Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Этические школы были промежуточным периодом между античной и средневековой философией, и стоическая школа, которая сочетала в себе все предыдущие учения античности, была одной из них. Наиболее ярким представителем стоицизма был Луций Анней Сенека. Как философ он принадлежит к данной школе, но мягкость его собственного характера и долгое изучение эпикурейцев смягчили крайности стоической школы.

Содержание

Введение 3
1 Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность 4
Родина Сенеки. Его семья -
Детство и ранняя молодость Сенеки 6
Адвокатура Сенеки. Столкновение с Калигулой и изгнание на остров 7
Корсика
1.4 Образ жизни на Корсике и предпринятые во время ссылки ученые труды 10
1.5 Возвращение Сенеки из ссылки. Воспитание Нерона 11
1.6 Новые друзья. Интимные философские вечера 12
1.7 Начало царствования Нерона. Богатства Сенеки 14
1.8 Упреки Сенеке в его богатстве. Послания к Галлиону и к Серену 15
1.9 Просьба об отставке. Попытка отравить Сенеку 16
1.10 Письма к Луцилию. Мысли о смерти 18
1.11 Заговор Пизона. Смерть Сенеки 19
2 Творчество Сенеки 21
2.1 Нравственные письма к Луцилию -
2.2 Понятие Божественного у Сенеки 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

Реферат - Луций Анней Сенека.docx

— 71.29 Кб (Скачать)

 

Видя в Сенеке немой  протест своему поведению, Нерон  не мог не ненавидеть его. То же обстоятельство, что некогда он был многим обязан философу, тем более заставляло желать смерти Сенеки, а так как Нерон  не привык дожидаться естественной смерти тех, кого он не желал видеть живыми, то он и воспользовался первым случаем, чтобы погубить Сенеку. Случай скоро  представился, так как придворные льстецы, зная, сколь ненавистен Нерону философ, не замедлили обвинить Сенеку в участии в неудавшемся заговоре Пизона против императора. Один из трибунов стражи, Граний Сильван, был тотчас же послан к Сенеке. Трибун приехал на виллу к вечеру, велел солдатам окружить ее и, застав Сенеку за ужином вместе с его женою, Помпеею Паулиною, и двумя друзьями, передал ему приказание императора о добровольной смерти. Сенека, нисколько не смутившись, потребовал таблички для составления завещания. Когда же центурион отказал ему в этом, он обратился к своим друзьям со следующей речью: "Коль мне запрещено отблагодарить вас подарками, завещаю вам единственное, что мне осталось, но вместе и самое драгоценное - мой образ жизни".

Сенека обнял свою жену и, немного растроганный зрелищем собственного несчастья, стал уговаривать ее утешиться  в печали и не считать ее безграничной, но искать себе утешения в созерцании добродетельной жизни своего мужа. Паулина возражала, что и она хочет умереть вместе с мужем, и требовала, чтобы ее пронзили мечом, тогда оба вскрыли себе жилы на руках. У Сенеки, истощенного старостью и строгим образом жизни, кровь вытекала очень медленно; чтобы ускорить ее истечение, он приказал открыть жилы также на ногах и на коленях. Утомленный жестокою болью и боясь смутить свою жену видом своих мучений, а также и сам, опасаясь мучения при виде ее страданий, Сенека велел перенести себя в другую комнату.

Нерон не имел никакой личной ненависти против Паулины и, боясь упреков в излишней жестокости, приказал спасти ее.

Между тем Сенека, так  как истечение крови у него шло медленно и смерть не наступала, попросил Стация Аннея, своего друга и опытного врача, дать ему яд, приготовленный на всякий случай заранее. Это был тот яд, которым афиняне отравляли осужденных на смерть. Сенека принял, но напрасно, так как тело его уже похолодело, и яд не производил своего действия. Тогда он вошел в горячую ванну и, обрызгав водою окружавших его рабов, сказал, что это - возлияние Юпитеру Освободителю. В ванне он задохнулся от горячих паров. Его тело было вынуто из нее и предано сожжению без всяких торжественных обрядов. Так завещал он незадолго перед смертью. Завещание это было найдено среди его рукописей.

Сенека умер в апреле 65 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Творчество Сенеки

2.1 Нравственные  письма к Луцилию

 

Самым крупным произведением  Сенеки за это время считаются  его "Моральные письма к Луцилию". Письма эти - действительно результат живого обмена мыслей с другом путем переписки, а не только особая литературная форма сочинения. В этом убеждают находящиеся в них ответы на вопросы, возбуждаемые Луцилием, местами попадаются упреки в промедлении с ответом или оправдания в собственной медленности, порой рассказываются мелкие домашние происшествия, упоминается о поездках Сенеки по виллам или по городам. Но что весьма замечательно, содержание писем всегда носит отвлеченно-философский характер.

Мотивами писем к Луцилию служили вычитанные у других писателей, преимущественно эпикурейцев, мысли, случайные события в жизни самого Сенеки или его друзей. Форма сочинений Сенеки и особенно его писем в высшей степени изящна и проста. Сравнения его всегда необыкновенно метки, порою остроумны, порою поэтичны. Язык сжатый, образный и до того переполнен глубокомысленными афоризмами, что читать сочинения Сенеки сразу в большом количестве весьма утомительно. Его сочинения вызывают такой наплыв мыслей, что их нельзя читать бегло, но необходимо перечитывать по несколько раз. Это уменье так сжато и так метко выражать свои мысли особенно драгоценно в нравственной философии, где, если не выводится общей системы нравственности из основных положений, чего и нет у Сенеки, необходимо именно уменье высказать практически нравственную мысль, смутно чувствующуюся каждым, в такой форме, чтобы она сейчас же нашла отзвук в сердце читателя.

Переписка Сенеки с Луцилием началась с 60 года и длилась до конца жизни философа (65 г.). Сперва переписка была оживленной, и, пока Сенека изучал Эпикура, он успел написать своему другу и ученику около тридцати писем. Эти первые письма короче последующих; каждое из них заключается афоризмом, вычитанным у какого-либо из философов-эпикурейцев, но по духу достойным назваться общефилософским. Эти афоризмы Сенека называет "ежедневными подарками" Луцилию и шутит, говоря, что он избаловал своего корреспондента, так что к нему нельзя являться иначе, как с подарком. Последующие письма длиннее, отвлеченнее и носят характер небольших философских этюдов. В самых последних письмах начинают слышаться разочарование, усталость и пессимизм, доходящие в сто третьем и сто пятом письмах (всего их было 124) до столь резких тонов мизантропии, что им мог бы позавидовать сам Шопенгауэр.

Что касается содержания писем  к Луцилию, то это целый курс нравственной философии. Особенно подробно разработаны те ее вопросы, которые считаются наиболее важными у стоиков. Так, в письмах много говорится о бедности, о свободе воли, о борьбе с превратностями судьбы, о бессмертии души, о дружбе, но всего подробнее и всего больше говорится о смерти, о том, как следует встречать собственную смерть и как относиться к смерти близких людей.

Эти страницы писем к Луцилию тем более драгоценны, что впоследствии философ собственною смертью доказал, что его проповедь была не пустыми словами, но искренним убеждением сердца, сознательно проведенным в жизнь. Сенека является настоящим учителем смерти.

 Главнейшие мысли Сенеки о смерти - это искусство философа выражать свою мысль в сжатых, но законченных афоризмах. Звучащий в этих мыслях пессимизм есть конечный результат всех впечатлений, вынесенных им из его долгой, разнообразной и блестящей жизни.

"Смерть не должна  быть страшна, потому что мы  уже знаем ее: "Уже потому  что ты родился, ты должен  умереть" [письмо 4]. "Смерть неизбежна, а потому мы не должны ее бояться: "Мы боимся не смерти, но мысли о смерти, потому-то от смерти мы всегда одинаково далеки. Итак, если смерти бояться, ее следует бояться постоянно; ибо какой же час изъят от ее власти?" [письмо 30]."Смерть не есть уничтожение, но только видоизменение: "Все кончается, ничего не гибнет. И смерть, которой мы так боимся и ненавидим, только видоизменяет жизнь, а не отнимает ее. Наступит день, когда мы снова выйдем на свет, и как знать, быть может, многие не захотели бы этого, если бы не забыли о прежней жизни!" [письмо 36]. "Мы испытывали смерть до нашего рождения: ведь смерть - это небытие; каково оно, мы уже знаем. После нас будет то же, что было до нас. Если в смерти есть какая-либо мука, очевидно, она была уже и раньше, чем мы явились на свет. Но тогда мы не чувствовали никаких страданий. Скажу так: не нелепо ли думать, что светильнику хуже после того, как его погасят, чем до того, как его зажгут. Мы тоже загораемся и гаснем. В этот промежуток времени мы испытываем некоторое страдание. Вне его по обе стороны должен быть полный покой. Вся ошибка в том, что мы думаем, будто смерть только последует за жизнью, тогда как она и предшествовала ей" [письмо 54]. "Смерть есть избавление от жизненных невзгод: "Безразлично, когда умереть - рано или поздно. Кто живет - во власти судьбы; кто не боится смерти, - избежал ее власти" [письмо 70]. "Часто мы должны умереть, и не хотим; умираем и все-таки не хотим. Конечно, все знают, что когда-нибудь придется умереть, однако когда наступает час смерти, прячутся от нее, дрожат и плачут. Но разве не нелепо плакать о том, что не жил тысячу лет тому назад? И одинаково нелепо плакать и о том, что не будешь жить тысячу лет спустя. Ведь это одно и то же. Не было и не будет" [письмо 77]. "Смерть есть явление справедливое: "Неблагоразумно печалиться, во-первых, потому, что печалью ничему не поможешь; во-вторых, несправедливо жаловаться на то, что теперь случилось с одним, но ожидает и всех других; в-третьих, нелепо грустить, когда и тот, кто теперь скорбит, сам скоро последует за оплакиваемыми" [письмо 99].

 

2.2 Понятие Божественного  у Сенеки

 

Сенека является одним  из убежденнейших в бессмертии души писателей. В письмах к Луцилию есть одно место, из которого можно видеть, что у Сенеки понятия о Божестве и о Святом Духе были почти тождественны христианским. Вот это место:

"Бог близок к тебе; Он с тобою; Он в тебе. Да, о Луцилий, это так: в нас обитает Святой Дух, блюститель и страж всякого блага и зла внутри нас... Никто не может быть хорошим без Бога: кто может стать выше судьбы без его помощи? Только Бог подает нам прекрасные и возвышенные советы. В каждом доблестном муже Бог обитает, хотя неизвестно какой.

И если ты встретишь человека, остающегося бесстрашным среди  опасностей, чуждого страстей, счастливого  в самых бедственных обстоятельствах, относящегося к людям как высший и к богам как равный, разве  не охватит тебя благоговение перед  ним? Разве ты не подумаешь о нем, что это существо высшее и не может  быть подобно тому жалкому телу, в котором обитаешь. На него снизошел Дух Божий... Как лучи солнца достигают  земли, но постоянно находятся там, откуда посылаются, так и великий  Святой Дух, снизошедший на такого человека, чтобы мы легче могли познать  Божество, хотя и живет среди нас, но тяготеет к своему источнику".

Неудивительно, что Тертуллиан находил в сочинениях Сенеки много  христианских мыслей. Позднее Лактанций, сделав несколько выписок из Сенеки, замечает, что невозможно даже христианину более истинно говорить о Боге, чем писал о нем Сенека. Святой Иероним прямо причисляет Сенеку к числу христианских писателей и вносит его в список святых, ссылаясь на ходившую тогда в обществе переписку Сенеки с апостолом Павлом. О переписке этой упоминает также и блаженный Августин, а в средние века Сенеку цитировали на соборах. При ближайшем рассмотрении, впрочем, оказалось, что упомянутая переписка - только плод школьных упражнений средневекового писателя, умевшего подделаться под стиль Сенеки. Наряду с такой славой и восхвалением шла, впрочем, и критика. Тем не менее, интерес и уважение к Сенеке никогда не угасали и не уменьшались у западных писателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В истории и литературе значение Сенеки замечательно в трех качествах - он интересен как государственный  деятель, как человек и как  писатель.

Государственная деятельность Сенеки стала всецело достоянием истории. Она не была яркой; с его  именем не связано никаких социальных или экономических реформ; живя при  дворе тирана, Сенека ограничивался  скорее пассивной ролью, сдерживая  дурные порывы Нерона; малейшая самостоятельность  Сенеки возбудила бы подозрение в  императоре и преждевременную отставку, если не смерть. Но государственная  деятельность Сенеки была весьма благотворна. Всего лучше она оценена отзывом  Траяна, что редкий император превосходил  Нерона в первые пять лет его царствования, и желанием Субрия Флавия возвести на престол Сенеку. И действительно, все заслуги начала Неронова царствования должны быть всецело отнесены на счет Сенеки.

Как человек Сенека отличался  цельностью и полнотой. Ему были доступны почти все человеческие чувства: оттого, между прочим, его  сочинения по нравственной философии  и производят такое впечатление  на читателя. Упорной работой над  самим собой, самовоспитанием Сенека к старости достиг полного бесстрастия. Но это не было холодным бесстрастием отжившего свой век старика, проповедующего умеренность и воздержание только потому, что уже сам не в силах  вести роскошную жизнь, но убеждение  сердца, положившего свои идеалы и  свои вкусы в отвлеченном и  добродетельном образе жизни. Искреннее  участие и отзывчивость по отношению  к друзьям, и в особенности  нежная предупредительность к жене, подтверждают, что до глубокой старости Сенека сохранил чуткими самые нежные струны своего сердца.

В своей деятельности Сенека не был фанатиком. Он не посвящал своей  жизни определенной идее; но именно мягкость его характера делала его  особенно обаятельным для современников, гармонически дополняя несколько суровое  величие его стоической проповеди  и вполне согласной с нею жизни, а главное - смерти. В римской истории  Сенека всегда будет ярким, светлым  лучом на темном фоне разврата и  продажности эпохи императоров. Личность Сенеки вполне подходит под  его собственное определение  тех великих людей, которые живут  и по смерти памятью о своих  делах и жизни.

Но еще важнее для нас  значение Сенеки-писателя. Прежде всего, поражают необыкновенная его плодовитость и разносторонность. До нас не дошло  и трети всех сочинений философа; но то, что дошло, занимает три тома мелкой печати и том трагедий. Кроме  философских трактатов, Сенека писал  естественноисторические исследования, сочинения по виноградарству, по географии (описание Индии и Египта) и, наконец, стихи. Эрудиция Сенеки поразительна. Форма его философских сочинений по ясности изложения составляет приятный контраст с мелочной придирчивостью и игрою слов греческих писателей и туманным изложением немецких философов.

Но, надо сказать, что к Сенеке до сего времени относятся двояко. Большинство романских писателей восхищается Сенекой и как личностью, и как писателем и являются его более или менее страстными апологетами до того, что порой стараются отрицать некрасивые, но несомненные факты жизни Сенеки, например, его участие в убиении Агриппины. Большинство германских писателей старается всячески загрязнить личность Сенеки, и с этой целью не только повторяет все клеветы Ксифилина, не желая совсем принимать более достоверные и благоприятные свидетельства Тацита, но идет гораздо дальше и выставляет Сенеку или ничтожною в нравственном отношении личностью, или честолюбцем и корыстолюбцем, не останавливавшимся, ни перед чем ради удовлетворения своих низменных страстей.

Информация о работе Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность