Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:52, доклад
Марксистская диалектика - метод познания и революционного преобразования современного мира. Марксистский диалектический метод является составной частью философии марксизма - исторического и диалектического материализма, руководством в революционной практической деятельности пролетариата.
Марксистская диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, всеобщий метод познания и революционного изменения действительности.
Великой
заслугой Маркса и Энгельса является
не только то, что они открыли
диалектику в природе и обществе,
но и то, что они обосновали всеобщий
характер диалектики, её законов. Основоположники
марксизма доказали, что законы взаимосвязи,
движения, изменения, развития являются
наиболее общими, относящимися ко всем
без исключения явлениям мира. Такого
вывода не могли сделать домарксистские
материалисты вследствие ограниченности
научных данных того времени, а также
вследствие своей классовой
Открыв диалектику в природе и в обществе и научно истолковав её отображение в сознании человека, Маркс и Энгельс впервые обосновали всеобщий характер её законов. Несмотря на огромное различие между явлениями неорганической и органической природы, между обществом и явлениями природы, а также между всеми этими явлениями и мышлением, Маркс и Энгельс нашли то общее, что всех их объединяет: законы развития природы, общества и познания.
Энгельс указывает, что диалектика является наукой о наиболее общих законах всякого движения. Это значит, что законы диалектики имеют силу как для движения в природе и человеческой истории, так и для движения мышления.
Так, например,
марксистская диалектика утверждает,
что в природе, обществе и мышлении
нет изолированных явлений, а, напротив,
все они связаны друг с другом.
Взаимозависимость и
Марксистская диалектика утверждает, что всё находится в состоянии движения и изменения и что все явления природы и общества имеют один и тот же источник своего развития - внутреннюю противоречивость. Таким образом, развитие и внутреннюю противоречивость диалектика рассматривает в качестве всеобщих законов природы, общества и мышления.
Обоснование закона сохранения материи и движения Ломоносовым, эволюции органического мира Дарвином, создание периодической системы элементов Менделеевым - эти и многие другие открытия науки подтверждают правоту учения диалектики о всеобщей взаимозависимости и развитии, подтверждают тот факт, что диалектика проходит красной нитью через всю историю развития науки, историю познания.
Весь
ход развития естествознания XIX в. требовал
изучения явлений природы в их
органической взаимосвязи и
Современное естествознание в ещё большей степени, чем естествознание XIX в., раскрывает диалектический характер процессов природы.
Такие достижения современной физики, как открытие законов внутриатомного движения, открытие волновых свойств у частиц материи, несмотря на реакционные метафизические и идеалистические выводы, которые делают из них буржуазные учёные, наносят сокрушительный удар по метафизике.
Ленин дал глубокую характеристику современной науки, идущей вперёд, вопреки всем козням реакционеров. В. И. Ленин писал, что современная физика “идет к единственно верному методу и единственно верной философии естествознания не прямо, а зигзагами, не сознательно, а стихийно, не видя ясно своей “конечной цели”, а приближаясь к ней ощупью, шатаясь, иногда даже задом. Современная физика лежит в родах. Она рожает диалектический материализм” [10].
Марксистская
материалистическая диалектика органически
объединяет воедино данные всех наук,
обобщает всю совокупность этих данных
и даёт цельную диалектическую картину
мира. Только марксистская диалектика
как наука о всеобщих законах
развития связывает в одну спетому
все открытия наук о природе и
общественных наук и, теоретически обобщал
опыт всемирной истории
Коренное
отличие марксистского
До возникновения марксизма наука не знала такого метода, который мог бы быть верным руководством для каждой науки и который позволил бы таким образом теоретически обобщать данные всех наук. Философы-идеалисты даже тогда, когда они занимались диалектикой, не ставили вопроса о познании материального мира. Те же из материалистов, которые доходили до понимания элементов диалектики в природе, не сумев довести диалектическое рассмотрение процесса развития доверху - до явлений общества и в том числе сознания, также не могли создать такой всеобщий метод познания.
“Метод” - слово греческого происхождения, означающее путь к чему-либо, приём или образ действия. Каждая наука пользуется собственными приёмами и методами исследования; свои особые методы имеют астрономия, физиология и другие науки. Эти частные методы конкретных наук не могут, однако, быть средством познания наиболее общих законов, по особому осуществляющихся в каждой конкретной области. Вот почему, как бы ни были совершенны частные методы, которыми пользуются науки, все они нуждаются для своего успешного развития в методе, вскрывающем общие законы развития материального мира. Таким методом, всеобщим по своему характеру, является марксистский диалектический метод.
Метод
познания - это не пособие, искусственно
создаваемое и внешнее по отношению
к природе самих вещей и
явлений. Наоборот, метод познания должен
быть отражением того, что есть в
самих вещах и явлениях. Марксизм
не изобретал, не сочинял, а искал
и открыл метод познания природы
в самой же природе: открыл определённые
общие законы, по которым развиваются
все явления природы и
Марксистский диалектический метод познания - это наиболее общие законы развития объективного мира, открытые, осознанные идеологами рабочего класса и являющиеся поэтому средством дальнейшего познания и изменения объективного мира.
История
философии, история науки вообще
знает множество безуспешных
попыток создания всеобщего метода
познания. Многие философы пытались превратить
математический метод в метод
исследования всех явлении природы.
Подобного рода попытки делаются
и в настоящее время в
Есть законы математические, физические, химические, биологические, физиологические, общественные и другие особые законы определённых явлений объективного мира. Может ли система каких-нибудь из этих законов составить метод познания для всех других явлений? Нет, не может, ибо каждый из таких законов действует только в своей области явлений. Речь же идёт о таких законах природы, которые общи решительно всем явлениям действительности и научное понимание которых даёт правильный научный подход ко всем явлениям природы и общества. Такие законы существуют в природе. Это - наиболее общие законы движения, изменения, развития, присущие всем явлениям природы, общества и познания. Эти законы и составляют объективное содержание марксистского диалектического метода.
Итак, не частные, а всеобщие законы природы, осуществляющиеся во всех областях и явлениях её,- законы диалектики - марксизм-ленинизм научно формулирует с качестве всеобщего метода познания.
Только
потому, что законы марксистской диалектики
объективны и всеобщи, ими сознательно
руководствуются марксисты в
условиях капитализма, организуя борьбу
рабочего класса; ими руководствуются
марксисты и в условиях социалистического
строительства; ими же будут руководствоваться
люди и при коммунизме. Однако всеобщность
и объективность законов
Так, положение
диалектики о том, что все в
природе находится в состоянии
изменения, развития,- вечно, ибо изменение
и развитие явлений природы всегда
были, есть и будут. Однако они всегда
были и будут разными по своему
содержанию и форме проявления. При
начальном состоянии нашей
Это показывает,
что постоянство законов
Этим
объясняется тот факт, что диалектика
по своей природе глубоко
Всеобщие законы диалектики проявляются в вещах не рядом с частными законами, не помимо них, а в них самих. В той области природы, какую изучает, например, физика, законы диалектики проявляются не помимо и не рядом с физическими законами, а в них самих - в физических законах. То же самое имеет место и во всех других явлениях природы и общества, где всеобщие законы - законы диалектики - проявляются только в специальных законах, свойственных данным явлениям.
Отсюда следует, что материалистическая диалектика, марксистская философия, не может стоять над специальными науками и предписывать им “свои” законы. Как раз наоборот: диалектика вскрывает лишь то общее, что присуще всем явлениям природы и общества, всем законам отдельных областей объективной действительности. Не будь этого общего в законах специальных наук, не могла бы существовать и самая диалектика, диалектический метод.
Философия не заменяет остальных наук о природе или обществе, а, наоборот, сама зиждется на открытиях этих наук: обобщая их достижения, она обнаруживает в них всеобщие законы. Другие же науки, руководствуясь всеобщими законами, открытыми марксистской философией, глубже проникают в сущность конкретных явлений природы, обнаруживая в них своеобразное проявление общих законов.
Так, марксистский диалектический метод находит источник своих сил в успешном развитии всех конкретных наук, а последние тем успешнее развиваются, чем вернее и полнее руководствуются марксистским диалектическим методом.
Классики
марксизма-ленинизма
Невиданно быстрыми темпами развивается советская наука. За одно лишь последнее десятилетие советские учёные обогатили естествознание крупнейшими достижениями: космогоническая теория, учение об образовании звёзд, нахождение путей использования внутриатомной энергии, открытие законов термоядерной реакции, теория происхождения клеток из неклеточного вещества, открытия в области агробиологии, почвоведения и т. д. Эти открытия нанесли сильнейший удар метафизике, ещё более укрепив позиции материалистической, марксистской диалектики.