Методологические функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:05, реферат

Описание работы

Философия выступает в двух ипостасях:
1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Содержание

Введение………………………..……………………...………………3
1. Мировоззренческие функции философии……………………....4
1.1. Гуманистическая функция…………………………...…..6
1.2. Социально-аксиологическая функция………………..…7
1.3. Культурно-воспитательная функция……………………9
1.4. Объяснительно-информационная функция……………10
2. Методологические функции философии………………...…….10
2.1. Эвристическая функция………………..……………….10
2.2. Координирующая функция…………………………….12
2.3. Интегрирующая функция………………………..……..13
2.4. Логико-гносеологическая функция…………………....15
Заключение……………………………………………………….….19
Использованная литература………………

Работа содержит 1 файл

Функции.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

   Выработка информации, необходимой для совершенствования  элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных  теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.

   Частные науки специально не изучают формы  мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно  сталкиваются с необходимостью выработки  логико-методологических средств, которые  позволяли бы, «отходя» на время  от объекта, в конечном счете «приходить»  к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные  науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту  функцию выполняет диалектика как  логика.

   Если  общая гносеология убеждает в  возможности и необходимости  адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с  формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности.

   Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта. Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.  

   Информационно-коммуникативная  функция. Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии. 

   Ценностно-ориентирующая  функция.  Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире.

   Философия как средство выработки знаний о  ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или  теории ценностей, способна выполнять  ценностно-ориентирующую функцию. 

   Критическая функция. С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.

   Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания.

   Таким образом, критическая функция философии  в состоянии реализоваться как  в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования  содержания самой философии. 

   Интегрирующая функция. Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию. 

   Кроме того, философия формулирует предельно  общие принципы мироустройства, а  также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что  содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется  другой план реализации интегрирующей  функции философии. 

   Идеологическая  функция. В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает.

   Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В  зависимости от этого находится  направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать  большое влияние на проявление других функций философии.

   Реакционные идеологии в состоянии тормозить  развитие философии, деформировать  и искажать ее содержание, снижать  ее социальную ценность, сокращать  масштабы применения на практике. 

   Воспитательная  функция. Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности.

   В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может  породить у него пассивное отношение  к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью  направленной против общества или его  части. 

   Прогностическая функция. Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее.

   Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества  отдельных выдающихся мыслителей достигали  большой адекватности.

     Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений  философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным  и хищническим потреблением природных  ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется  мировая экономика, чрезвычайно  высока.

   Ибо это ставит задачу совершенствования  норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения  выживания людей. 
 

   Проектировочная функция. С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы.

   Такое воздействие для обеспечения  его четкой направленности и получения  определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая  совместно с другими науками  призвана разрабатывать наиболее общие  принципы и нормы, составляющие нормативный  каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации  жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации  экономического пространства.

   В более узком плане проектировочная  функция философии реализуется  в формировании образцов познавательной и практической деятельности.

   Рассмотрение  функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.

   В деятельности экономиста функции усвоенной  философии реализуются не только в содержании его профессиональной практической и теоретической деятельности. Воплощение мировоззренческой, гносеологической, методологической и других функций  философии осуществляется как в  плане осознания макроэкономических проблем, так и в их реализации на уровне микроэкономических отношений.

   При этом становится возможным как генерирование  новаторских идей, принятие обоснованных решений по их реализации, успешное воплощение их в экономической деятельности, так и безупречное следование принимаемым к исполнению, действующим  в обществе требованиям экономических  отношений. Иными словами, философия, став достоянием экономиста как составляющая его профессиональной подготовки способна выступить в качестве фундамента его практической деятельности.

   Успешность  этой деятельности будет наряду с  прочим зависеть и от того, какую  философию экономист усвоил, и  как умело он может применять  ее на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

     Нет, и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда.

   Ветры новых времен по-новому "поворачивают" устоявшиеся представления и  казалось бы давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия несводима ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней ни была какая-либо из них.

   Философия, как говорил  Гегель, это история философии. Это все ее наследие за много веков. К этому наследию человечеству приходится обращаться вновь и вновь.

   Именно  на такую перспективу рассчитывали и основоположники диалектико-материалистической философии, когда устами Энгельса высказали надежду на то, что поколения, идущие после них, будут намного умнее их и будут критиковать их с высоты нового понимания новых — и старых проблем.

   В том, что эта надежда только начинает сбываться, большая трагедия марксистской философии, а также внушительный урок на будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Использованная  литература. 

  1. Алексеев  П.В., Панин А.В. «Философия: Учебник», 2003г.
 
  1. Поликарпов В.С. «Введение в философию», 2003г.
 
  1. Микешина  Л.А. «Философия науки. Современная эпистемология. Учебное пособие», 2005г.
 
  1. Абдуллина А. Р. «Хрестоматия по философии», 2005г.

Информация о работе Методологические функции философии