Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:05, реферат
Философия выступает в двух ипостасях:
1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
Введение………………………..……………………...………………3
1. Мировоззренческие функции философии……………………....4
1.1. Гуманистическая функция…………………………...…..6
1.2. Социально-аксиологическая функция………………..…7
1.3. Культурно-воспитательная функция……………………9
1.4. Объяснительно-информационная функция……………10
2. Методологические функции философии………………...…….10
2.1. Эвристическая функция………………..……………….10
2.2. Координирующая функция…………………………….12
2.3. Интегрирующая функция………………………..……..13
2.4. Логико-гносеологическая функция…………………....15
Заключение……………………………………………………….….19
Использованная литература………………
Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание не только через онтологию, но также через гносеологию и регулятивные принципы частных наук. К последним в сфере физического знания относятся принципы наблюдаемости, простоты и соответствия. Как считает Э. М. Чудинов, гносеологические принципы играют важную роль не только в становлении физических теорий; после того как теория создана, они сохраняют значение регулятивов, определяющих характер ее функционирования.
Сказанное, конечно, не охватывает всех путей, направлений, по которым философия проникает в естественные науки; формы воздействия философии весьма многообразны.
Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с теорией не очевидны, однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории базируется на философских представлениях. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории.
Анализ обнаруживает, например, что:
1) классическая механика построена на логической схеме философского принципа причинности;
2) квантовая механика базируется на общекатегориальной структуре;
3) теория относительности опиралась, как на свой мировоззренческий фундамент, на философские понятия;
4) эволюционная теория в биологии (Ч. Дарвина) имела своим основанием группу мировоззренческих понятий;
Следует обратить внимание на следующий момент: воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а фрагментарно, локально. «Проникающей» силой обладают лишь отдельные идеи, понятия (или их группы), отдельные философские принципы. Данное явление объясняется прежде всего наивысшим уровнем обобщенности научного знания, заключенного в научном аспекте философии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения.
Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистского мировоззрения.
Рассмотрение
эвристической функции
2.2.
Координирующая функция.
Существо
этой функции состоит в
Историк
науки и философ Б. М. Кедров отмечал
следующие изменения, происшедшие
в естествознании XX столетия. Исторически
в самом естествознании долгое время
существовало более или менее
полное обособление его отдельных
отраслей между собой. Это стало
возможным в силу длительного
господства аналитического метода. По
этой причине между предметом
изучения и методом исследования,
присущим определенной науке, сложилось
и прочно удерживалось строго однозначное
соотношение: один предмет — один
метод. Однако, начиная с середины
прошлого столетия, это соотношение
стало нарушаться и коренным образом
изменилось в XX в.: строгая однозначность
сменилась многозначностью
Потребность
в координации частных методов
возникает на фоне значительно усложнившихся
соотношений предмета и метода в
силу, прежде всего, необходимости иметь
противовес негативным факторам, связанным
с углубляющейся специализацией
ученых. Такая специализация ведет
к тому, что происходит разделение
между учеными по методам и
методикам работы; отдельные исследователи
оказываются неизбежно
В
результате возникает опасность
забвения познавательной силы ряда методов,
преувеличения одних и
В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй — конкретности истины.
Философско-методологические
принципы (движения познания от явления
к сущности, единства качества и
количества, конкретности истины, всесторонности
рассмотрения) способны быть координирующим
началом в общей системе
Философский
метод не может привести к успеху
в науке, если при решении частных
задач применяется в отрыве от
общенаучных и специальных
Плодотворное
координирующее воздействие всеобщего
философского метода осуществляется не
автоматически. В предпосылки, содействующие
успешному решению задачи исследователем,
входят глубокое знание им специального
предмета исследования, владение всем
необходимым комплексом частных
методов, методикой познания, достаточный
опыт работы с объектом исследования,
знакомство с историей философии, с
опытом применения диалектики к решению
конкретных научных проблем, умение
самостоятельно применять ее.
2.3.
Интегрирующая функция.
Термин «интеграция» (от латинского integratio — восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.
Применительно
к функциям философии термин «интегрирующий»
связан с представлением об объединяющей
роли философского знания по отношению
к какому-либо множеству элементов,
составляющих систему или способных
образовать целостность. Здесь учитывается
также определение и устранение
дезинтегрирующих факторов, ведущих
к разобщенности системы, к чрезмерному
росту относительной
В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира.
Поскольку
мир един, постольку и его адекватное
отражение должно представлять единство;
системный, целостный характер природы
обусловливает целостность
Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин.
По
своим философским основаниям они
оказываются диалектичными
Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример — кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример — онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.
Все
три типа наук представляют собой
средства интеграции научного знания.
Этот способ интеграции в результате
взаимопроникновения методов
На
уровне науки в целом философия
выступает в качестве одного из необходимых
факторов интеграции научного знания.
Существует множество видов, типов
и уровней интеграции. Ученые, специально
исследовавшие интегративные
Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и т.п.), с другой — опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.).
К
настоящему времени в науке действует
множество интегрирующих
2.4.
Логико-гносеологическая
функция.
Эта
функция заключается в
С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.