Научное и ненаучное знание: критерии демаркации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Цель работы исследовать вопрос: «Научное и ненаучное знание: критерии демаркации».
Из поставленных целей следуют задачи: рассмотреть основные характеристики познавательных способностей; рассмотреть отличительные особенности научного знания и его типы; рассмотреть многообразие ненаучных знаний; рассмотреть критерии демаркации.
Структура работы состоит из введения, пяти глав, заключения, литературы.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ..……4
1.1 Чувственное познание ……………………………………………... 4
1.2 Мышление ………………………………………………..………… 5
1.3 Воображение, фантазия …………………………………………… 7
1.4 Интуиция, ее роль в познании …………………………………..… 8
2. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………..…………………………..9
2.1. Функции научного познания…………………..………………..…9
2.2. Уровни научного познания……………………………………….. 9
2.3. Формы научного познания……………………………………….. 10
2.4 Методы научного познания……………………………………..…11
2.4.1. Методы эмпирического уровня познания.……………………..11
2.4.2. Методы теоретического уровня познания………......................12
3. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ НАУК………..………………….……....13
4. НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………………………….........14
4.1. Формы вненаучного познания…………………………………...14
4.2. Проблемы знания и веры………………………………………… 14
5. КРИТЕРИИ ДЕМАРКАЦИИ……………………………………………….. 16
5.1. Общее и особенное в характеристике научного и
ненаучного познания ............................................................................. 16
5.2. Проблема демаркации…………………………………………..... 16
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 18
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 19

Работа содержит 1 файл

Реферат философия.docx

— 56.97 Кб (Скачать)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ при ПРИЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

 

Отделение дополнительного  профессионального образования

 

Философия

 

 

Реферат

 

Научное и ненаучное  знание: критерии демаркации

 

 

 

 

Выполнила студентка I  курса (2 год обуч.) направления Государственное и  муниципальное управление, обучающаяся по заочной форме на базе высшего образования

Неяскина Оксана

 

«___» ___________________2012г.

 

Проверил:

 

Дата сдачи ______________________

 

Оценка _________________________

 

Подпись руководителя ____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ..……4

1.1 Чувственное познание  ……………………………………………... 4

1.2 Мышление ………………………………………………..………… 5

1.3 Воображение, фантазия  …………………………………………… 7

1.4 Интуиция, ее роль в  познании …………………………………..… 8

2. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………..…………………………..9

2.1. Функции научного познания…………………..………………..…9

2.2. Уровни научного познания……………………………………….. 9

2.3. Формы научного познания……………………………………….. 10

2.4 Методы научного познания……………………………………..…11

2.4.1. Методы эмпирического  уровня познания.……………………..11

2.4.2. Методы теоретического  уровня познания………......................12

3. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ НАУК………..………………….……....13

4. НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………………………….........14

4.1. Формы вненаучного познания…………………………………...14

4.2. Проблемы знания и  веры………………………………………… 14

5. КРИТЕРИИ ДЕМАРКАЦИИ……………………………………………….. 16

5.1. Общее и особенное  в характеристике научного и

ненаучного познания ............................................................................. 16

5.2. Проблема демаркации…………………………………………..... 16

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 18

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе эволюции формировалось  сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления  о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений, остатки  которых сохранились и в нашем языке. Как и у первобытного человека, у нас солнце «ходит», месяц «смотрит» и т. д1. Познавательная деятельность осуществлялась и осуществляется сейчас в различных ситуациях и видах деятельности. Классифицируя многообразие типов познания, их содержание дихотомически делят на научное и ненаучное знание. Существует ли принципиальное отличие науки от ненауки и если да, то в чем оно? Эти и другие похожие вопросы занимают философов с тех пор, как существует наука и спор на эту тему не только не утихает, но лишь разгорается пропорционально росту влияния науки на жизнь общества. Наука в эпоху научно-технического прогресса является эталоном для познавательной деятельности. Но, в тоже время, она не может дать ответы на все существующие вопросы. Ненаучные знания существовали еще до науки и сегодня они есть подобно тому, как существуют ненаучные эмоции, чувства, переживания, т.е. безотносительно к научным данным. Объектом исследований послужили знания, а предметом – научные знания и многообразие форм ненаучных знаний. Предмет: Научное и ненаучное знание: критерии демаркации.

Цель работы исследовать  вопрос: «Научное и ненаучное знание: критерии демаркации».

Из поставленных целей  следуют задачи: рассмотреть основные характеристики познавательных способностей; рассмотреть отличительные особенности научного знания и его типы; рассмотреть многообразие ненаучных знаний; рассмотреть критерии демаркации.

Структура работы состоит  из введения, пяти глав, заключения, литературы.

 

ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1.1 Чувственное познание

 

Обычно выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную – хотя они неразрывно связаны между собой.

Чувственное познание –  основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств.

Чувственное познание — это форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним. Органы чувств человека вряд ли можно считать самыми развитыми. В тоже время имеются факты, показывающие большие возможности человеческого организма к чувственно-сенситивному познанию мира.

Тем не менее, диапазон воспринимаемых человеком звуков, цветов, запахов довольно ограничен. Это, с одной стороны, позволяет ему свободно ориентироваться и действовать в окружающем его соразмерном ему макромире. А, с другой стороны, эта ограниченность позволяет не перегружать человеческое восприятие незначительными для человеческой жизни подробностями.

Выделяют четыре этапа  чувственного познания: изначальное  впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление.

Первая встреча человека с явлениями окружающего мира — позволяет ему получить целостное, недифференцированное изначальное впечатление об интересующем объекте. Это впечатление может сохраниться, но может подвергаться изменению, уточнению, последующей дифференциации на элементарные ощущения.

Ощущения – элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и пр.) Это один способ представления ощущений.

С материалистической точки зрения, наоборот, ощущение есть не дифференциация изначального впечатления, а оно первым возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождает материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое не свойственное самому предмету качество — его субъективный образ.

В любом случае через ощущения человек получает первичную дифференцированную информацию об объекте, о его отдельных свойствах. 
Далее они образуют цепочку: Ощущение — восприятия — представление.

В силу активной деятельности человеческого сознания, образы ощущения вновь подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.

Восприятие — это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Целостные, чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. образуется более сложная форма познания — представление.

Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

Впечатление, ощущение, восприятия, представления только в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания. На самом деле эти процессы сложно взаимосвязаны, и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления2.

 

1.2 Мышление

 

Мышление — это активный процесс деятельности сознания. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание.

В истории философии наметилось разделение двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, с другой — на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Зачастую эти грани мышления называют рассудком и разумом.

Рассудок действует разделяющим  и абстрагирующим образом. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической так и в практической областях рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях3.

Если принцип рассудка состоит в абстрактном тождестве, формальном единстве, то принципом разума является конкретное тождество как единство различных определений. Разумное мышление оперирует различными видами логик, одной из которых является диалектическая логика. Диалектическое мышление вскрывает переходы, движения, развитие. Благодаря этому, оно может изучать вещи согласно их собственной природе.

Рассудочное мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, определение и умозаключение.

Понятие - это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие близко представлению, т.к. оба они носят обобщенный и опосредованный характер. Но они различаются тем, что представление дает наглядный образ действительности, а содержание понятия лишено наглядности. В понятии уровень обобщения доведен до выделения существенного, а в представлении отражены общие признаки объектов.

Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями — это значит судить о нем выявлять его связи и отношения.

Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, либо опосредовано с помощью умозаключения.

Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.

 

1.3 Воображение, фантазия

 

Творческая деятельность — такая деятельность, которая создает нечто новое: вещь, построение ума, чувство.

В деятельности человека существует два вида поступков:

  • воспроизводящие (репродуктивные), теснейшим образом связанные с памятью — более или менее точное повторение прежнего опыта;
  • творческие — создание новых образов вещей или действий на основе прежнего опыта.

Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Во многом творческая деятельность основывается на познавательных способностях человека: творческие компоненты есть и в составе чувственных представлений, и в системе мыслительных образов и понятий.

Собственно творчество (креативность) — это своеобразное отношение человека к миру и в некотором смысле оно противостоит традиционно понимаемому познанию. Если для познающего человека мир предстает как данность, как если бы он не был никем создан, то творчество принимает действительность, как если бы она всегда поддавалась порождению заново, при участии и глубокой сопричастности человека.

Можно выделить два крайних  подхода к рассмотрению творчества:

  • творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил, неподвластных человеку;
  • творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности.

В реальности в творческой деятельности присутствуют, наверное, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой.

 

1.4 Интуиция, ее роль в  познании

 

Интуиция — процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Понимается как в интеллектуальном, так и в чувственном, и в мистическом смысле. Характеризуется непосредственным усмотрением истины.

Интуиция — близка и сопутствует состоянию вдохновения, духовного видения, открытия и откровения, и имеет истоки в бессознательном (или сверхсознательном) слое психики человека.

В интуиции непосредственно схватывается сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия.

Два основных подхода к пониманию интуиции:

1) Интуиция — основа познания, она схватывает предмет в его сущности и затем человек с помощью логики разрабатывает открытое, дальше, строя на изначальной интуиции развернутое «древо» знаний.

2) Интуиция — как результат долгой внутренней работы ума, в условиях недостатка информации, как «озарение», на основе накопления внутреннего опыта человека. Такая интуиция носит вспомогательный характер. 
Скорее всего, в познании человека участвуют оба рода интуиции.

Интуиция помогает принимать  решения, делать выбор, решать сложные  проблемы при недостаточном количестве фактов, данных или при отсутствии предшествующего опыта. Хотя мы интуицией пользуемся бессознательно, но при достаточном ее развитии она помогает поступать нам разумно в перечисленных выше обстоятельствах4.

 

ГЛАВА 2. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

2.1 Функции научного познания

 

Познавательное отношение  человека к миру осуществляется в  различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются  в отличие от науки как вненаучные формы.

Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную  систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства.

Выделяются следующие  функции науки:

1. описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности;

Информация о работе Научное и ненаучное знание: критерии демаркации