Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:56, методичка

Описание работы

Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету — результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
Нормативно-правовая база…………………………………………………..5
Функции рабочей программы и требования к составлению…………………………………………………………………..7
Структура рабочей программы……………………….……………………..9
Пояснения к элементам структуры…………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………………11

Список рекомендуемой литературы и электронные ресурсы…………………...12

Приложение. Рабочая программа по дисциплине «Основы Философии»….…15

Работа содержит 1 файл

medrekomendacii1.doc

— 1.86 Мб (Скачать)

Управление  образования и  науки Тамбовской области

Тамбовское  областное государственное  образовательное  учреждение

среднего  профессионального  образования

«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» 
 

      

 
 
 

      Методические  рекомендации

      по  составлению

      рабочей программы 
 
 
 
 
 
 

пос. Строитель

2008

Одобрены на заседании

Педагогического Совета

ТОГОУ СПО МК

Методические  рекомендации составлены в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки выпускников базового уровня СПО 
Протокол  №____ от «___»____ 2008г.

Председатель комиссии

……………..

Заместитель директора  по

Учебно-производственной работе

БУРАШНИКОВА Т.А.

 
 

Автор- составитель: ЕРОХИНА Н.Н., кандидат социологических наук, заместитель директора по научно-методической работе 
 
 

Рецензенты:

УВАРОВА Н.И., заместитель директора по общим образовательным дисциплинам

ШАТАЛОВА А.В., заместитель директора по научно-методической работе ТОГОУ СПО «Педагогический  колледж» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..4

  1. Нормативно-правовая база…………………………………………………..5
  2. Функции рабочей программы и требования к составлению…………………………………………………………………..7
  3. Структура рабочей программы……………………….……………………..9
  4. Пояснения к элементам структуры…………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………………11

Список рекомендуемой  литературы и электронные ресурсы…………………...12

Приложение. Рабочая  программа по дисциплине «Основы  Философии»….…15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Одно  из приоритетных направлений — достижение качества современного образования, отвечающего  актуальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе.

      Цели  и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету — результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения. Однако разнообразие образовательных потребностей людей, которое приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания образования, нередко требуют модифицирования типовых или разработки рабочих программ. Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

      Наиболее  типичные недочеты в рабочих программах:

      ·        не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;

      ·        недостаточно обосновывается необходимость их разработки;

      ·        отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;

      ·        не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;

      ·        не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области.

      Настоящие методические рекомендации содержат общие принципы и положения, которыми следует руководствоваться при разработке рабочей программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Нормативно-правовая база Закон РФ « Об образовании.

      Статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п. 6; 7)

      пункт 6

      Разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов; (в ред. Федерального закона от 25.06.2002 №71-ФЗ)

      пункт 7

      Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

      Каждый  же педагог, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе примерной (авторской) учебной программы составляет свою рабочую программу, т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом.

     Основными документами, содержащим требования к  уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является:

      - государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент) - базисный учебный план, который содержит:

  1. распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям
  2. по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются примерные учебные программы
  3. на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план

      При составлении рабочей программы  учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

      Необходимо  заметить, что законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к примерной учебной программе курса. Педагог может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся.. Но, исходя из рекомендаций ведущих методических центров РФ, выработаны и определены структурные элементы образовательной (учебной) программы. 

      2. Функции рабочей  программы и требования  к составлению

      Любая рабочая программа вне зависимости  от того, к какой образовательной  области и к какой ступени  общего образования она относится, выполняет следующие функции:

      ·        нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

      ·        целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

      ·        определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

      ·        процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

      ·        оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

      Функции программы определяют следующие  требования к ней:

      1. Учет основных положений образовательной  программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).

      2. Взаимосвязь учебных программ  в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

      3. Наличие признаков нормативного документа.

      4. Последовательность расположения  и взаимосвязь всех элементов  содержания курса; определение  методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

      5. Полнота раскрытия целей и  ценностей обучения с включением  в программу всех необходимых  и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

      6. Конкретность представления элементов  содержания образования. 

   2. Структура рабочей  программы

      Текст образовательной (учебной) программы включает 6 основных структурных элементов:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Тематический план
  4. Основное содержание программы
  5. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
  6. Список рекомендуемой литературы

      Каждый  раздел программы строго обязателен, все структурные элементы должны быть четко выделены и должны соответствовать определенным требованиям. 

3. Пояснения к элементам структуры

      1. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.

      На  лицевой стороне титульного листа  приводят полное наименование учебного заведения, в котором реализуется данная программа. Ниже располагаются грифы утверждения и /или согласования.

Информация о работе Методические рекомендации по составлению рабочей программы