Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:48, реферат
Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.
Существует и так называемая «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — что, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.
Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой. Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира II его всеобщих характеристиках.
Основные функции диалектики:
1. Онтологическая: нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.
2. Гносеологическая: изучение закономерностей познавательного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.
3. Логическая: исследование всеобщих форм мышления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.
4. Методологическая: разработка на основе объективных всеобщих законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), направляющих познавательную и практическую деятельность людей.
5. Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов.
):
не только «с
Детерминизм: а) система взглядов об объективной закономерной взаимосвязи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира; б) учение о всеобщей причинной обусловленности всех явлений (причинность — главное в детерминизме, но она не исчерпывает данное понятие).
Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный характер взаимосвязи явлений, либо — в крайней форме — вообще отвергают детерминизм как таковой (а значит, и причинность). Они считают, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности, рассуждает о «свободе воли» электрона, о том, что процессы микромира управляются телеологическими силами и т.п. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно, механический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще.
Современный
детерминизм включает
в себя два основных,
объективно существующих
типа взаимообусловленных
явлений, каждый из которых
в свою очередь
«воплощается» в
многообразных формах
детерминации.
Первый тип — причинная детерминация, выступающая решающей по отношению к непричинной, все формы которой складываются, в конечном счете на основе причинности — краеугольного камня детерминизма.
Сущность принципа причинности (каузальности) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие.
Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени:
1. Вычленение предмета исследования как целостной своеобразной системы из многих других взаимодействующих с данной системой.
2. Анализ данной целостной системы в качестве определенного результата некоторого процесса развития, т. е. в качестве следствия.
3. Изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего порождающего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участвовали в порождении данной системы; выявляются многообразные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина.
4. Исследование механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т. е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность).
5.
Изучение внешней
и внутренней причинности
в их единстве
и взаимосвязи,
но при приоритете
последней. Особое
внимание здесь
должно быть проявлено
к движущим силам,
источнику развития
— к противоречиям
(прежде всего
внутренним). Именно
взаимодействие
Второй тип детерминизма — отношение между взаимосвязями явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения и о события (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обусловливания:
1. Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую.
2. Связь состояний, т. е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т.п.), при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект.
3. Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов.
4. Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и другие, рассматриваемые в рамках общенаучных подходов.
5. Взаимоотношения между определенными «парными» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа).
В современной науке происходит переход к более глубокому осмыслению детерминизма — с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.
Закон единства и борьбы противоположностей
Единства и борьбы противоположностей закон - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности.
Основная
заслуга в обосновании
принципа единства противоположностей
принадлежит Гегелю.
«Противоречие - вот
что на самом деле
движет миром», - считал
он. Гегелевская диалектика
оказала влияние
на философские взгляды
К.Маркса, Ф.Энгельса,
которые единство
и борьбу противоположностей
рассматривали как
сущность диалектики.
Основные понятия закона.
Основным здесь является
понятие «противоречия».
Это было еще замечено
Гераклитом и Аристотелем,
Ту же самую идею развивали
мыслители
эпоху Возрождения -
Кузанский и Бруно.
Позднее Гегель сформулировал тезис о самопротиворечивости всего существующего. Таким образом, противоположность -философская категория для обозначения таких сторон, моментов, предметов, которые одновременно: 1) неразрывно связаны; 2) взаимоисключают друг друга (причем не только в разных, но и в одном и том же отношении); 3) взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (положительное - отрицательное, ассимиляция -диссимиляция, материальное - идеальное и др.). Единство конкретных протиположностей образуют противоречие.
В развитии противоположностей
можно выделить следующие
этапы: тождественность,
отличие, этап выявление
противоречий, конфликт,
разрешение противоречий.
Основные виды противоречий.
Качественное и количественное
разнообразие мира (материального
и духовного) приводят
к многообразию противоречий.
Специфика их отражается
на познании, видении
особенностей развития
и решения сложных проблем.
Поэтому есть необходимость
сделать классификацию
противоречий.
Внутренние
и внешние противоречия.
Всеобщность развития
реализуется в
развитии конкретных
систем (материальные,
духовные), что связано
с изменением их структуры,
сущности через разрешение
внутренних противоречий,
которые являются
частью еще большей
системы внешних
противоречий.
Внутренние - это противоречия,
характерные для самих
предметов и явлений,
тех. Которые находятся
внутри системы.Внешние -
это противоречия между
системами (предметами
и явлениями). При рассмотрении
внутренних и внешних
противоречий надо заметить,
что те, и другие являются
источником развития
при ведущей роли внутренних
противоречий.
Основные и не основные,
главные и второстепенные
противоречия. Основные -
это противоречия, которые
связаны с основой системы,
оказывают решающее
воздействие на ее развитие,
а также объединяют
противоречия воедино.В
процессе развития основные
и не основные противоречия
могут меняться местами,
что выявляется в другой
группе противоречий -
главных и второстепенных.
Главные - это противоречия,
которые на данном этапе,
в определенных условиях
определяют развитие.
Чаще всего главные
и основные противоречия
совпадают, однако этого
может и не быть.В современных
условиях общественного
развития все большее
значение для стран
мира, в том числе и для
нашей страны, преобладают
противоречия в системах
«человек -природа»
и «общество - природа» (проблема
экологии).Противоречия
в развитии науки и техники,
социально-экономические,
культурно-моральные
и политические требуют
для своего решения
совместных действий
в масштабах всей планеты.