Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:57, реферат
Цель работы исследовать вопрос: «Научное и ненаучное знание: критерии демаркации».
Из поставленных целей следуют задачи: рассмотреть основные характеристики познавательных способностей; рассмотреть отличительные особенности научного знания и его типы; рассмотреть многообразие ненаучных знаний; рассмотреть критерии демаркации.
Структура работы состоит из введения, пяти глав, заключения, литературы.
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ..……4
1.1 Чувственное познание ……………………………………………... 4
1.2 Мышление ………………………………………………..………… 5
1.3 Воображение, фантазия …………………………………………… 7
1.4 Интуиция, ее роль в познании …………………………………..… 8
2. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………..…………………………..9
2.1. Функции научного познания…………………..………………..…9
2.2. Уровни научного познания……………………………………….. 9
2.3. Формы научного познания……………………………………….. 10
2.4 Методы научного познания……………………………………..…11
2.4.1. Методы эмпирического уровня познания.……………………..11
2.4.2. Методы теоретического уровня познания………......................12
3. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ НАУК………..………………….……....13
4. НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ…………………………………………….........14
4.1. Формы вненаучного познания…………………………………...14
4.2. Проблемы знания и веры………………………………………… 14
5. КРИТЕРИИ ДЕМАРКАЦИИ……………………………………………….. 16
5.1. Общее и особенное в характеристике научного и
ненаучного познания ............................................................................. 16
5.2. Проблема демаркации…………………………………………..... 16
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 18
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 19
2. систематизирующая - встраивание объективных знаний в систему;
3. объяснительная - объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития;
4. производственно-практическая
- возможность применения
5. прогностическая - возможность научного предвидения явлений в будущем;
6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в существующую картину мира.
2.2 Уровни научного познания
С точки зрения источника, содержания и направленности познавательного интереса различают эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания.
Эмпирическое познание направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента.
Основными средствами формирования и развития научного знания являются эмпирические исследования и последующая логическая обработка их результатов посредством эмпирических законов, обобщений и классификаций.
Теоретический уровень науки характеризуется
тем, что основной его задачей
является не описание и систематизация
фактов действительности, а всестороннее
познание объективной реальности в
её существенных связях и закономерностях.
Теоретическое исследование связано
с созданием и развитием
Эмпирический и теоретический уровни органически взаимосвязаны и дополняют друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирические исследования, доставляя новые данные, стимулируют развитие теория, которая, в свою очередь, открывает новые перспективы для объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет опытную науку.
2.3 Формы научного познания
Научный факт – это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.
Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не вступает в противоречие с основополагающими научными теориями.
Закон – следующая форма
На эмпирической стадии устанавливаются законы, фиксирующие связи между чувственно воспринимаемыми свойствами объектов.
Теоретические законы представляют собой систему базовых, исходных понятий, принципов и законов, из которых по определенным правилам могут быть выведены понятия и законы меньшей степени общности.
В зависимости от формы идеализации различают описательные теории, в которых осуществляется описание и систематизация обширного эмпирического материала, математизированные теории, в которых объект выступает в виде математической модели и дедуктивные теоретические модели.
По степени точности предсказаний теории бывают детерминистские и стохастические. Первые отличаются точностью и достоверностью предсказаний, но, в силу сложности многих явлений и процессов в мире и наличия значительной доли неопределенности, применяются редко.
Стохастические теории дают вероятные предсказания, основанные на изучении случайностей5.
2.4 Методы научного познания
2.4.1 Методы эмпирического уровня познания
Эмпирический и теоретический
типы познания различаются средствами
и методами исследовательской
Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении.
Эксперимент - активное воздействие на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.
Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним.
Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это разложение целого на его составные части. Синтез - это соединение компонентов сложного явления.
Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
Исторический и логический методы основаны на взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю.
2.4.2 Методы теоретического уровня познания
Теоретические методы: идеализация; формализация; математическое моделирование; рефлексия.
1. Формализация - отображение
содержательного знания в
2. Аксиоматический метод
- способ построения научной
3. Идеализация - мыслительная
процедура, связанная с
4. Моделирование - метод
исследования определенных
6. Системный подход - рассмотрение объектов как систем.
7. Структурно-функциональный
(структурный) метод строится
на основе выделения в
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ НАУКИ
Общий ход развития науки включает основные ступени познания природы и мира вообще. Он проходит несколько основных ступеней:
1. Непосредственное созерцание
природы как нерасчлененного
целого - идет верный охват общей
картины природы при
2. Анализ природы, расчленение
ее на части, выделение и
изучение отдельных вещей и
явлений, поиски отдельных
3. Воссоздание целостной
картины на основе уже
Итак, очевидно, что научное знание не является раз и навсегда данным феноменом, объем и содержание его постоянно меняются, происходит появление новых гипотез, теорий и отказ от старых.
Наука возникла из практики и развивается на ее основе под влиянием общественных потребностей. Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием.
Наука опосредованно, через социальные общности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурных установок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическое поведение, цели общественного развития7.
ГЛАВА 4. НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
4.1 Формы вненаучного познания
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.
Выделяют следующие формы
1) ненаучное, понимаемое как
разрозненное
2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом;
4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;
5) квазинаучное знание ищет себе
сторонников и приверженцев, опираясь
на методы насилия и
6) антинаучное - утопичное и сознательно
искажающее представление о
7) псевдонаучное знание
4.2 Проблемы знания и веры
Сущностью научного познания является рациональность, которая в качестве подчинённых моментов содержит эмоции и веру.
Сущностью научной рациональности является способность работать с идеальными объектами с тем условием, что их можно превратить в реальную вещь, предмет или дело - это способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности и их фиксация в системе общезначимых правил. При этом научное познание имеет свои границы. Наука состоит из системы внутренне дифференцированных научных дисциплин, имеющих свою предметную область, методы и формы познания.
Наука развивается через постановку проблем, чем ограничивает поле исследования. Такое ограничение не означает признание непознаваемости мира. Непознаваемость означает недоступность объекта познания, а ограниченность означает, что в объекте высвечивается определённая сторона. Конструируется определенный образ объекта, не соответствующий его реальной полноте.
Граница между вопросами объясняемыми науками и бессмысленными с их позиций является подвижной и условной. Но такая граница существует, как существует объективный процесс преодоления этой границы.
Таким образом, научный анализ имеет свою специфику, и, следовательно, ограниченную сферу применимости. Возникает вопрос, как соотносятся вера и знание в научном познании? Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей.
Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет гносеологического значения.
Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо до жизненных убеждений.
Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой. Вера основывается на знании и опыте. Вера помогает на всех уровнях познания. В современной науке высказываются идеи о многообразии духовного опыта человечества и его учёта в поисках научной истины. Нужно стремиться к диалогу между всеми способами освоения человеком мира. Таким образом, познание истины есть процесс, опирающийся в равной мере на веру и знание, а научная истина опирается на все формы культуры.
ГЛАВА 5. КРИТЕРИИ ДЕМАРКАЦИИ
5.1 Общее и особенное в характеристике научного и ненаучного познания
Научное мышление объективирует то, чем оно занимается. Свои результаты оно фиксирует в понятиях. Ненаучное мышление есть отражение в сознании инстинктивного, чувственно-практического отношения к миру, характеризуется не противопоставлением субъекта объекту, что является необходимым условием формирования понятий, а их отождествлением, что является необходимым условием понимания объекта на уровне чувства. Иначе - это противоположность рационального и чувственного отражения в смысле доминирования в отношении к миру одной из этих сторон. Но рациональное - это конечное отражение, так как выражается в знании. В то время как чувственное отражение в принципе бесконечно, но и бессознательно.
Научное мышление связано с познанием, ненаучное мышление погружено в чувственно-практическую реальность отношений субъекта с внешней средой. Поэтому универсальное знание есть отражение в науке ненаучного знания как непосредственного, чувственного отражения реальности, в противном случае знание и жизнь оказываются никак не связаны между собой. Разница между научным и ненаучным мышлением, в частности, заключается в следующем: для «чувственно-практического отношения к миру» глубокие познания не нужны, поэтому чувство достаточности информации у носителей ненаучного мышления возникает очень быстро, а для научного мышления познание, можно сказать, самоцель9.
Информация о работе Научное и ненаучное знание: критерии демаркации