Мораль в античную эпоху

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Этика как наука начала зарождаться еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии и Китае. Данный термин ввел в научный оборот Аристотель. На стадии своего зарождения этика была еще не отделима от морали и нравственности. Эти три понятия тогда понимались как одно и то же. Также этика переплеталась и с философией, она была как бы ее составляющей.

Работа содержит 1 файл

Мораль в античную эпоху (3).docx

— 16.75 Кб (Скачать)

Мораль в  античную эпоху

Этика как  наука начала зарождаться еще  в середине первого тысячелетия  до нашей эры в Древней Греции, Индии и Китае. Данный термин ввел в научный оборот Аристотель. На стадии своего зарождения этика была еще не отделима от морали и нравственности. Эти три понятия тогда понимались как одно и то же. Также этика  переплеталась и с философией, она была как бы ее составляющей. В качестве самостоятельной же науки  этика выделилась в ХΥΙ веке благодаря  немецкому ученому и философу Эммануилу Канту. Этика стала  называться нравственной философией

Этика в Античную эпоху была разнообразна и все  время развивалась. Поэтому историю  этики в данный промежуток времени  можно разделить на несколько  периодов и течений.  Чтобы представить  картину Античной этики, необходимо рассмотреть подробнее каждое течение  и каждого наиболее яркого представителя.

Эпоха античности в истории развития этики  начинается с великого мыслителя  Сократа. Его принято считать  «отцом» этики, первым учителем европейского человечества, т.к. он первым попытался  сформулировать основные моральные  принципы. Учения Сократа заключались  в его беседах, в его разговорах, в общении с людьми. Он не писал  философских книг, он просто жил  так, как учил своих последователей. Сократ пытался донести до людей  то, что в мире существуют добро  само по себе, добро вообще и зло  само по себе. Также он считал, что  существуют красота, мир, любовь, благо, и что существуют они как некие  общие начала, как идеи. Эти идеи мы должны познать в своей жизни, так как только познав их, мы можем  стать моральными существами. Сократ утверждал, что мудрость приходит через  познание, что молодые должны иметь  свои мысли, самостоятельно все познавать  для того, чтобы стать мудрыми. Если же человеку удастся стать мудрым, то он никогда не будет ошибаться  в жизни, так как просчитает все  на несколько шагов вперед.

 Последователи  Сократа разделились на несколько  школ, среди которых можно выделить  киников и киренаиков.

Киников также  называют циниками, что в переводе с греческого означает «собаки». Главным  представителем школы киников являлся  Диоген из Синопа. Он был весьма умным  человеком, но совершил в своей молодости  несколько необдуманных поступков, которые привели его к рабству. Однако господин, заметив его ум, стал слушать советы Диогена и  даже доверил ему воспитание своих  двух сыновей. Диоген считал, что человек  должен жить подобно собаке – просто и неприхотливо. Сам он так и  жил и утверждал, что необходимо отвергать богатство, роскошь и  достаток, так как идеалом является внутренняя самодостаточность, гордость, и внешнее безразличие ко всему.

Философия школы  киренаиков основана на принципе удовольствия, и поэтому именно киренаики считаются  основоположниками гедонизма(Гедони́зм— этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни). Киренаики утверждают, что смысл жизни в получении удовольствия, следовательно, каждый человек должен делать только то, что приносит ему это удовольствие, а то, что приносит страдания, необходимо отвергать, обходить стороной.

Ярким представителем данного течения являлся Аристипп. Он считал, что все на свете суета, что не надо привязываться ни к  деньгам, ни к роскоши, так как  все это, в конце концов, пропадет, и человек останется в своем  первозданном виде. Судьба человека в  его руках, человек сам определяет свою жизнь, делая это лучше, умея философствовать.

Кроме школ киников  и киренаиков после Сократа остались и другие его последователи. Одним  из них и был великий и всем известный Платон.

Платон (427-347 гг. до н.э.) унаследовал от Сократа  идею того, что в мире самостоятельно и независимо существуют добро и  справедливость, красота и благородство, мужество и гуманность. Но человеческий мир их загрязняет, искажает своими слабостями и пороками.

Одним из основных трудов Платона было его сочинение  «Государство». В нем Платон рассматривает  социальные проблемы. В данном произведении Платон утверждает, что порочность государства – результат отнюдь не ненадлежащей и плохой власти, а  результат нравственного падения  граждан, которое не зависит от политики. Именно поэтому этот великий ученый связывал учение о государстве и  учение об этике. Платон сопоставлял  душу человека с государством, считая, что и в государстве, и в  душе человека существует два начала: вожделеющее, неразумное и дисциплинирующее, защитное.

Справедливость, по мнению Платона, имеет три составляющие: мудрость, храбрость и рассудительность. С помощью этих составляющих человек  может познать истину.

Платон являлся  учеником Сократа, а Аристотель является учеником Платона, но его учение также  имеет отличия от учения Платона, как учение Платона от учения Сократа. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) также работал  над развитием этики как науки  и написал множество трудов. Среди  них нельзя не выделить такие, как  «Никомахова этика» и «Большая этика». Аристотель видит счастье в добродетелях, в душевном богатстве. Чем выше уровень  добродетели, к которой стремится  человек, том полнее достигаемая  при этом степень счастья. Наивысшая  степень счастья достигается  в умственной деятельности, например, в занятиях философией. Аристотель также утверждал, что для счастья  необходимы кроме душевных благ и  здоровье, и богатство, и общественное положение.

Согласно  Аристотелю этика – практическая наука, философия же – теоретическая. Целью этики он признает поступки, а целью философии – познание. Все добродетели Аристотель подразделяет на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Суть этических добродетелей состоит  в нахождении «золотой середины»  между двумя пороками: мужество –  между отчаянием и трусостью  и т.д. Суть же интеллектуальных  добродетелей в правильной деятельности разума, который обязан отыскать истину.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) является самым главным  представителем эвдемонизма(этическое направление, полагающее своим принципом или целью жизни счастье) и также считает наслаждение смыслом жизни.

Говоря об этом течении, необходимо уточнить, в  чем состоит разница между  гедонизмом и эвдемонизмом. Гедонизм предполагает телесное наслаждение, а  эвдемонизм – духовное, душевное.

Эпикур также  написал много трудов, в которых  были рассмотрены различные проблемы. Основными врагами рода человеческого  Эпикур считал страх смерти, страх  перед богами и надежду. Он полагал, что богов и смерти бояться  глупо, а вот надежда – более  сильный враг. Человек надеется, а его надежды не оправдываются. Эпикур считал роскошь и богатство  излишними, так как потребности  человека может удовлетворить и  весьма простые пища и жилище. Все  чрезмерное он считает излишним и  неестественным. Главное – быть хозяином своих желаний и страстей, тогда будет меньше проблем и  забот, следовательно, жизнь станет легче и проще.

 Стоицизм  был еще одним из множества  философских течений эпохи Античности. Стоики считали идеалом моральной  жизни апатию – полное безразличие. Самыми яркими представителями течения были Сенека и Марк Аврелий.

 Сенека  считал, что главным условием  продолжительной жизни является  ее спокойствие и размеренность.  Он говорил: «Сделай твою жизнь  приятной, оставив всякую тревогу  о ней. Кто презирает собственную  жизнь, тот стал ее хозяином». 

Последователи стоицизма выделяли благо: благоразумие, умеренность, справедливость и мужество; и зло: неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Все же остальное – жизнь, смерть, бедность, богатство, слава, здоровье и т.д. – не зависит от человека, следовательно, к ним необходимо быть равнодушным.

 Марк Аврелий,  римский император, также был  весьма выдающимся стоиком. Как  император он был очень хорош,  энергично и продуктивно работал.  Об его трудах узнали лишь  после его смерти, когда нашли  написанные им записки. Эти  рукописи получили название «Наедине  с собой», т.к. Марк Аврелий  вел в них беседу сам с  собой. Среди его высказываний  и убеждений можно выделить  ощущение краткости, быстротечности  и ничтожности человеческой жизни.  Также он говорил о необходимых  качествах, к которым нужно  стремиться: истинность, справедливость, мужество, разумность.  Император  Марк Аврелий был уверен, что  жизнь и смерть каждого человека  предопределена его судьбой, что  человек с этим ничего не  сделает, ничего не изменит,  что ему остается только лишь  мужественно и разумно переживать  все то, что посылает ему судьба.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мыслители Античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в  значительной мере развитие этики в  последующие столетия. Они как  бы заложили своеобразный «фундамент»  для развития этой науки.


Информация о работе Мораль в античную эпоху