Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:56, методичка
Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету — результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.
Введение……………………………………………………………………………..4
Нормативно-правовая база…………………………………………………..5
Функции рабочей программы и требования к составлению…………………………………………………………………..7
Структура рабочей программы……………………….……………………..9
Пояснения к элементам структуры…………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………11
Список рекомендуемой литературы и электронные ресурсы…………………...12
Приложение. Рабочая программа по дисциплине «Основы Философии»….…15
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации
по составлению
рабочей
программы
пос. Строитель
2008
Одобрены
на заседании
Педагогического Совета ТОГОУ СПО МК |
Методические
рекомендации составлены в соответствии
с Государственными требованиями к уровню
подготовки выпускников базового уровня
СПО |
Протокол
№____ от «___»____ 2008г.
Председатель комиссии …………….. |
Заместитель директора
по
Учебно-производственной работе БУРАШНИКОВА Т.А. |
Автор- составитель:
ЕРОХИНА Н.Н., кандидат социологических
наук, заместитель директора по научно-методической
работе
Рецензенты:
УВАРОВА Н.И., заместитель директора по общим образовательным дисциплинам
ШАТАЛОВА А.В.,
заместитель директора по научно-методической
работе ТОГОУ СПО «Педагогический
колледж»
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список рекомендуемой литературы и электронные ресурсы…………………...12
Приложение. Рабочая
программа по дисциплине «Основы
Философии»….…15
Введение
Одно из приоритетных направлений — достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе.
Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету — результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения. Однако разнообразие образовательных потребностей людей, которое приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания образования, нередко требуют модифицирования типовых или разработки рабочих программ. Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
· не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
· недостаточно обосновывается необходимость их разработки;
· отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
· не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
· не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области.
Настоящие
методические рекомендации содержат общие
принципы и положения, которыми следует
руководствоваться при разработке рабочей
программы.
1. Нормативно-правовая база Закон РФ « Об образовании.
Статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 6; 7)
пункт 6
Разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов; (в ред. Федерального закона от 25.06.2002 №71-ФЗ)
пункт 7
Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
Каждый же педагог, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе примерной (авторской) учебной программы составляет свою рабочую программу, т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом.
Основными документами, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является:
- государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент) - базисный учебный план, который содержит:
При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
Необходимо
заметить, что законом РФ «Об образовании»
не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную
форму записей, текстового варианта рабочей
программы. Один из вариантов рабочей
программы может быть составлен по аналогии
с требованиями к примерной учебной программе
курса. Педагог может внести коррективы
во все структурные элементы программы
с учетом особенностей своего образовательного
учреждения и особенностей учащихся..
Но, исходя из рекомендаций ведущих методических
центров РФ, выработаны и определены структурные
элементы образовательной (учебной) программы.
2. Функции рабочей программы и требования к составлению
Любая
рабочая программа вне
· нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
· целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
· определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
· процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
· оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1.
Учет основных положений
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.
Последовательность
5.
Полнота раскрытия целей и
ценностей обучения с
6.
Конкретность представления
2. Структура рабочей программы
Текст образовательной (учебной) программы включает 6 основных структурных элементов:
Каждый
раздел программы строго обязателен, все
структурные элементы должны быть четко
выделены и должны соответствовать определенным
требованиям.
3. Пояснения к элементам структуры
1. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.
На лицевой стороне титульного листа приводят полное наименование учебного заведения, в котором реализуется данная программа. Ниже располагаются грифы утверждения и /или согласования.
Информация о работе Методические рекомендации по составлению рабочей программы