Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:56, методичка
Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету — результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.
Введение……………………………………………………………………………..4
Нормативно-правовая база…………………………………………………..5
Функции рабочей программы и требования к составлению…………………………………………………………………..7
Структура рабочей программы……………………….……………………..9
Пояснения к элементам структуры…………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………11
Список рекомендуемой литературы и электронные ресурсы…………………...12
Приложение. Рабочая программа по дисциплине «Основы Философии»….…15
Основная
часть программы
2.1.Содержание дисциплины
Введение
Философия, ее предмет, смысл, функции и роль в обществе
Философия
как любовь к мудрости, как учение о разумной
и правильной жизни. Предмет философии.
Философия как учение о мире в целом, как
мышление об основных идеях мироустройства.
Соотношение философии, науки, религии
и искусства. Мудрость и знание.
Раздел
1. Основные вехи мировой
философской мысли
Студент должен:
- знать наиболее выдающихся представителей философской мысли;
-
иметь представление об основных идеях,
появлявшихся в философии, о смысле и значении
той или иной эпохи.
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков
Античная
философия (от мифа к Логосу, Гераклит
и Парменид, Сократ и Платон, система
Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники,
стоики и скептики). Философия Средних
веков. Философия и религия, патристика
(Августин) и схоластика (Фома Аквинский).
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени
Философия
Нового времени, спор сенсуалистов (Ф.бекон,
Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов (Р.Декард,
Б.Спиноза, В.Лейбниц). Субъективный идеализм
(Дж.Беркли) и агностицизм (Д.Юм) Нового
времени. Немецкая классическая философия.
Постклассическая философия второй половины
XIX – начала XX века. Современная философия.
Тема 1.3. Основные направления русской философии
Славянофилы
и западники. Философия В.С.Соловьева,
К.Н.Леонтьева, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева.
Раздел
II. Человек – сознание
– познание
Студент должен:
- знать основные проблемы, связанные с изучением человека;
-
иметь представление об основных
категориях человеческого бытия, таких
как любовь, творчество, смерть, вера, счастье
и т.д., о структуре сознания, о процессе
познавательной деятельности.
Тема 2.1. Природа человека и смысл человеческого существования. Человек и космос
Философия
о происхождении и сущности человека.
Фундаментальные характеристики человека:
несводимость, невыразимость, неповторимость,
незаменимость. Основополагающие характеристики
человеческого бытия: творчество, любовь,
вера, счастье, смерть. Человек и космос.
Тема 2.2. Проблеме сознания
Философия
о происхождении и сущности сознания.
Три стороны сознания. Сознание,
мышление, язык. Сознание и бессознательное.
Тема 2.3. Человеческое познание и деятельность
Понятия
деятельности и познания. Соотношение
процесса познания и деятельности.
Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков
о природе познания. Научное и ненаучное
познание. Методы и формы научного познания.
Тема 2.4. Свобода и ответственность личности
Философия
о свободе. Теории свободы. Ответственность
как философская категория.
Раздел
III. Духовная жизнь человека
Студент должен:
- знать роль науки в современной жизни;
-
иметь представление о соотношении
веры и разума, о месте и роли искусства
в познании и воспитании человека.
Тема 3.1. Философия, наука и ее роль.
Понятие
и роль науки. Объективный мир
и его картина. Основные категории
научной картины мира: материя, пространство,
время, движение, число, свет, ритм и их
интерпретация в различные исторические
эпохи. Научные конструкции Вселенной.
Тема 3.2. Философия и религия
Исторические
типы взаимоотношений человеческого
и божественного. Религия о смысле
человеческого существования. Человек
и Бог. Значение веры в жизни современного
человека. Кризис религиозного мировоззрения.
Тема 3.3. Философия и искусство
Искусство
как феномен, организующий жизнь.
Талант и гений, соотношения гения
и гениальности. Кризис современного
искусства. Искусство в эпоху постмодерна.
Раздел VI. Социальная жизнь человека
Студент должен:
- знать понятия культуры, субкультуры и контркультуры;
-
иметь представление об основных
концепциях исторического развития, о
причинах кризиса современной цивилизации.
Тема 4.1. Человек и история
Философские
концепции исторического
Тема 4.2. Человек, общество, цивилизация, культура
Теории
происхождения общества. Теории происхождения
культуры. Культура и цивилизация. Культура,
контркультура и субкультура.
Тема 4.3. Человек перед лицом глобальных проблем
Кризис
современной цивилизации. Создание
мировой системы хозяйства. Попытка
глобального регулирования социальных
и экономических основ жизни человечества.
2.2. Тематика рефератов и докладов
1. Соотношение знания и мудрости в философии.
2.
Учение Сократа о
З. Учение Платона о государстве.
4. Эпикур и его учение о счастье.
5. Стоическая философия об идеале мудрой жизни.
6.
Начало рациональной философии:
7. Демокрит: атомистическая теория бытия.
8. Аристотель: учение о причинах.
9.
Схоластика и ее роль в
10. Значение трудов Р.Декарта для науки и философии.
11. Спор рационалистов эмпириков в истории философии Нового времени.
12. Моральная философия И.Канта.
13.
Г.В.Ф.Гегель о смысле
14.
Философия пессимизма А.
15. Основные идеи философии.
16. А.С.Хомяков — «Илья Муромец» русской философии.
17.
П.Я. Чаадаев о русской
18.
Философия творчества Н.А.
19. Учение о человеке в философии экзистенциализма.
20.
Современная наука и философия
о проблеме возникновения
21. Человек как тело и дух.
22.
Фундаментальные
23.
Основополагающие категории
24. Сознание, мышление, язык.
25. Сознание и бессознательное.
26.
Пространство и время в
27. Культ и культура.
28. Проблемы современной массовой культуры.
29. Культура и контркультура.
30.
Основные концепции
31. Проблема «конца» истории.
32. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в на стоящее время.
33. Основные функции искусства.
34.
Кризис современной
2.3. Вопросы для итогового контроля
1. Философия, ее смысл. Предмет философии.
2. Функции философии.
3.
Зарождение философии, ее
4. Философия древней Индии и Китая.
5. Античная философия.
6. древнеримская философия.
7.
Философско-религиозная мысль
8.
Натурфилософия эпохи
9. Философия Нового времени.
10. Человек и общество в учениях философов Просвещения.
11. Теория познания и моральная философия И.Канта.
12. Свобода и разум Г.В.Ф.Гегеля.
13.
Немецкий материализм и
14.
Русская философия, ее
15.
Нравственно-практическая
16.
Постклассическая философия
17. Современная философия.
18. Философия о происхождении и сущности человека.
19.
Фундаментальные
20.
Основополагающие категории
21. Философия о происхождении и сущности сознания.
22. Сознание, мышление, язык.
23.
Сознательное и
24. Учение о познании.
25.
Методы и формы научного
26. Объективный мир и его картина.
27.
Основные категории научной
28. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
29. Философия и религия.
30. Религия и смысл человеческого существования.
31.
Значение веры в жизни
32. Философия и искусство.
33.
Искусство как феномен,
34. Философия и история.
35.Свобода и ответственность личности
36. Познание и деятельность.
37.
Философские концепции
38.
Русская философия об
39.Проблема «конца истории».
40. Философия и культура.
41. Теории происхождения культуры.
42. Человек в мире культуры.
43. Внешняя и внутренняя культура.
Информация о работе Методические рекомендации по составлению рабочей программы