Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:05, реферат
Философия выступает в двух ипостасях:
1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
Введение………………………..……………………...………………3
1. Мировоззренческие функции философии……………………....4
1.1. Гуманистическая функция…………………………...…..6
1.2. Социально-аксиологическая функция………………..…7
1.3. Культурно-воспитательная функция……………………9
1.4. Объяснительно-информационная функция……………10
2. Методологические функции философии………………...…….10
2.1. Эвристическая функция………………..……………….10
2.2. Координирующая функция…………………………….12
2.3. Интегрирующая функция………………………..……..13
2.4. Логико-гносеологическая функция…………………....15
Заключение……………………………………………………….….19
Использованная литература………………
Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным».
К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала.
Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем- В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.
Таково
существо гуманистической функции
философии. Я обратился к соответствующим
рассуждениям по этому вопросу трех
выдающихся философов: B.C. Соловьева, Н.А.
Бердяева и А. Швейцера не случайно:
все они — представители гуманистической
линии в философии, лучше других, как мне
кажется, представляющие, в чем заключается,
или должно заключаться, гуманистическое
предназначение философии.
1.2.
Социально-аксиологическая
функция.
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Коснемся
лишь одного момента — общественного
идеала. Вопрос об этом идеале оказывается
тесно связанным с вопросом о
характере взаимоотношений
Оснований для такого вывода немало.
Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора).
Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны, постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.
Неоднозначность
связи свойственна не только отдельным
частям философского знания, но и отношению
философии к другим общественным
наукам, например, политэкономии и
политологии. Известно, например, что
марксизм как политэкономия был
принят не только В. И. Лениным, но многими
другими политическими
Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги от философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера — за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.
Общественный идеал, как отмечал П. И. Новгородцев, имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается философией в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. «В силу безусловного своего значения личность представляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Никогда не должна быть она рассматриваема как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели». Если исходить из конкретного рассмотрения личности во всей полноте ее нравственных определений, то в ней тогда обнаружится и стремление к общему и сверхиндивидуальному. Тогда открывается возможность и установить связь отдельных лиц между собой, и вывести основания общественного идеала. Общество — это не нивелировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу. Жизнь ее колеблется между двумя полюсами, — стремлением к индивидуальному самоутверждению и тяготением к безусловному и сверхиндивидуальному.
Рассмотрение
взглядов П.И. Новгородцева на проблему
общественного идеала позволяет нам достаточно
четко уяснить то значение, какое имеет
философия для индивида и общества в своем
социально-аксиологическом аспекте.
1.3.
Культурно-воспитательная
функция.
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.
Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.
Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.
Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое, основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия
дает людям общий язык, вырабатывает
у них единые, общезначимые представления
о главных ценностях жизни. Она
выступает одним из важных факторов,
содействующих устранению «барьеров
коммуникации», порождаемых узостью
специализации.
1.4.
Объяснительно-информационная
функция.
Одна
из главных задач философии —
разработка мировоззрения, соответствующего
современному уровню науки, исторической
практике и интеллектуальным требованиям
человека. В этой функции модифицировано
основное назначение специализированного
знания: адекватно отражать свой объект,
выявлять его существенные элементы,
структурные связи, закономерности;
накапливать и углублять
Внутри
этой системы выделяются разделы: философская
онтология (учение о бытии как
таковом), теория познания, диалектика
как всеобщий метод, социальная философия,
общая этика, теоретическая эстетика,
философские проблемы частных наук,
философия религии, история философии,
«философия философии» (теория философского
знания). В нашем учебном пособии
содержится информация по важнейшим
проблемам лишь четырех философских
дисциплин.
2.
Методологические
функции философии
Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.
Со
стороны своего метода философия
способна выполнять несколько функций
по отношению к науке: эвристическую,
координирующую, интегрирующую и
логико-гносеологическую.
2.1.
Эвристическая функция
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.
Что
же касается частных наук, то философский
метод, будучи примененным в комплексе
с другими методами, способен помогать
им в решении сложных