон всякой науки вообще. Следовательно, в классической науке господствовала парадигма механицизма. Эта ориентация на механику приводила к механистичности и метафизичности не только классической науки, но и классического мировоззрения, а также проявлялась в целом ряде частных установок: однозначность в истолковании событий, исключение из результатов познания случайности и вероятности, которые расценивались как показатели неполноты знания; исключение из контекста науки характеристик исследователя, отказ от учета особенностей (способов, средств, условий) проведения наблюдения и эксперимента; субстанциональность поиск праосновы мира; оценка имеющегося научного знания как абсолютно достоверного и истинного; осмысление сущности познавательной деятельности как зеркального отражения действительности.
  2. Рассмотрение мира как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого. Данный методологический подход породил такие специфические для классического естествознания исследовательские установки, как статичность, элементаризм и антиэволюционизм. Усилия ученых были направлены в основном на выделение и определение простых элементов сложных структур (элементаризм) при сознательном игнорировании тех связей и отношений, которые присущи этим структурам как динамическим целостностям (статичность). Поэтому истолкование явлений реальности было в полной мере метафизическим, лишенным представлений об изменчивости, развитии, историчности (антиэволюционизм). 
  3. Сведение самой Жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики в мире-механизме, четко функционирующем по законам открытым И.Ньютоном. В этом абсолютно предсказуемом мире (идею всеобщего и полного детерминизма наиболее точно высказал Лаплас: если бы было известно положение всех частей и элементов мира и силы, действующих на них, если бы нашелся некий демонический ум, объединивший эти данные в одной формуле, не осталось бы ничего непонятного в природе, было бы открыто не только прошлое, но и будущее) не было места жизни, организм понимался бы как механизм.7 Казалось, чем дальше шел ход человеческой мысли, тем резче и ярче выступал такой чуждый живому, человеческой личности и ее жизни, стихийно непонятный человеку Космос. Бренность и ничтожность жизни, ее случайность в Космосе, казалось, все более подтверждались успехами точного знания. Лишь одна религия продолжала отводить человеку особое место в мире. Присущее христианству резкое разделение духовного и материального и упор на превосходство духовного ныне получили противоположную оценку: мир физический все более представлялся основным средоточием человеческой деятельности. Христианское противопоставление духа и материи постепенно превращалось в свойственное классическому мышлению противопоставление разума и материи, человека и Космоса.
  4. Наука вытесняла религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы как результат его деятельности полностью вытеснили теологическую доктрину и Священное Писание в качестве главных источников познания Вселенной. Вера и разум были окончательно разведены в разные стороны. Место религиозных воззрений занял рационализм, который считал человека высшей или окончательной, формой разума, дал жизнь светскому гуманизму и эмпиризму, который выдвинул концепцию материальности мира как важнейшей и единственной реальности, чем заложил основы научного материализма.

Оставаясь в целом метафизическим и механистическим, классическое естествознание готовит постепенное крушение метафизического  взгляда на природу. В ХVII–ХVIII веках  в математике разрабатывается теория бесконечно малых величин (И.Ньютон, Г.Лейбниц), Р.Декарт создает аналитическую  геометрию, М.В.Ломоносов – атомно-кинетическое учение, широкую популярность завоевывает  космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, что способствует внедрению идеи развития в естественные, а затем  и в общественные науки. В естествознании постепенно складывались предпосылки для новых крупных научных революций, начавшихся в конце XVIII–первой половине XIX века и охвативших одновременно несколько областей знания. Это были так называемые комплексные научные революции (коренная смена, ломка устаревших научных представлений), протекавшие в рамках классической науки и мировоззрения. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения энергии и видов вещества (химическая атомистика), в геологии возникает теория развития Земли (Ч.Лайель), в биологии зарождается эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка, развиваются такие науки, как палеонтология (Ж.Кювье), эмбриология (К.М.Бэр).

Особое значение имели революции, связанные с тремя великими открытиями второй трети XIX века – клеточной  теории Шлейдена и Шванна, закона сохранения и превращения энергии Майера и Джоуля, создание Дарвиным эволюционного  учения. Затем последовали открытия, продемонстрировавшие диалектику природы  полнее: создание теории химического  строения органических соединений (А.М.Бутлеров, 1861); периодической системы элементов (Д.И.Менделеев, 1869); химической термодинамики (Я.Х.Вант-Гофф, Дж.Гиббс); основ научной  физиологии (И.М.Сеченов, 1863); электромагнитной теории света (Дж.К.Максвелл, 1873).8

В результате этих научных открытий научное познание поднимается на качественно новую ступень и  становится дисциплинарно организованной наукой. Если в XVIII веке оно было преимущественно  наукой, собирающей факты, наукой о  законченных предметах, то в XIX веке оно стало систематизирующей  наукой, то есть наукой о предметах  и процессах, их происхождении и  развитии.

 

  1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ СТАДИЯ

Информация о работе Наука и основные стадии ее исторического развития