Методологические функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:05, реферат

Описание работы

Философия выступает в двух ипостасях:
1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Содержание

Введение………………………..……………………...………………3
1. Мировоззренческие функции философии……………………....4
1.1. Гуманистическая функция…………………………...…..6
1.2. Социально-аксиологическая функция………………..…7
1.3. Культурно-воспитательная функция……………………9
1.4. Объяснительно-информационная функция……………10
2. Методологические функции философии………………...…….10
2.1. Эвристическая функция………………..……………….10
2.2. Координирующая функция…………………………….12
2.3. Интегрирующая функция………………………..……..13
2.4. Логико-гносеологическая функция…………………....15
Заключение……………………………………………………….….19
Использованная литература………………

Работа содержит 1 файл

Функции.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

   Так вот, если кто из вас захочет посвятить  себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь  ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет  его, пусть знает, что, занимаясь  философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным».

   К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого  отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из них был немецко-французский  мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала.

   Не  познания и совершенствования ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало  для человека второй натурой. Ведя разговоры себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем- В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.

   Таково  существо гуманистической функции  философии. Я обратился к соответствующим  рассуждениям по этому вопросу трех выдающихся философов: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и А. Швейцера не случайно: все они — представители гуманистической линии в философии, лучше других, как мне кажется, представляющие, в чем заключается, или должно заключаться, гуманистическое предназначение философии. 

   1.2. Социально-аксиологическая функция. 

   Следующей мировоззренческой функцией философии  является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

   Коснемся  лишь одного момента — общественного  идеала. Вопрос об этом идеале оказывается  тесно связанным с вопросом о  характере взаимоотношений философии  и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политический режим — следствие.

   Оснований для такого вывода немало.

   Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в  концепциях многих современных философов  мы находим в качестве составной  части систему взглядов на государственное  устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора).

   Содержание  отдельных философских систем, как  бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны, постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.

   Неоднозначность связи свойственна не только отдельным  частям философского знания, но и отношению  философии к другим общественным наукам, например, политэкономии и  политологии. Известно, например, что  марксизм как политэкономия был  принят не только В. И. Лениным, но многими  другими политическими деятелями, в числе которых был и Г. В. Плеханов; политические же выводы из марксизма у Ленина и Плеханова, т. е. политологические построения, были различными. Если теперь взять философию, то с политэкономией К. Маркса оказались  связанными и диалектический материализм, и эмпириомонизм, и неокантианство.

   Из  сказанного вытекает, что нет одной  лишь дороги от философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь  же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше  или М. Хайдеггера — за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.

   Общественный  идеал, как отмечал П. И. Новгородцев, имеет свои корни в живой человеческой личности. Этот идеал устанавливается  философией в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном  значении и бесконечном призвании. «В силу безусловного своего значения личность представляет ту последнюю  нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Никогда не должна быть она рассматриваема как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели». Если исходить из конкретного рассмотрения личности во всей полноте ее нравственных определений, то в ней тогда обнаружится и стремление к общему и сверхиндивидуальному. Тогда открывается возможность и установить связь отдельных лиц между собой, и вывести основания общественного идеала. Общество — это не нивелировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу. Жизнь ее колеблется между двумя полюсами, — стремлением к индивидуальному самоутверждению и тяготением к безусловному и сверхиндивидуальному.

   Рассмотрение  взглядов П.И. Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет нам достаточно четко уяснить то значение, какое имеет философия для индивида и общества в своем социально-аксиологическом аспекте.  
 

   1.3.  Культурно-воспитательная  функция. 

   Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.

   Знание  философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких  рамок обыденного типа мышления; она  динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

   Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.

   Формирование  философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств  культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и  в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.

   Сомнение, критичность и самокритичность  не являются антиподом веры или твердости  убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия  дает прочное общеметодологическое и гносеологическое, основание для  последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в  преодоление ошибок, заблуждений, в  получение более полных, глубоких, объективных истин.

   Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления  о главных ценностях жизни. Она  выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров  коммуникации», порождаемых узостью  специализации. 
 

   1.4. Объяснительно-информационная  функция. 

   Одна  из главных задач философии —  разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям  человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного  знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной  информации. Подобно науке, философия  есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа  и переработки информации с целью  получения новой информации. Такая  информация концентрируется в философских  понятиях (категориях), общих принципах  и законах, образующих целостную  систему.

   Внутри  этой системы выделяются разделы: философская  онтология (учение о бытии как  таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания). В нашем учебном пособии  содержится информация по важнейшим  проблемам лишь четырех философских  дисциплин. 

   2. Методологические  функции философии 

   Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

   Со  стороны своего метода философия  способна выполнять несколько функций  по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и  логико-гносеологическую. 

   2.1. Эвристическая функция 

   Существо  эвристической функции состоит  в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок  для научных открытий. Философский  метод, применяемый в единстве с  формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.

   Что же касается частных наук, то философский  метод, будучи примененным в комплексе  с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать»  в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений — о причинности, пространстве, времени и др.

Информация о работе Методологические функции философии