Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:04, реферат
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
законы диалектики;
категории;
принципы.
Диалектика
1. Общее понятие
диалектики и развития.
Диалектика –
признанная в современной философии
теория развития всего сущего и основанный
на ней философский метод. Диалектика
теоретически отражает развитие материи,
духа, сознания, познания и других аспектов
действительности через:
законы диалектики;
категории;
принципы.
Главная проблема
диалектика – что такое развитие?
Развитие –
общее свойство и главнейший признак
материи: изменение материальных и
идеальных объектов, причем не простое
(механическое) изменение, а изменение
как саморазвитие, результатом которого
является переход на более высокую
ступень организации.
Развитие –
высшая форма движения. В свою очередь,
движение – основа развития.
Движение также
является внутренним свойством материи
и уникальным явлением окружающей действительности,
поскольку движение характеризуется
целостностью, непрерывностью и одновременно
наличием противоречий (движущееся тело
не занимает постоянного места в
пространстве – в каждый момент
движения тело находится в определенном
месте и одновременно уже не находится
в нем). Движение также является способом
связи в материальном мире.
2. Общее понятие
законов диалектики.
Среди способов
понимания диалектики развития –
законов, категорий, принципов –
основополагающими являются законы
диалектики.
Закон – это
объективные (не зависящие от воли человека),
общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся
связи между сущностями и внутри
сущностей.
Законы диалектики
отличаются от законов других наук
(физики, математики и др.) своей всеобщностью
и универсальностью, поскольку они:
охватывают все
сферы окружающей действительности;
раскрывают глубинные
основы движения и развития – их
источник, механизм перехода от старого
к новому, связи старого и нового.
Выделяются три
базовых закона диалектики:
единства и
борьбы противоположностей;
переход количества
в качество;
отрицания отрицания;
3. Закон единства
и борьбы противоположностей.
Закон единства
и борьбы противоположностей заключается
в том, что все сущее состоит
из противоположных начал, которые,
будучи едиными по своей природе,
находятся в борьбе и противоречат
друг другу (пример: день и ночь, горячее
и холодное, черное и белое, зима
и лето, молодость и старость и
т.д.).
Единство и
борьба противоположных начал –
внутренний источник движения и развития
всего сущего.
Особый взгляд
на единство и борьбу и противоположностей
имел Гегель, считающийся основоположником
диалектики. Им были выведены два понятия
– «тождество» и «различие» и
показан механизм их взаимодействия,
приводящий к движению.
По Гегелю, каждый
предмет, явление обладают двумя
главными качествами – тождественностью
и отличием. Тождественность означает
то, что предмет (явление, идея) равен
самому себе, то есть данный предмет
есть именно этот данный предмет. В
то же время в тождественном самому
себе предмете есть то, что стремиться
выйти за рамки предмета, нарушить
его тождественность.
Противоречие,
борьба между едиными тождественностью
и отличием приводит, по Гегелю, к изменению
(самоизменению) предмета – движению.
Примеры: существует идея, тождественна
самой себе, в то же время в ней самой заложено
отличие- то, что стремится выйти за рамки
идеи; результат их борьбы – изменение
идеи (например, превращение идеи в материю
с точки зрения идеализма). Или: существует
общество, тождественное самому себе,
но в нем есть силы, которым тесно в рамках
данного общества; их борьба приводит
к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также
выделить различные виды борьбы:
борьба, приносящая
выгоду обеим сторонам (например, постоянное
соревнование, где каждая сторона
«догоняет» другую и переходит на
более высокую качественную ступень
развития);
борьба, где одна
сторона регулярно одерживает верх
над другой, но побежденная сторона
сохраняется и является «раздражателями»
для побеждающей, благодаря чему побеждающая
сторона переходит на более высокую ступень
развития;
антагонистическая
борьба, где одна сторона может
выжить только за счет полного
уничтожения другой.
Помимо борьбы
возможны иные виды взаимодействия:
содействие (когда
обе стороны оказывают
солидарность,
союзничество (стороны не оказывают
друг другу прямого содействия,
но имеют общие интересы и
действуют в одном в одном
направлении);
нейтралитет (стороны
имеют различные интересы, не содействуют
друг другу, но и не борются между
собой);
мутуализм –
полная взаимосвязь (для выполнения
какого-либо дела стороны должны действовать
только вместе и не могут действовать
автономно друг от друга).
4. Закон перехода
количественных изменений в
Вторым законом
диалектики является закон перехода
количественных изменений в качественные.
Качество –
тождественная бытию
Количество –
исчисляемые параметры предмета
или явления (число, величина, объем,
вес, размер и т.д.).
Мера – единство
количества и качества.
При определенных
количественных изменениях обязательно
меняется качество.
При этом качество
не может меняться бесконечно. Наступает
момент, когда изменение качества
приводит к изменению меры (то есть
той системы координат, в которой
раньше происходило изменение качества
под влиянием количественных изменений)
– к коренной трансформации сущности
предмета. Такие моменты получили
название «узлов», а сам переход
в иное состояние понимается в
философии как «скачок».
Можно привести
некоторые примеры действия закона
перехода количественных изменений
в качественные.
Если нагревать
воду последовательно на один градус
по Цельсию, то есть изменять количественные
параметры – температуру, то вода
будет изменять свое качество –
станет горячей (в силу нарушения
структурных связей атомы начнут
двигаться в несколько раз
быстрее). При достижении же температуры
в 100 градусов произойдет коренное изменение
качества воды – она перейдет в
пар (то есть разрушится прежняя «система
координат» процесса нагревания – вода
и прежняя система связей). Температура
в 100 градусов в данном случае будет узлом,
а переход воды в пар (переход одной меры
качества в другую) – скачком. То же самое
можно сказать и об охлаждении воды и ее
превращении при температуре ноль градусов
по Цельсию в лед.
Если телу придавать
все большую и большую скорость
– 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду,
- оно будет ускорять свое движение
(менять качество в рамках стабильной
меры). При придании же телу скорости
7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет
земное притяжение и станет искусственным
спутником Земли (изменяется сама система
координат смены качества =- мера,
произойдет скачок).
В природе не
всегда удается определить узловой
момент. Переход количества в принципиально
новое качество может произойти:
резко, одномоментно;
незаметно, эволюционно.
Примеры первого
случая были рассмотрены выше.
Что касается второго
варианта (незаметного, эволюционного
коренного изменения качества –
меры), то хорошей иллюстрацией данного
процесса были древнегреческие апории
«Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого
зерна совокупность зерен превратиться
в кучу?»; «Если из головы будет выпадать
по волосу, то с какого момента, с выпадением
какого конкретного волоса человека можно
считать лысым?». То есть грань конкретного
изменения качества может быть и неуловимой.
5. Закон отрицания
отрицания.
Закон отрицания
отрицания заключается в том, что новое
всегда отрицает старое и занимает его
место, но постепенно уже само превращается
из нового в старое и отрицается все более
новым.
Примеры:
смена общественно-экономических
формаций (при формационном подходе
к историческому процессу);
«эстафета поколений»;
смена вкусов в
культуре, музыке;
эволюция рода
(дети – частично родители, но уже
на новой ступени);
ежедневное отмирание
старых кровяных клеток, возникновение
новых.
Отрицание старых
форм новыми – причина и механизм поступательного
развития. Однако вопрос о направленности
развития – дискуссионный в философии.
Выделяются следующие основные точки
зрения:
развитие –
только поступательный процесс, переход
от низших форм к высшим, то есть восходящее
развитие;
развитие может
быть как восходящим, так и нисходящим;
развитие хаотично,
не имеет никакой направленности.
Практика показывает,
что из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая:
развитие может быть как восходящим, так
и нисходящим., хотя общая тенденция все
же восходящая.
Примеры:
организм человека
развивается, крепнет (восходящее развитие),
но затем, развиваясь дальше, уже слабеет,
дряхлеет (нисходящее развитие);
исторический
процесс идет по восходящему направлению
развития, но со спадами – расцвет Римской
империи сменился ее падением, но затем
последовало новое развитие Европы по
восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).
Таким образом,
развитие скорее идет не линейным образом
( по прямой), а по спирали, причем каждый
виток спирали повторяет прежние, но на
новом, более высоком уровне.
6. Основные принципы
диалектики.
Основными принципами
диалектики являются:
принцип всеобщей
связи;
принцип системности;
принцип причинности;
принцип историзма.
Всеобщая связь
означает целостность окружающего
мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность,
взаимозависимость всех его компонентов
– предметов, явлений, процессов.
Связи могут
быть:
внешние и внутренние;
непосредственные
и опосредованные;
генетические
и функциональные;
пространственные
и временные;
случайные и
закономерные.
Наиболее распространенный
вид связи – внешние и
Системность означает,
что многочисленные связи в окружающем
мире существуют не хаотично, а упорядоченно.
Данные связи образуют целостную
систему, в которой они располагаются
в иерархическом порядке. Благодаря
этому окружающий мир имеет внутреннюю
целесообразность.
Причинность –
наличие таких связей, где одна
порождает другую. Предметы, явления,
процессы окружающего мира чем-то обусловлены,
то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю
причину. Причина в свою очередь,
порождает следствие, а связи
в целом именуются причинно-
Историзм подразумевает
два аспекта окружающего мира:
вечность неуничтожимость
истории, мира;