Методологические функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:05, реферат

Описание работы

Философия выступает в двух ипостасях:
1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Содержание

Введение………………………..……………………...………………3
1. Мировоззренческие функции философии……………………....4
1.1. Гуманистическая функция…………………………...…..6
1.2. Социально-аксиологическая функция………………..…7
1.3. Культурно-воспитательная функция……………………9
1.4. Объяснительно-информационная функция……………10
2. Методологические функции философии………………...…….10
2.1. Эвристическая функция………………..……………….10
2.2. Координирующая функция…………………………….12
2.3. Интегрирующая функция………………………..……..13
2.4. Логико-гносеологическая функция…………………....15
Заключение……………………………………………………….….19
Использованная литература………………

Работа содержит 1 файл

Функции.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

   Содержание 

   Введение………………………..……………………...………………3 

    1. Мировоззренческие функции философии……………………....4 

      1.1. Гуманистическая функция…………………………...…..6 

      1.2. Социально-аксиологическая функция………………..…7 

      1.3. Культурно-воспитательная функция……………………9 

      1.4. Объяснительно-информационная функция……………10 

    2. Методологические функции философии………………...…….10 

      2.1. Эвристическая функция………………..……………….10 

      2.2.  Координирующая функция…………………………….12 

      2.3.  Интегрирующая функция………………………..……..13 

      2.4.  Логико-гносеологическая функция…………………....15 

   Заключение……………………………………………………….….19 

   Использованная  литература……………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение. 

   Сама  философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом  и на отношение человека к этому  миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное.

   Философия отличается от иных форм мировоззрения  тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

   Сущность  философии — в размышлениях над  всеобщими проблемами в системе  «мир — человек».

   Ответ на этот вопрос – основные функции  философии, заключен в содержании тех  функций, которые способна выполнять  философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

   Философия выступает в двух ипостасях:

   1) как информация о мире в  целом и отношении человека к этому миру;

   2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной  деятельности.

   На  этом основано разделение большого числа  функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Мировоззренческие функции философии.
 

   Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с  общественно-исторической практикой  людей, будучи ориентированной на решение  определенных социальных задач, стремится  дать целостное представление о  мире, о материальных и идеальных  процессах, об их взаимодействии, о  познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности. Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

   Мировоззренческая (функция экспликации (т. е. выявления) «универсалий», целого). Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. Немецкий философ нашего времени М. Хайдеггер определил философию как «вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос».

   Категории философии — это понятия особого рода, они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области (животное, язык); но «они охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия».

   К ним относятся такие универсальные  понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, изменение, развитие, причина — следствие, случайное  — необходимое, часть — целое, элемент — структура и т.д. Категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей.

   В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Так, без понятия причины  невозможно обойтись ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности. Поэтому категории  называются предельными основаниями  и универсальными формами культуры. Их называют также вечными формами  «чистого» разума.

   Мировоззренческая функция философии считается  одной из важнейших. В ней проявляется  способность философии выступать  основой мировоззрения, которое  представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях  его существования, о явлениях и  процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания  жизни общества и человека.

   Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые  определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

   Мировоззрение как представление о целом  имеет свою структуру: философское  учение о бытии - онтология; философское  учение о познании мира - гносеология  и философское учение о ценностях - аксиология.

   Мировоззрение по своей форме может быть:

    • мифологическим
    • религиозным
    • философским.

   Это зависит от того, на каком основании  оно базируется — на мифологических, религиозных или философских  представлениях.  

   Основу  мифологического мировоззрения  составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе  мироздания. Такое мировоззрение  исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий.

   Религиозное мировоззрение является следующим  этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия  не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила —  Бог находится над природой и  вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления  о высших ценностях и путях  их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения  человека в зависимость от религиозных  догматов.

   В отличие от него, философское мировоззрение  в состоянии основываться на результатах  познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира. Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

   В различающихся по форме и по характеру  мировоззрениях интеллектуальный и  эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному  в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

   Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

   В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

   Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

   Как система взглядов мировоззрение  людей формируется на основе самых  разных знаний, но завершающий вид  ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей.  

    1. Гуманистическая функция.
 

   На  первом месте среди функций философии  в соответствии с приоритетной значимостью  проблемы человека среди всех остальных  проблем философии стоит гуманистическая функция.

   Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления  нередко действуют угнетающе  на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский  философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска  по вечности, невозможность примириться  с временем.

   Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности  этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, — свидетельствует Н.А. Бердяев, — меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

   Философия, конечно, не дает нам вечности, но она  помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

   Потеря  высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

   Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, размышляя над  ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно  объяснены из одних внешних частных  причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой  счастливой обстановке люди сильные  и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего.

   Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в  том, что человеку жить не из чего, что  с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел  мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний.

   На  протяжении многих столетий, начиная  с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в  отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности.

   Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В. С. Соловьев проанализировал  это положение человека в разные исторические эпохи и показал  роль философии в его духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С. Соловьев отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала  в человеке внутреннюю форму для  откровений истинного Божества... Она  делает человека вполне человеком... Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному  началу, вводя и то, и другое в  форму свободной человечности.  
 

Информация о работе Методологические функции философии