Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:57, реферат
Цель работы исследовать вопрос: «Научное и ненаучное знание: критерии демаркации».
Из поставленных целей следуют задачи: рассмотреть основные характеристики познавательных способностей; рассмотреть отличительные особенности научного знания и его типы; рассмотреть многообразие ненаучных знаний; рассмотреть критерии демаркации.
Структура работы состоит из введения, пяти глав, заключения, литературы.
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ..……4
1.1 Чувственное познание ……………………………………………... 4
1.2 Мышление ………………………………………………..………… 5
1.3 Воображение, фантазия …………………………………………… 7
1.4 Интуиция, ее роль в познании …………………………………..… 8
2. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………..…………………………..9
2.1. Функции научного познания…………………..………………..…9
2.2. Уровни научного познания……………………………………….. 9
2.3. Формы научного познания……………………………………….. 10
2.4 Методы научного познания……………………………………..…11
2.4.1. Методы эмпирического уровня познания.……………………..11
2.4.2. Методы теоретического уровня познания………......................12
3. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ НАУК………..………………….……....13
4. НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………………………….........14
4.1. Формы вненаучного познания…………………………………...14
4.2. Проблемы знания и веры………………………………………… 14
5. КРИТЕРИИ ДЕМАРКАЦИИ……………………………………………….. 16
5.1. Общее и особенное в характеристике научного и
ненаучного познания ............................................................................. 16
5.2. Проблема демаркации…………………………………………..... 16
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 18
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 19
5.2 Проблема демаркации
Проблема демаркации — традиционная философская проблема нахождения критерия, позволяющего отличить знание от мнения или веры, науку — от псевдонауки, эмпирические науки — от формальных наук и от метафизики. В разные периоды проблема демаркации решалась по-разному.
Античные философы полагали, что знание отличается от мнения тем, что знание всегда сохраняет свою истинность, в то время как мнение может быть в одной ситуации истинным, а в другой — ложным.
Философы Средневековья
С возникновением и развитием философии Нового времени проблема демаркации встала как проблема отличия научного знания от вненаучных форм духовной деятельности.
В 20 в. представители неопозитивизма
выдвинули верификационный
В 1930-е гг. К. Поппер предложил в качестве критерия проблемы демаркации принцип фальсифицируемости: лишь то знание научно, которое в принципе может быть опровергнуто опытом и экспериментом. Этот критерий также не дал решения проблемы демаркации, т.к. д, что научные теории вовсе не опровергаются простым опытом или экспериментом, да и само понятие фальсификации оказалось весьма расплывчатым.
В современной философии науки эмпирическая проверяемость, приводящая к подтверждению или опровержению научных теорий и законов, рассматривается как важнейший критерий научности: если некоторую идею нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, то ученые не будут ею заниматься.
В 1960-е гг. было предложено еще несколько критериев демаркации — наличие парадигмы, особого профессионального языка, специфических методов исследования и т.п. В настоящее время большинство философов науки склоняются к мнению о том, что между наукой и иными формами духовной деятельности нельзя провести четкой границы, эта граница исторически условна проблема демаркации в каждую эпоху решается по-своему10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с темой реферата были рассмотрены поставленные цели и задачи. Изучены отличительные особенности и типы научного знания, преднаучную форму знаний, различные формы ненаучных знаний.
В заключение можно сказать, что научные знания имеют свои особенности и выполняют троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.
Невозможно полностью
отрицать и игнорировать ненаучные
знания. Ведь неспроста все время
человеческого существования
Сейчас, когда в мире оскудевает
вера, как форма ненаучного познания,
наука предоставляет
Научные и ненаучные знания в некоторых моментах дополняют друг друга, так как отсутствие одного приводит либо к рождению отсутствующего, либо к вырождению существующего.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // «Вопросы философии». - 2010. - № 11. - С.21.
2 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия – М.: Проспект, 2010 – 381 с..
3 Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки. - М. 2009. - С.23
4 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2010. – 203 с.
5 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. — М.: «Логос», 2010. - С.32
6 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. — М.: «Логос», 2010. - С.32
7 Демидов, А. Б. Философия и методология науки: курс лекций Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 33-36 с.
8 Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Разум и экзистенция. – М., 1989.
9 Степин В.С. История и философия науки. – М.: Академический проект, Трикста. – 2011. – 276 с.
10 Шахов М. О. Религиозное и научное знание, религиозная и научная вера // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд / Рос. акад. наук, Ин-т философии.— М.: ИФ РАН, 2008. — С. 279.
Информация о работе Научное и ненаучное знание: критерии демаркации