Наука в современном понимании
этого слова зародилась в поздней
античности. Ее колыбелью стала Древняя
Греция. Именно в Греции и появляются
первые научные программы, существенно
связанные со спецификой древнегреческой
цивилизации и культуры.
- Математическая программа Пифагора и Платона. Пифагорейской школе удалось сформулировать два важнейших тезиса, которые легли в основу всей последующей науки:
- явления природы и ее законы наиболее четко и лаконично выражаются языком математики;
- количественные (числовые) отношения отражают гармонию и порядок мира, симметрию его частей, правильность их объединения и ритмичность движения.
- В основе корпускулярной атомистической программы лежат представления эпикурейской школы (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Ядро этой программы составляет учение Демокрита об атомах. Вселенная состоит из пустоты и невидимых глазу телец - атомов, которые являются первокирпичиками Мироздания. Мир дискретен (прерывен). В своих философских построениях Демокрит опирался на непосредственное исследование природы. Им было выдвинуто предположение об атомистическом происхождении чувственных ощущений человека за счет взаимодействия атомов, истекающих от тел, и атомов в теле человека, что и вызывает, по его мнению, ощущения цвета, вкуса, запаха, звука. Эпикур развил идеи Демокрита и дал им философское обоснование. Он считал, что мир - это нагромождение случайностей, и совершенно лишен какой-либо внутренней логики и внутреннего смысла. Размышляя над природой случайного, он создал учение об отклонениях атомов от прямолинейных путей, в результате которых происходят столкновения, и возникает вихревое движение, приводящее к образованию вещей. Случайность, по его мнению, лежит в природе самих вещей и носит объективный характер. 3
- Завершающим этапом развития античной науки можно считать создание континуальной (лат. continuum - непрерывное) программы, объединившей в себе все достижения античности. Ее основоположником был Аристотель. Порядок и гармония мира по Аристотелю обусловлены целевой причиной движения и формой когда-то давно, под действием первотолчка материя пришла в вихревое движение, упорядочив ранее существовавший Хаос. Движение - это изменение вообще. Оно осуществляется борьбой противоположных качеств - тепла и холода, сухости и влажности. В мире нет ничего неизменного и случайного, развитие его во времени строго детерминировано. Его учение о событийности движения почти два тысячелетия господствовало в представлениях человечества. Этот взгляд стал истоком континуальной традиции современной науки.
- Средневековая наука
С распадом античных цивилизаций
(I-II в. н.э.) рассеялась по миру их уникальная
культура, а с ней и те зачатки
наук, которые сформировались в натурфилософии.
В Средние века проблемы истины решались
не наукой или философией, а теологией
(философским учением о Боге).
В этой ситуации наука становилась
средством решения чисто практических
задач. Арифметика и астрономия, в
частности, были необходимы только для
вычисления дат религиозных праздников.
Такое чисто прагматическое отношение
к средневековой науке привело
к тому, что она утратила одно
из самых ценных качеств античной
науки, в которой научное знание
рассматривалось как самоцель, познание
истины осуществлялось ради самой истины,
а не ради практических результатов.
Тем не менее в недрах
средневековой культуры успешно
развивались такие специфические
области знания, как астрология,
алхимия, ятрохимия, натуральная магия,
которые подготовили возможность
образования современной науки.
Эти дисциплины представляли собой
промежуточное звено между техническим
ремеслом и натурфилософией и
в силу своей практической направленности
содержали в себе зародыш будущей
экспериментальной науки.
В положительную сторону
ситуация в средневековой науке
стала меняться в XII веке, когда в
научном обиходе стало использоваться
все научное наследие Аристотеля.
Тогда, естественно, наука столкнулась
с теологией и пришла с ней
в противоречие. Разрешением этого
противоречия стала концепция двойственной
истины, то есть признание права
на сосуществование «естественного
разума» наряду с верой, основанной
на откровении. 4
Важным было создание условий
для точного измерения. В науке
вплоть до эпохи Возрождения точное
измерение природных процессов
считалось невозможным. Такое представление
восходит к античности, где точность
рассматривалась как характеристика только
идеальных объектов. Сейчас же идет бурное
развитие астрологии, содержащей в себе
зародыши будущей астрономии и требующей
довольно точных измерений. Так начинается
математизация физики и физикализация
математики, которая завершилась созданием
математической физики Нового времени.
И не случайно у истоков этой науки стоят
астрономы - Коперник, Кеплер, Галилей.
Весьма существенным фактом
для становления средневекового
естествознания стал отказ от античной
модели совершенства - круга. Она была
заменена на модель бесконечной линии,
что соответствовало формированию
представлений о бесконечной
Вселенной.
В XIII веке оксфордский теолог
и математик Т. Брадвердин впервые
уподобил местонахождение христианского
Бога до сотворения мира пустому геометрическому
пространству. В результате этого
весь процесс деянии Бога мог быть
выражен математическими закономерностями,
а сами деяния становились зримым
выражением его воли. Через эти
математические закономерности можно
было распознать вечные модели и первоосновы
мира, которым соответствовали явления
земной природы.5
Не менее важными для
становления современной науки
были религиозные обряды и ритуалы,
подчинявшие жизнь горожан строгому ритму,
распорядку, почасовой регламентации.
Особую роль играли также средневековая
школа и университет, которые не только
поощряли книжную ученость и усвоение
элементов античной науки, но и столетиями
прививали нормы логико-дискурсивного
мышления и искусство аргументации. Это
привело к высочайшему уровню умственной
дисциплины в эпоху позднего Средневековья,
без чего был бы невозможен дальнейший
прогресс интеллектуальных средств научного
познания.
- КЛАССИЧЕСКАЯ СТАДИЯ
Вторая стадия. Классическая –
аналитическая. Период конца XVI–начала
XVII столетия связывают в истории
науки с формированием и систематическим
развитием экспериментально–теоретических
исследований, его часто именуют
аналитическим или точным естествознанием.
Накопление большого количества сведений
о мире мореплавателями, путешественниками,
астрономами, химиками и алхимиками
к началу XVII столетия породило стремление
к более детальному изучению объектов,
что привело к дифференциации
(разделению, расчленению) существующих
наук. К примеру, в физике выделяются механика,
оптика, физика сред (газов, жидкостей
и т.д.).
Понятие «классическая наука» охватывает
период развития науки с XVII в. по 20-е
годы XX века, то есть до времени появления
квантово-релятивистской неклассической
картины мира. Разумеется, наука XIX века
довольно сильно отличается от науки XVIII
века, которую только и можно считать
по-настоящему классической наукой. Тем
не менее, поскольку в науке XIX века
по-прежнему действуют гносеологические
представления науки XVIII в., мы объединяем
их в едином понятии – классическая
наука. 6Этот
этап характеризуется целым рядом специфических
особенностей:
- Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась и как универсальный метод познания окружающих явлений, в результате дававший систематизированное истинное знание, и как эталон всякой науки вообще. Следовательно, в классической науке господствовала парадигма механицизма. Эта ориентация на механику приводила к механистичности и метафизичности не только классической науки, но и классического мировоззрения, а также проявлялась в целом ряде частных установок: однозначность в истолковании событий, исключение из результатов познания случайности и вероятности, которые расценивались как показатели неполноты знания; – исключение из контекста науки характеристик исследователя, отказ от учета особенностей (способов, средств, условий) проведения наблюдения и эксперимента; субстанциональность – поиск праосновы мира; оценка имеющегося научного знания как абсолютно достоверного и истинного; осмысление сущности познавательной деятельности как зеркального отражения действительности.
- Рассмотрение мира как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого. Данный методологический подход породил такие специфические для классического естествознания исследовательские установки, как статичность, элементаризм и антиэволюционизм. Усилия ученых были направлены в основном на выделение и определение простых элементов сложных структур (элементаризм) при сознательном игнорировании тех связей и отношений, которые присущи этим структурам как динамическим целостностям (статичность). Поэтому истолкование явлений реальности было в полной мере метафизическим, лишенным представлений об изменчивости, развитии, историчности (антиэволюционизм).
- Сведение самой Жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики в мире-механизме, четко функционирующем по законам открытым И.Ньютоном. В этом абсолютно предсказуемом мире (идею всеобщего и полного детерминизма наиболее точно высказал Лаплас: если бы было известно положение всех частей и элементов мира и силы, действующих на них, если бы нашелся некий демонический ум, объединивший эти данные в одной формуле, не осталось бы ничего непонятного в природе, было бы открыто не только прошлое, но и будущее) не было места жизни, организм понимался бы как механизм.7 Казалось, чем дальше шел ход человеческой мысли, тем резче и ярче выступал такой чуждый живому, человеческой личности и ее жизни, стихийно непонятный человеку Космос. Бренность и ничтожность жизни, ее случайность в Космосе, казалось, все более подтверждались успехами точного знания. Лишь одна религия продолжала отводить человеку особое место в мире. Присущее христианству резкое разделение духовного и материального и упор на превосходство духовного ныне получили противоположную оценку: мир физический все более представлялся основным средоточием человеческой деятельности. Христианское противопоставление духа и материи постепенно превращалось в свойственное классическому мышлению противопоставление разума и материи, человека и Космоса.
- Наука вытесняла религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы как результат его деятельности полностью вытеснили теологическую доктрину и Священное Писание в качестве главных источников познания Вселенной. Вера и разум были окончательно разведены в разные стороны. Место религиозных воззрений занял рационализм, который считал человека высшей или окончательной, формой разума, дал жизнь светскому гуманизму и эмпиризму, который выдвинул концепцию материальности мира как важнейшей и единственной реальности, чем заложил основы научного материализма.
Оставаясь в целом метафизическим
и механистическим, классическое естествознание
готовит постепенное крушение метафизического
взгляда на природу. В ХVII–ХVIII веках
в математике разрабатывается теория
бесконечно малых величин (И.Ньютон,
Г.Лейбниц), Р.Декарт создает аналитическую
геометрию, М.В.Ломоносов – атомно-кинетическое
учение, широкую популярность завоевывает
космогоническая гипотеза Канта-Лапласа,
что способствует внедрению идеи
развития в естественные, а затем
и в общественные науки. В естествознании
постепенно складывались предпосылки
для новых крупных научных революций,
начавшихся в конце XVIII–первой половине
XIX века и охвативших одновременно несколько
областей знания. Это были так называемые
комплексные научные революции (коренная
смена, ломка устаревших научных представлений),
протекавшие в рамках классической науки
и мировоззрения. На первый план выдвигаются
физика и химия, изучающие взаимопревращения
энергии и видов вещества (химическая
атомистика), в геологии возникает теория
развития Земли (Ч.Лайель), в биологии зарождается
эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка, развиваются
такие науки, как палеонтология (Ж.Кювье),
эмбриология (К.М.Бэр).
Особое значение имели революции,
связанные с тремя великими открытиями
второй трети XIX века – клеточной
теории Шлейдена и Шванна, закона сохранения
и превращения энергии Майера
и Джоуля, создание Дарвиным эволюционного
учения. Затем последовали открытия,
продемонстрировавшие диалектику природы
полнее: создание теории химического
строения органических соединений (А.М.Бутлеров,
1861); периодической системы элементов
(Д.И.Менделеев, 1869); химической термодинамики
(Я.Х.Вант-Гофф, Дж.Гиббс); основ научной
физиологии (И.М.Сеченов, 1863); электромагнитной
теории света (Дж.К.Максвелл, 1873).8
В результате этих научных открытий
научное познание поднимается на
качественно новую ступень и
становится дисциплинарно организованной
наукой. Если в XVIII веке оно было преимущественно
наукой, собирающей факты, наукой о
законченных предметах, то в XIX веке
оно стало систематизирующей
наукой, то есть наукой о предметах
и процессах, их происхождении и
развитии.
- НЕКЛАССИЧЕСКАЯ СТАДИЯ