Диалектика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
законы диалектики;
категории;
принципы.

Работа содержит 1 файл

Диалектика.docx

— 19.24 Кб (Скачать)

Диалектика 

   

1. Общее понятие  диалектики и развития. 

Диалектика –  признанная в современной философии  теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: 

законы диалектики; 

категории; 

принципы. 

Главная проблема диалектика – что такое развитие? 

Развитие –  общее свойство и главнейший признак  материи: изменение материальных и  идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение  как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую  ступень организации. 

Развитие –  высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. 

Движение также  является внутренним свойством материи  и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется  целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в  пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится  в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. 

2. Общее понятие  законов диалектики. 

Среди способов понимания диалектики развития –  законов, категорий, принципов –  основополагающими являются законы диалектики. 

Закон – это  объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся  связи между сущностями и внутри сущностей. 

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: 

охватывают все  сферы окружающей действительности; 

раскрывают глубинные  основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого  к новому, связи старого и нового. 

Выделяются три  базовых закона диалектики: 

единства и  борьбы противоположностей; 

переход количества в качество; 

отрицания отрицания; 

3. Закон единства  и борьбы противоположностей. 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается  в том, что все сущее состоит  из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее  и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и  т.д.). 

Единство и  борьба противоположных начал –  внутренний источник движения и развития всего сущего. 

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия  – «тождество» и «различие» и  показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. 

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя  главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен  самому себе, то есть данный предмет  есть именно этот данный предмет. В  то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. 

 Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. 

Можно также  выделить различные виды борьбы: 

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона  «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень  развития); 

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона  сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; 

 антагонистическая  борьба, где одна сторона может  выжить только за счет полного  уничтожения другой. 

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: 

содействие (когда  обе стороны оказывают встречную  помощь друг другу без борьбы); 

 солидарность, союзничество (стороны не оказывают  друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и  действуют в одном в одном  направлении); 

нейтралитет (стороны  имеют различные интересы, не содействуют  друг другу, но и не борются между  собой); 

мутуализм –  полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать  только вместе и не могут действовать  автономно друг от друга).  

4. Закон перехода  количественных изменений в качественные. 

Вторым законом  диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. 

Качество –  тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик  и связей предмета. 

Количество –  исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). 

Мера – единство количества и качества. 

При определенных количественных изменениях обязательно  меняется качество. 

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает  момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой  раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход  в иное состояние понимается в  философии как «скачок». 

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений  в качественные. 

Если нагревать  воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество –  станет горячей (в силу нарушения  структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз  быстрее). При достижении же температуры  в 100 градусов произойдет коренное изменение  качества воды – она перейдет в  пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. 

Если телу придавать  все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным  спутником Земли (изменяется сама система  координат смены качества =- мера, произойдет скачок). 

В природе не всегда удается определить узловой  момент. Переход количества в принципиально  новое качество может произойти: 

резко, одномоментно; 

незаметно, эволюционно. 

Примеры первого  случая были рассмотрены выше. 

Что касается второго  варианта (незаметного, эволюционного  коренного изменения качества –  меры), то хорошей иллюстрацией данного  процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой. 

5. Закон отрицания  отрицания. 

Закон отрицания  отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. 

Примеры: 

смена общественно-экономических  формаций (при формационном подходе  к историческому процессу); 

«эстафета поколений»; 

смена вкусов в  культуре, музыке; 

эволюция рода (дети – частично родители, но уже  на новой ступени); 

ежедневное отмирание  старых кровяных клеток, возникновение  новых. 

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: 

развитие –  только поступательный процесс, переход  от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; 

развитие может  быть как восходящим, так и нисходящим; 

развитие хаотично, не имеет никакой направленности. 

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая. 

Примеры: 

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); 

 исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.). 

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом  ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 

6. Основные принципы  диалектики. 

Основными принципами диалектики являются: 

принцип всеобщей связи; 

принцип системности; 

принцип причинности; 

принцип историзма. 

Всеобщая связь  означает целостность окружающего  мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов  – предметов, явлений, процессов. 

Связи могут  быть: 

внешние и внутренние; 

 непосредственные  и опосредованные; 

 генетические  и функциональные; 

 пространственные  и временные; 

случайные и  закономерные. 

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого  организма как биологической  системы, внешние связи человека как элементы социальной системы. 

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную  систему, в которой они располагаются  в иерархическом порядке. Благодаря  этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. 

Причинность –  наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи  в целом именуются причинно-следственными. 

Историзм подразумевает  два аспекта окружающего мира: 

вечность неуничтожимость истории, мира; 

Информация о работе Диалектика