Методологические функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:05, реферат

Описание работы

Философия выступает в двух ипостасях:
1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Содержание

Введение………………………..……………………...………………3
1. Мировоззренческие функции философии……………………....4
1.1. Гуманистическая функция…………………………...…..6
1.2. Социально-аксиологическая функция………………..…7
1.3. Культурно-воспитательная функция……………………9
1.4. Объяснительно-информационная функция……………10
2. Методологические функции философии………………...…….10
2.1. Эвристическая функция………………..……………….10
2.2. Координирующая функция…………………………….12
2.3. Интегрирующая функция………………………..……..13
2.4. Логико-гносеологическая функция…………………....15
Заключение……………………………………………………….….19
Использованная литература………………

Работа содержит 1 файл

Функции.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

   Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание не только через онтологию, но также через  гносеологию и регулятивные принципы частных наук. К последним в сфере физического знания относятся принципы наблюдаемости, простоты и соответствия. Как считает Э. М. Чудинов, гносеологические принципы играют важную роль не только в становлении физических теорий; после того как теория создана, они сохраняют значение регулятивов, определяющих характер ее функционирования.

   Сказанное, конечно, не охватывает всех путей, направлений, по которым философия проникает  в естественные науки; формы воздействия  философии весьма многообразны.

   Результаты  такого воздействия при внешнем  знакомстве с теорией не очевидны, однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории базируется на философских представлениях. Философские принципы и понятия  проникают в саму ткань науки  и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как  часть, как внутренний необходимый  элемент самой теории.

   Анализ  обнаруживает, например, что:

   1) классическая механика построена на логической схеме философского принципа причинности;

   2) квантовая механика базируется на общекатегориальной структуре;

   3) теория относительности опиралась, как на свой мировоззренческий фундамент, на философские понятия;

   4) эволюционная теория в биологии (Ч. Дарвина) имела своим основанием группу мировоззренческих понятий;

   Следует обратить внимание на следующий момент: воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а  фрагментарно, локально. «Проникающей»  силой обладают лишь отдельные идеи, понятия (или их группы), отдельные  философские принципы. Данное явление  объясняется прежде всего наивысшим уровнем обобщенности научного знания, заключенного в научном аспекте философии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения.

   Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных  науках имеет одним из своих следствий  своеобразный характер натуралистского  мировоззрения.

   Рассмотрение  эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез  и теорий. Не всегда философия «на  виду» и далеко не всегда она в  качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или  комплексом таких методов. Философский  же метод чаще всего действует  «с тыла»: через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос — каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку). 

   2.2.  Координирующая функция. 

   Существо  этой функции состоит в координировании  методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации  предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю  достаточно ориентироваться на сам  объект, на соответствие метода этому  объекту, чтобы иметь важную предпосылку  результативного научного поиска. В  общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод — один из его компонентов) и объекта в науке.

   Историк науки и философ Б. М. Кедров отмечал  следующие изменения, происшедшие  в естествознании XX столетия. Исторически  в самом естествознании долгое время  существовало более или менее  полное обособление его отдельных  отраслей между собой. Это стало  возможным в силу длительного  господства аналитического метода. По этой причине между предметом  изучения и методом исследования, присущим определенной науке, сложилось  и прочно удерживалось строго однозначное  соотношение: один предмет — один метод. Однако, начиная с середины прошлого столетия, это соотношение  стало нарушаться и коренным образом  изменилось в XX в.: строгая однозначность  сменилась многозначностью отношений, когда один и тот же предмет  изучается с разных сторон сразу  несколькими методами или один и  тот же метод применяется к  исследованию разных предметов. Преобладающим  стало соотношение: один предмет  — несколько методов, несколько  разных предметов — один метод.

   Потребность в координации частных методов  возникает на фоне значительно усложнившихся  соотношений предмета и метода в  силу, прежде всего, необходимости иметь  противовес негативным факторам, связанным  с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет  к тому, что происходит разделение между учеными по методам и  методикам работы; отдельные исследователи  оказываются неизбежно ограниченными  в реализации методологических возможностей науки.

   В результате возникает опасность  забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

   В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских  принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй — конкретности истины.

   Философско-методологические принципы (движения познания от явления  к сущности, единства качества и  количества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в общей системе методов  науки. Такую же, в сущности, роль играют принцип единства уровней  организации материи и развития, единства структуры и функции, взаимосвязи  необходимости и вероятности  и т.п. Координирующая функция в  сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами.

   Философский метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных  задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Он не есть некая отмычка, которая  позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках.

   Плодотворное  координирующее воздействие всеобщего  философского метода осуществляется не автоматически. В предпосылки, содействующие  успешному решению задачи исследователем, входят глубокое знание им специального предмета исследования, владение всем необходимым комплексом частных  методов, методикой познания, достаточный  опыт работы с объектом исследования, знакомство с историей философии, с  опытом применения диалектики к решению  конкретных научных проблем, умение самостоятельно применять ее. 

   2.3.  Интегрирующая функция. 

   Термин  «интеграция» (от латинского integratio — восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.

   Применительно к функциям философии термин «интегрирующий»  связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению  к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных  образовать целостность. Здесь учитывается  также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих  к разобщенности системы, к чрезмерному  росту относительной самостоятельности  элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность  и оптимальность, т. е. повышает степень  ее упорядоченности, организованности. Мы будем применять термин «интеграция» в смысле, противоположном понятию  «дезинтеграция».

   В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира.

   Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы  обусловливает целостность естественнонаучного  знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы  движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и  науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной  самостоятельностью; и переходы между  формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках.

   Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как  в примерах с электрохимией и  физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин.

   По  своим философским основаниям они  оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее  разорванными элементами науки в  целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности); они двойственны  в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе  науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных  тенденций (дезинтегратив-ной и интегративной).

   Помимо  «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются  еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд  далеко стоящих друг от друга наук (пример — кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся  тип проблемных наук, не имеющих  своим предметом те или иные формы  движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример — онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.

   Все три типа наук представляют собой  средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования — «интеграция по методу». К этому  способу интеграции относятся математический и философский методы (или «математизация»  и «философизация» науки).

   На  уровне науки в целом философия  выступает в качестве одного из необходимых  факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов  и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон — метод — принцип — теория — идея — метатеория — конкретная наука — метанаука — смежная наука — комплексная наука — научная картина мира — философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому любой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы.

   Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и т.п.), с другой — опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.).

   К настоящему времени в науке действует  множество интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что  она стала целостным системным  образованием; в этом отношении наука  вышла из кризисного состояния, и  проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности, упорядоченности. В современных  условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их дальнейшему  разобщению, а, наоборот, — к их взаимному  цементированию. Однако разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных  участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция  к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в  наше время, но и доминирующей.  

   2.4.  Логико-гносеологическая  функция. 

   Эта функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных  принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

   С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

Информация о работе Методологические функции философии