Мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 01:14, реферат

Описание работы

Слово «мораль» произошло от латинского «moralitas», «moralis» и соотносимо с понятиями «нрав», «характер», "склад души", «привычка»; «mores» – нравы, обычаи, мода, поведение. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля «мораль» соотносится с нравоучением, нравственным учением, правилами для воли, совести человека; слово «нравственный» поясняется как духовный, душевный, добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Из приведенных пояснений видно, что термины «мораль» и «нравственность» во многом сходны. Различие, по-видимому, состоит в том, что «мораль» есть более обобщенное понятие, а «нравственность», все же касается преимущественно отдельных индивидов.

Содержание

1. Определение понятия «мораль» в историческом
развитии общества
2. Основные категории морали
3. Точки соприкосновения морали и философии

Работа содержит 1 файл

Мораль2.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

  1. Определение понятия «мораль» в историческом

развитии общества…………………………………………….….5

  1. Основные категории морали…………………………….…10

3.      Точки соприкосновения морали и философии……………13

Заключение………………………………………………………...15

Список  литературы………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Слово «мораль» произошло от латинского «moralitas», «moralis» и соотносимо с понятиями  «нрав», «характер», "склад души", «привычка»; «mores» – нравы, обычаи, мода, поведение. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля «мораль» соотносится с нравоучением, нравственным учением, правилами для воли, совести человека; слово «нравственный» поясняется как духовный, душевный, добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Из приведенных пояснений видно, что термины «мораль» и «нравственность» во многом сходны. Различие, по-видимому, состоит в том, что «мораль» есть более обобщенное понятие, а «нравственность», все же касается преимущественно отдельных индивидов.

     Основными понятиями морали являются «добро»  и «зло», «справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др. В истории общества менялось содержание категорий морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила, или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианстве. Одна из древних заповедей, называемая золотым правилом нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай. При дилемме: личные интересы – общие интересы мораль требует достижения их совместимости либо ориентации прежде всего на общее благо.

     В философской литературе имеются следующие положения, характеризующие мораль как форму общественного сознания: мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения); принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщенными, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущностные потребности; мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции, пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них; моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений; моральный авторитет того или иного лица не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным.

     В этих положениях фиксировано то общее, что свойственно морали наряду с  другими формами общественного сознания (например, регулятивная функция), и в то же время указывается на ее своеобразие. Она не имеет официально принятых письменных установлений (как в системе государственных законов); ее нормы хотя и могут быть выражены в письменной форме, как, например, в Библии, но все же они складываются стихийно, аналогичным образом отшлифовываются в практике общения людей и передаются преимущественно устно из поколения в поколение. К специфике морали относится то, что в отличие от права ее регуляция поведения человека в обществе опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, выражающие сложившиеся в данной нации или государстве представления о добре и зле, справедливом и несправедливом.

     Целью работы является рассмотрение морали и философии.

      Задачами  работы являются:

  1. Определение термина «мораль» в историческом пространстве.
  2. Рассмотрение основных категорий морали.
  3. Точки соприкосновения морали и философии.
  4. Определение понятия «мораль» в историческом развитии общества
 

   Краткий словарь по философии определяет термин «мораль» как нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, относящиеся к области отношений людей друг с другом и с общественным целым.1

   Нравственность  выделяется и развивается исторически. Термин «мораль» в процессе истории  эволюционирует в смысловом отношении  и понимается практическим сознанием в разных обществах по разному.

   В античном обществе мораль осознается как особая, специфичная сфера  человеческого мышления и волеизъявления.

   Для Аристотеля мораль есть прежде всего  и по преимуществу моральная (добродетельная) личность, которая формируется и  реализуется в добродетельных поступках. Последние существуют только в привязке к конкретному индивиду и частным обстоятельствам, в которых он действует. Поэтому добродетельный поступок в своем конечном основании нельзя определить иначе, как поступок добродетельного человека. Он представляет собой предел индивидуально-ответственного существования; есть такое деяние, которое содержит свое оправдание и свою награду в самом себе; его нельзя считать средством для чего бы то ни было, он, будучи средством, является в то же время целью и тем самым выпадает (обрывает, завершает) целе-средственную деятельность человека, составляя последний и высший ее смысл.

   Декарт  определяет мораль в соответствии с  этикой Просвещения, которая сводила  понятия добра и зла с антропологией  и психологией. У Декарта совесть, раскаяние, любовь и уважение, стыд и гордость, мужество и трусость определяются им как свойства и проявления всеобщей психической конституции человека как выражения его изначально душевных импульсов, как результат их соотношения и меры в каждом отдельном индивиде. Добродетели – это привычки души, располагающие ее к известным намерениям в мыслях. Величие души – это сознание власти над своими страстями, а низость – это нерешительность, неумение пользоваться своим свободным решением. Таким образом, Декарт говорит о том, что понятие морали объясняется механизмами психики, особенностями природы и разума человека.

   Т.Гоббс  рассматривает понятие морали в  плане привычек и склонностей  человеческого поведения и устроения  общественной жизни. У него сосуществуют три различных понятия морали. Первое – сводящее нравственность к психологии индивидов, оно объясняет, почему люди склонны поступать так или иначе, - объясняет это особенностями их темпераментов, естественных склонностей, стремлений и отвращений. Второе  - сводящее мораль к потребностям государственной организации, объясняющее, почему вообще нужно, чтобы люди согласовывали свои действия в сфере общественной жизни. Мораль выступает как совокупность «технических» правил относительно целесообразного устроения общества. Третье понятие морали подчеркивает нормативно-предписательный, долженствовательный характер моральных требований: это – то, к чему нас обязывает наша разумная природа. Но эти  требования не являются социальными, они как бы сливаются с природой мироустоения в целом.2

     Э.Кант понимает под моралью закон, обладающий абсолютной необходимостью. Таковым является только чистая (добрая) воля, которая дана в форме безусловного долга, категорического императива. Моральное пространство индивидуально-ответственного поведения совпадаете автономией воли - со всеобщим общезначимым законом, который разумная воля задает самой себе. Для Канта мораль никогда не может воплотиться в материи живых поступков и представляет собой долг перед человечеством (долг человечности).

     Э.Кант судит о морали с точки зрения сознания, его критериев и требований к человеку. Он отстаивает чистоту нравственного мотива, его неподкупность и противление всяким чужеродным, внеморальным побуждениям. Он призывает встать выше научно-натуралистического воззрения на человека и прийти к такой моральной философии, которая в своих положениях целиком совпадает с априорными идеями обыденного морального сознания.3

     Гегель  выявил двоякое понимание морали, разделив ее на два понятия –  мораль и нравственность. Причем, он первый поставил вопрос об историческом становлении морали. Мораль – не только общественное явление, отличающее человека от мира природы, но и особое явление в историческом развитии общества, отличное от всех иных способов упорядочения общественного опыта. Мораль – это нравственность как феномен субъективного сознания и воли; долженствование, противостоящее социальной действительности, и представление о чем-то желательном и предпочтительном; критическое отношение к существующему; личная позиция индивида, свободно противостоящего обществу; всеобщий закон, как он мыслится и полагается разумной личностью для самой себя.

Нравственность  в терминологии Гегеля -  это нравы, господствующие в обществе, обычаи, традиции. Индивиды поступают так, как считают должным для себя поступать. Это совпадает с всеобщим образом действия, с непосредственно сущим законом.

     Нравственность переходит в мораль, а затем мораль возвращается к нравственности, которая уже иного порядка – разумность общественно-государственного устроения жизни. Мораль утрачивает в глазах Гегеля право на самостоятельное существование, она лишь пожелание должного, идеала. Нравственность понимается как право или иные институциональные, организационные и корпоративные нормы.

     В дальнейшем, как пишет Дробницкий О., понятия морали рассматривались именно в рамках понятий о морали, которые вывели Кант и Гегель.

      Социологическое направление западной мысли считает, что мораль это способ нормативной регуляции, общественный институт, контролирующий и направляющий поведение людей.

      Неопозитивисты  считают, что все проявления морали и нравственности сводятся и выявляются с помощью логико-лингвистического анализа морального языка, который как плоский экран, на который проецируются  разноплановые, имеющие множество измерений отношения и связи человеческого бытия. Моральные суждения способны подвигнуть на поступеи. Говорящий эмотивно выражает свои установки и склоняет слушателя к каким-то действиям. «Непосредственное воздействие на волютивно-аффективное состояние человека, содержащееся в эмотивном значении моральных суждений, включает механизм действия, это первое звено в цепи мускульных движений, завершающихся поступком». Мораль – всего лишь инструмент, средство внушения людям каких-либо установок и действий.

     Экзистенциализм рассматривает мораль как внутреннее состояние человека, желающего чего-то достичь. Мораль дана человеку в качестве того, чего у него нет. Она возникает в качестве онтологической недостаточности или незавершенности человека, вследствие чего он устремляется вовне, к другому и из себя. Мораль – это преодоление себя, отрицание своего фактического состояния. Для человека главным становится самоотрицание, самоотречение. Он должен преодолевать себя, бороться с собой, критиковать себя и т.д. Мораль рассматривается как социальный институт, выполняющий общественно-практические функции. Ее задача – устроение и поддержание или перестройка общественной жизни. Мораль оценивает поступки человека с точки зрения полезности или вредности для общества.4

      Таким образом, видно, что на протяжении истории понятие морали менялось и имело в разных обществах свою особую структуру и содержание. В научной литературе нет единого понятия морали.

      Поэтому О.Дробницкий определил мораль как особую ступень становления общественного и личного самосознания, отражающую процесс развития более зрелых социальных отношений и выделение личности из родового коллектива. Мораль является воззрением на общественный мир, при этом, способное не просто пассивно отображать наличные условия и фактические нормы поведения людей, но и изыскивать в наличном сущностное, которое должно быть реализовано в социальной практике. Дробницкий О.Г. видит в этой формулировке родство  морали с философией.

   К этому определению морали следует  добавить еще одно, А.А.Гусейнова, который  под моралью понимает ступень исторического развития, следующую за первобытным обществом (варварством) и рассмотренная по преимуществу в аспекте материальной культуры и государственно-политической организации общества, а так же человеческая солидарность, основанная на признании самоценности личности, безусловный ценностный базис человеческой жизнедеятельности. 5 
 
 

Информация о работе Мораль