Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:31, реферат
Этика как наука начала зарождаться еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии и Китае. Данный термин ввел в научный оборот Аристотель. На стадии своего зарождения этика была еще не отделима от морали и нравственности. Эти три понятия тогда понимались как одно и то же. Также этика переплеталась и с философией, она была как бы ее составляющей.
Мораль в античную эпоху
Этика как
наука начала зарождаться еще
в середине первого тысячелетия
до нашей эры в Древней Греции,
Индии и Китае. Данный термин ввел
в научный оборот Аристотель. На
стадии своего зарождения этика была
еще не отделима от морали и нравственности.
Эти три понятия тогда
Этика в Античную эпоху была разнообразна и все время развивалась. Поэтому историю этики в данный промежуток времени можно разделить на несколько периодов и течений. Чтобы представить картину Античной этики, необходимо рассмотреть подробнее каждое течение и каждого наиболее яркого представителя.
Эпоха античности в истории развития этики начинается с великого мыслителя Сократа. Его принято считать «отцом» этики, первым учителем европейского человечества, т.к. он первым попытался сформулировать основные моральные принципы. Учения Сократа заключались в его беседах, в его разговорах, в общении с людьми. Он не писал философских книг, он просто жил так, как учил своих последователей. Сократ пытался донести до людей то, что в мире существуют добро само по себе, добро вообще и зло само по себе. Также он считал, что существуют красота, мир, любовь, благо, и что существуют они как некие общие начала, как идеи. Эти идеи мы должны познать в своей жизни, так как только познав их, мы можем стать моральными существами. Сократ утверждал, что мудрость приходит через познание, что молодые должны иметь свои мысли, самостоятельно все познавать для того, чтобы стать мудрыми. Если же человеку удастся стать мудрым, то он никогда не будет ошибаться в жизни, так как просчитает все на несколько шагов вперед.
Последователи
Сократа разделились на
Киников также называют циниками, что в переводе с греческого означает «собаки». Главным представителем школы киников являлся Диоген из Синопа. Он был весьма умным человеком, но совершил в своей молодости несколько необдуманных поступков, которые привели его к рабству. Однако господин, заметив его ум, стал слушать советы Диогена и даже доверил ему воспитание своих двух сыновей. Диоген считал, что человек должен жить подобно собаке – просто и неприхотливо. Сам он так и жил и утверждал, что необходимо отвергать богатство, роскошь и достаток, так как идеалом является внутренняя самодостаточность, гордость, и внешнее безразличие ко всему.
Философия школы
киренаиков основана на принципе удовольствия,
и поэтому именно киренаики считаются
основоположниками гедонизма(
Ярким представителем
данного течения являлся
Кроме школ киников и киренаиков после Сократа остались и другие его последователи. Одним из них и был великий и всем известный Платон.
Платон (427-347 гг. до н.э.) унаследовал от Сократа идею того, что в мире самостоятельно и независимо существуют добро и справедливость, красота и благородство, мужество и гуманность. Но человеческий мир их загрязняет, искажает своими слабостями и пороками.
Одним из основных
трудов Платона было его сочинение
«Государство». В нем Платон рассматривает
социальные проблемы. В данном произведении
Платон утверждает, что порочность
государства – результат отнюдь
не ненадлежащей и плохой власти, а
результат нравственного
Справедливость, по мнению Платона, имеет три составляющие: мудрость, храбрость и рассудительность. С помощью этих составляющих человек может познать истину.
Платон являлся учеником Сократа, а Аристотель является учеником Платона, но его учение также имеет отличия от учения Платона, как учение Платона от учения Сократа. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) также работал над развитием этики как науки и написал множество трудов. Среди них нельзя не выделить такие, как «Никомахова этика» и «Большая этика». Аристотель видит счастье в добродетелях, в душевном богатстве. Чем выше уровень добродетели, к которой стремится человек, том полнее достигаемая при этом степень счастья. Наивысшая степень счастья достигается в умственной деятельности, например, в занятиях философией. Аристотель также утверждал, что для счастья необходимы кроме душевных благ и здоровье, и богатство, и общественное положение.
Согласно Аристотелю этика – практическая наука, философия же – теоретическая. Целью этики он признает поступки, а целью философии – познание. Все добродетели Аристотель подразделяет на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Суть этических добродетелей состоит в нахождении «золотой середины» между двумя пороками: мужество – между отчаянием и трусостью и т.д. Суть же интеллектуальных добродетелей в правильной деятельности разума, который обязан отыскать истину.
Эпикур (341-270 гг. до н.э.) является самым главным представителем эвдемонизма(этическое направление, полагающее своим принципом или целью жизни счастье) и также считает наслаждение смыслом жизни.
Говоря об этом течении, необходимо уточнить, в чем состоит разница между гедонизмом и эвдемонизмом. Гедонизм предполагает телесное наслаждение, а эвдемонизм – духовное, душевное.
Эпикур также
написал много трудов, в которых
были рассмотрены различные
Стоицизм
был еще одним из множества
философских течений эпохи
Сенека
считал, что главным условием
продолжительной жизни
Последователи стоицизма выделяли благо: благоразумие, умеренность, справедливость и мужество; и зло: неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Все же остальное – жизнь, смерть, бедность, богатство, слава, здоровье и т.д. – не зависит от человека, следовательно, к ним необходимо быть равнодушным.
Марк Аврелий,
римский император, также был
весьма выдающимся стоиком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мыслители Античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующие столетия. Они как бы заложили своеобразный «фундамент» для развития этой науки.