Научное и ненаучное знание: критерии демаркации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Цель работы исследовать вопрос: «Научное и ненаучное знание: критерии демаркации».
Из поставленных целей следуют задачи: рассмотреть основные характеристики познавательных способностей; рассмотреть отличительные особенности научного знания и его типы; рассмотреть многообразие ненаучных знаний; рассмотреть критерии демаркации.
Структура работы состоит из введения, пяти глав, заключения, литературы.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ..……4
1.1 Чувственное познание ……………………………………………... 4
1.2 Мышление ………………………………………………..………… 5
1.3 Воображение, фантазия …………………………………………… 7
1.4 Интуиция, ее роль в познании …………………………………..… 8
2. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………..…………………………..9
2.1. Функции научного познания…………………..………………..…9
2.2. Уровни научного познания……………………………………….. 9
2.3. Формы научного познания……………………………………….. 10
2.4 Методы научного познания……………………………………..…11
2.4.1. Методы эмпирического уровня познания.……………………..11
2.4.2. Методы теоретического уровня познания………......................12
3. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ НАУК………..………………….……....13
4. НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………………………….........14
4.1. Формы вненаучного познания…………………………………...14
4.2. Проблемы знания и веры………………………………………… 14
5. КРИТЕРИИ ДЕМАРКАЦИИ……………………………………………….. 16
5.1. Общее и особенное в характеристике научного и
ненаучного познания ............................................................................. 16
5.2. Проблема демаркации…………………………………………..... 16
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 18
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 19

Работа содержит 1 файл

Реферат философия.docx

— 56.97 Кб (Скачать)

2. систематизирующая - встраивание объективных знаний в систему;

3. объяснительная - объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития;

4. производственно-практическая - возможность применения полученных  знаний на практике;

5. прогностическая - возможность  научного предвидения явлений  в будущем;

6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в существующую картину мира.

 

2.2 Уровни научного познания

 

С точки зрения источника, содержания и направленности познавательного  интереса различают эмпирический и  теоретический уровни исследования и организации знания.

Эмпирическое познание направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

Основными средствами формирования и развития научного знания являются эмпирические исследования и последующая логическая обработка их результатов посредством эмпирических законов, обобщений и классификаций.

Теоретический уровень науки характеризуется  тем, что основной его задачей  является не описание и систематизация фактов действительности, а всестороннее познание объективной реальности в  её существенных связях и закономерностях. Теоретическое исследование связано  с созданием и развитием понятийного  аппарата, большое внимание здесь  уделяется совершенствованию принципов  и методов познания.

Эмпирический и теоретический  уровни органически взаимосвязаны  и дополняют друг друга в целостной  структуре научного познания. Эмпирические исследования, доставляя новые данные, стимулируют развитие теория, которая, в свою очередь, открывает новые  перспективы для объяснения и  предвидения фактов, ориентирует  и направляет опытную науку.

 

2.3 Формы научного познания

 

Научный факт – это результат  наблюдений и экспериментов, который  устанавливает количественные и  качественные характеристики объектов.

Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное  знание, которое удовлетворительно  объясняет эмпирические факты и  не вступает в противоречие с основополагающими  научными теориями.

Закон – следующая форма существования  научного знания, в которую трансформируются гипотезы в результате всестороннего  обоснования и подтверждения. В  законах науки отражаются устойчивые, повторяющиеся, существенные связи  между явлениями и процессами реального мира. В соответствие с  принятой двухступенчатой структурой научного познания выделяют эмпирические и теоретические законы.

На эмпирической стадии устанавливаются  законы, фиксирующие связи между чувственно воспринимаемыми свойствами объектов.

Теоретические законы представляют собой систему базовых, исходных понятий, принципов и законов, из которых по определенным правилам могут быть выведены понятия и законы меньшей степени общности.

В зависимости от формы идеализации  различают описательные теории, в  которых осуществляется описание и  систематизация обширного эмпирического  материала, математизированные теории, в которых объект выступает в виде математической модели и дедуктивные теоретические модели.

По степени точности предсказаний теории бывают детерминистские и  стохастические. Первые отличаются точностью  и достоверностью предсказаний, но, в силу сложности многих явлений  и процессов в мире и наличия  значительной доли неопределенности, применяются редко.

Стохастические теории дают вероятные  предсказания, основанные на изучении случайностей5.

 

2.4 Методы научного познания

 

2.4.1 Методы эмпирического  уровня познания

 

Эмпирический и теоретический  типы познания различаются средствами и методами исследовательской деятельности. Существуют 3 основных метода опосредованного получения нового знания:

  • операциональный: систематическое наблюдение; сравнение; счет; измерение и т.п.
  • экспериментальный
  • логико-математический (построение моделей)

Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении.

Эксперимент - активное воздействие на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это разложение целого на его составные части. Синтез - это соединение компонентов сложного явления.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.

Исторический и логический методы основаны на взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю.

 

2.4.2 Методы теоретического уровня познания

 

Теоретические методы: идеализация; формализация; математическое моделирование; рефлексия.

1. Формализация - отображение  содержательного знания в знаково-символическом  виде.

2. Аксиоматический метод  - способ построения научной теории, при котором в ее основу  кладутся некоторые исходные  положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения  этой теории выводятся из них  чисто логическим путем, посредством  доказательства.

3. Идеализация - мыслительная  процедура, связанная с образованием  абстрактных объектов, принципиально  не осуществимых в действительности.

4. Моделирование - метод  исследования определенных объектов  путем воспроизведения их характеристик  на другом объекте – модели.

6. Системный подход - рассмотрение  объектов как систем.

7. Структурно-функциональный (структурный) метод строится  на основе выделения в целостных  системах их структуры - совокупности  устойчивых отношений и взаимосвязей  между ее элементами и их  роли относительно друг друга6.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ НАУКИ

 

Общий ход развития науки  включает основные ступени познания природы и мира вообще. Он проходит несколько основных ступеней:

1. Непосредственное созерцание  природы как нерасчлененного  целого - идет верный охват общей  картины природы при пренебрежении  частностями, что характерно для  греческой натурфилософии;

2. Анализ природы, расчленение  ее на части, выделение и  изучение отдельных вещей и  явлений, поиски отдельных причин  и следствий, при этом за  частностями исчезает общая картина универсальной связи явлений -характерно для начального этапа развития любых конкретных наук, в их историческом развитии, для позднего Средневековья и начала Нового времени;

3. Воссоздание целостной  картины на основе уже познанных  частностей путем приведения в движение остановленного, оживления омертвленного, связывания изолированного раньше, то есть на основе соединения анализа с синтезом - характерно для зрелого периода развития конкретных наук и для современной науки вообще.

Итак, очевидно, что научное  знание не является раз и навсегда данным феноменом, объем и содержание его постоянно меняются, происходит появление новых гипотез, теорий и отказ от старых.

Наука возникла из практики и развивается на ее основе под  влиянием общественных потребностей. Практика не только ставит задачи и  стимулирует науку, но и сама развивается  под ее воздействием.

Наука опосредованно, через  социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих  и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое  и демографическое поведение, цели общественного развития7.

 

ГЛАВА 4. НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

4.1 Формы вненаучного познания

 

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, понимаемое как  разрозненное несистематическое  знание, которое не формализуется  и не описывается законами, находится  в противоречии с существующей  научной картиной мира;

2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;

5) квазинаучное знание ищет себе  сторонников и приверженцев, опираясь  на методы насилия и принуждения; 

6) антинаучное - утопичное и сознательно  искажающее представление о действительности;

7) псевдонаучное знание представляет  собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности  популярных теорий8.

 

4.2 Проблемы знания и  веры

 

Сущностью научного познания является рациональность, которая в качестве подчинённых моментов содержит эмоции и веру.

 Сущностью научной рациональности является способность работать с идеальными объектами с тем условием, что их можно превратить в реальную вещь, предмет или дело - это способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности и их фиксация в системе общезначимых правил. При этом научное познание имеет свои границы. Наука состоит из системы внутренне дифференцированных научных дисциплин, имеющих свою предметную область, методы и формы познания.

Наука развивается через постановку проблем, чем ограничивает поле исследования. Такое ограничение не означает признание непознаваемости мира. Непознаваемость означает недоступность объекта познания, а ограниченность означает, что в объекте высвечивается определённая сторона. Конструируется определенный образ объекта, не соответствующий его реальной полноте.

 Граница между вопросами объясняемыми науками и бессмысленными с их позиций является подвижной и условной. Но такая граница существует, как существует объективный процесс преодоления этой границы.

Таким образом, научный анализ имеет свою специфику, и, следовательно, ограниченную сферу применимости. Возникает вопрос, как соотносятся вера и знание в научном познании? Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей.

 Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет гносеологического значения.

 Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо до жизненных убеждений.

Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой. Вера основывается на знании и опыте. Вера помогает на всех уровнях познания. В современной науке высказываются идеи о многообразии духовного опыта человечества и его учёта в поисках научной истины. Нужно стремиться к диалогу между всеми способами освоения человеком мира. Таким образом, познание истины есть процесс, опирающийся в равной мере на веру и знание, а научная истина опирается на все формы культуры.

ГЛАВА 5. КРИТЕРИИ ДЕМАРКАЦИИ

 

5.1 Общее и особенное  в характеристике научного и  ненаучного познания

 

Научное  мышление объективирует то, чем оно занимается. Свои результаты оно фиксирует в понятиях.  Ненаучное   мышление  есть отражение в сознании инстинктивного, чувственно-практического отношения к миру, характеризуется не противопоставлением субъекта объекту, что является необходимым условием формирования понятий, а их отождествлением, что является необходимым условием понимания объекта на уровне чувства. Иначе - это противоположность рационального  и  чувственного отражения в смысле доминирования в отношении к миру одной из этих сторон. Но рациональное - это конечное отражение, так как выражается в знании. В то время как чувственное отражение в принципе бесконечно, но  и  бессознательно.

Научное   мышление  связано с познанием,  ненаучное   мышление  погружено в чувственно-практическую реальность отношений субъекта с внешней средой. Поэтому универсальное знание есть отражение в науке  ненаучного  знания как непосредственного, чувственного отражения реальности, в противном случае знание  и  жизнь оказываются никак не связаны между собой. Разница между  научным   и   ненаучным   мышлением, в частности, заключается в следующем: для «чувственно-практического отношения к миру» глубокие познания не нужны, поэтому чувство достаточности информации у носителей  ненаучного   мышления  возникает очень быстро, а для  научного  мышления познание, можно сказать, самоцель9.

Информация о работе Научное и ненаучное знание: критерии демаркации