Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Этические школы были промежуточным периодом между античной и средневековой философией, и стоическая школа, которая сочетала в себе все предыдущие учения античности, была одной из них. Наиболее ярким представителем стоицизма был Луций Анней Сенека. Как философ он принадлежит к данной школе, но мягкость его собственного характера и долгое изучение эпикурейцев смягчили крайности стоической школы.

Содержание

Введение 3
1 Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность 4
Родина Сенеки. Его семья -
Детство и ранняя молодость Сенеки 6
Адвокатура Сенеки. Столкновение с Калигулой и изгнание на остров 7
Корсика
1.4 Образ жизни на Корсике и предпринятые во время ссылки ученые труды 10
1.5 Возвращение Сенеки из ссылки. Воспитание Нерона 11
1.6 Новые друзья. Интимные философские вечера 12
1.7 Начало царствования Нерона. Богатства Сенеки 14
1.8 Упреки Сенеке в его богатстве. Послания к Галлиону и к Серену 15
1.9 Просьба об отставке. Попытка отравить Сенеку 16
1.10 Письма к Луцилию. Мысли о смерти 18
1.11 Заговор Пизона. Смерть Сенеки 19
2 Творчество Сенеки 21
2.1 Нравственные письма к Луцилию -
2.2 Понятие Божественного у Сенеки 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

Реферат - Луций Анней Сенека.docx

— 71.29 Кб (Скачать)

Таково было настроение римского общества при первых императорах. Неудивительно  поэтому, что философов-стоиков ненавидели за то, что их пример был живым  укором обществу; правительству же они казались подозрительными, потому что, осуждая современный им порядок  вещей, они, естественно, возвращались в мечтах к древним республиканским  формам. Впоследствии стоиков нередко  даже изгоняли из Рима императорскими декретами как людей вредных. Будучи, таким образом, небезопасными, занятия философией сверх того считались  мало почетными. Неудивительно поэтому, что усилия отца Сенеки и других его родных были направлены к тому, чтобы отвлечь Сенеку от излюбленной  им науки. Уступая настояниям окружающих, молодой философ обратился к  адвокатской деятельности: "Медицина, - говорили в то время, - ведет к  богатству, адвокатура - к почестям". Молодой увлекающийся красивый оратор, говоривший плавно и мерно, Сенека производил хорошее впечатление на своих слушателей.

Около этого времени Сенека женился. Кем была его первая жена - осталось невыясненным. Даже в сочинениях Сенеки почти нет указаний на нее. Жена его жила недолго и еще до ссылки философа на Корсику в 41 году от Р.Х. умерла, оставив после себя сына.

Адвокатскую деятельность Сенека, подобно большинству тогдашних  юристов, соединил с административной и благодаря протекции своей  тетки получил в начале царствования Калигулы место квестора. Квестура, адвокатская деятельность и значительное наследство, полученное от отца, умершего в начале царствования Калигулы, быстро выдвинули Сенеку на общественном поприще, и к концу царствования Калигулы он уже появился при дворе. Сам император приходил слушать его речи. Однако его внимание причинило Сенеке только неприятности. Калигула воображал себя первоклассным оратором, и успех Сенеки был для него просто личным оскорблением. Император сначала издевался над его речами, называя их ученическими упражнениями и "бесплодной пустынею" (arena sine calce); но, когда увидел, что его насмешки нисколько не уменьшают числа поклонников молодого оратора, приказал его убить. Приказание это, впрочем, не было приведено в исполнение вследствие заступничества одной из вольноотпущенниц императора, уговорившей его не убивать философа, так как последний в это время был болен и, по словам вольноотпущенницы, в скором времени должен был умереть своею смертью.

Вскоре после этого  погиб сам Калигула, став жертвой  заговора. Однако философ, уже и раньше тяготившийся обязанностями адвоката, после пережитой опасности и  совсем их оставил, чтобы предаться  давно увлекавшим его занятиям философией. Приблизительно к этому времени  относится первый из дошедших до нас  философских трактатов Сенеки "О  гневе", посвященный брату Новату.

Сочинение это имеет целью  опровергнуть мнение Аристотеля, находившего, что в известных случаях гнев бывает не только полезен, но даже необходим. Сенека подробно разбирает природу и свойства гнева, проводит границу между гневом и негодованием и между гневом и вспыльчивостью, затем доказывает, что гнев есть особое состояние души, вполне способное подчиняться разуму, и, наконец, сообщает различные меры, которые человек может употреблять, как чтобы умерить свой собственный гнев, так и чтобы успокоить другого человека. Все сочинение исполнено как практичности, так в то же время и высокой нравственной чистоты. Уча подавлять гнев, Сенека учит всепрощению и любви к ближнему. "За что ненавидеть тех, кто оскорбляет нас по неведению?" - говорит философ. В другом месте он рассуждает так: «Единственно, что может доставить нам спокойствие,- это взаимное соглашение быть снисходительными друг к другу. Этот человек меня оскорбил, а я ему ничего не сделал. Но, быть может, я оскорбил кого-либо другого или оскорблю после. Не следует принимать в расчет какой-нибудь определенный день и час. Пусть ты не сделал зла,- ты можешь его сделать».

Наряду с всепрощением Сенека проповедует и самую широкую  свободу. Он смеется над республиканцами, оплакивающими свободные установления прежних времен, и в то же время  изгнавшими свободу из собственного дома. Сенека открыто порицает этих домашних тиранов, кричащих в исступлении  на семью и на рабов.

Все это сразу определило место Сенеки при дворе развратного  Клавдия, всецело подчинившегося тогда  влиянию знаменитой в своем роде Мессалины. Он попал в ряды оппозиции, во главе которой стояла честолюбивая Юлия, добивавшаяся влияния на императора. Это обстоятельство, а также и  вообще его слишком либеральный  образ мыслей и острый язык (в  своем сочинении "О гневе" Сенека, описывая безобразие гневного человека, списал его портрет с императора Клавдия) заставляли Мессалину искать случая избавиться от опасного философа. При помощи одного из наемных доносчиков, каких было множество в императорском Риме, где донос обратился в ремесло, Мессалина обвинила Сенеку в преступной связи с самой Юлией, и, таким образом, сразу добилась изгнания обоих опасных для нее людей.

 

 

1.4 Образ жизни  на Корсике и предпринятые  во время ссылки ученые труды 

 

После того, как Сенеке открывалась  блестящая административная карьера, очутиться изгнанником, лишенным родных, друзей, с закрытою, как тогда  казалось, навсегда дорогой к будущности, было очень тяжело. Надо прибавить  к этому, что в Риме Сенека привык к комфорту, граничащему с роскошью; на Корсике с ее нездоровым климатом пришлось подвергаться лишениям. В  Риме Сенека вращался в обществе людей  высокообразованных и утонченных; на Корсике ему приходилось иметь  дело с полудикарями. К тому же судьба не пощадила и сердечных чувств философа. Незадолго перед тем потерявший жену, Сенека всего за несколько  недель до ссылки лишился и единственного  сына, умершего на руках своей бабушки. Естественно, что даже философская  стойкость Сенеки поколебалась, и  этот железный человек, встретивший  с таким холодным спокойствием смерть в конце своих дней, рассыпался в жалобах, вылившихся в несколько  грациозных стихотворений.

В горе Сенека дошел до того, что готов был просить о  помиловании. Он решился на лесть  и написал письмо к вольноотпущеннику  императора Клавдия, Полибию, с выражениями покорности и преклонения перед императором, которого он так ядовито осмеивал и раньше, и впоследствии. Достойно замечания, что из всех вольноотпущенников Клавдия, игравших такую видную роль в царствование этого императора, Сенека обратился именно к Полибию, наименее запятнавшему себя низкими поступками. Вскоре после изгнания Сенеки у Полибия умер брат. Ища заступничества перед императором, философ написал временщику послание-утешение в смерти брата. Он успокаивает горюющего брата тем, что покойный не погиб для него навсегда, но только раньше отправился в обитель душ, в которой он встретится с родными; он уговаривает не предаваться печали на том основании, что смерть неизбежна, и все равно, рано или поздно, должна была наступить; наконец, он советует искать утешения в научных занятиях, чтобы печаль не имела никакого доступа в душу потерпевшего утрату.

Послание к Полибию осталось без последствий, зато философ скоро примирился со своей участью. Сенека умел забывать собственное горе, сочувствуя чужому. Едва привыкнув к жизни на острове Корсика, он поспешил написать своей матери в утешение, что его участь не так уж тяжела, как ему казалась прежде. "Я лишился не богатства, - пишет он, - но хлопот, сопряженных с ним. Потребности мои не велики: иметь кров от холода и пищу от голода и жажды. Все, что кроме этого, - требует порок, а не нужда".

В таких условиях Сенека прожил около восьми лет. Недостаток материальных удобств восполнялся  умственным трудом. С первого же года жизни на Корсике Сенека принялся за деятельное изучение местной природы, нравов и языка народонаселения. Он различил в местном говоре следы многих национальностей, сменявших одна другую на острове, а затем принялся за чтение писателей и наблюдения и по другим отраслям естествознания. Вот как описывал Сенека матери свое времяпрепровождение на острове Корсика в конце первого года своей ссылки: "Я бодр и весел, как и в лучшие мои дни. Мой ум свободен от мелочных забот, и я занимаюсь тем, что мне нравится".

Из дошедших до нас сочинений  Сенеки, кроме посланий к Полибию и к Гельвии, не дошло ни одного, относительно которого можно бы было с уверенностью сказать, что оно закончено во время ссылки философа.

 

1.5 Возвращение  Сенеки из ссылки. Воспитание  Нерона

 

Между тем за время семилетней ссылки Сенеки положение дел в  Риме существенно изменилось. Мессалина, дошедшая в своем разврате до крайних  пределов бесстыдства, пала жертвой собственного легкомыслия, и император женился во второй раз на Агриппине. Искусной придворной политикой Агриппина расчистила себе путь к власти, но, достигнув престола сама, Агриппина хотела обеспечить его и за своим сыном Нероном, и с этою целью стала создавать себе партию.

В числе привлеченных ею ко двору деятелей был и Сенека, которого она вернула из ссылки, поручила ему воспитание своего сына и возвела в должность претора. Ближайшими сотрудниками Сенеки в деле воспитания молодого принца были Аницет и Бурр.

Аницет был высокообразованный инженер и обучал Нерона математике и техническим искусствам. Совсем иного рода человек был Бурр. Это был старый римский воин, закаленный в походах, мужественный, неподкупной честности, прекрасно образованный, но на вид недалекий и грубоватый. Тем не менее это был единственный порядочный человек при дворе, и неудивительно, что Сенека сошелся с ним ближе всего, и с тех пор их имена встречаются в истории всегда рядом.

Задача у Сенеки была нелегкой. Первоначально воспитание Нерона было запущено, а его природные наклонности  были самого низкого склада. Нерон воспитывался в доме своей тетки, Домиции Лепиды, под руководством цирюльника и танцора. К тому времени, когда Сенека начал свои занятия с Нероном, молодой принц оказывал уже значительные успехи в рисовании, пении, ваянии, писании стихов, музыке и в гимнастических упражнениях. Но научные интересы были слабы, и вообще Нерон уже тогда оказывал склонность к дилетантству.

В помощь Сенеке были приглашены два ученых грека: Александр Эгейский, философ-перипатетик, и Херемон. Под их руководством Нерон читал греческих поэтов и навсегда сохранил пристрастие к Гомеру.

Сенека озаботился о том, чтобы дать Нерону вполне законченное  образование в том объеме, какой был принят в современных ему школах. Это значило, дав некоторые сведения в искусствах, математике, греческом языке, географии и истории, перейти к изучению риторики и философии. Воспитание Нерона, однако, осталось незаконченным, так как Агриппина восстала против желания Сенеки преподавать принцу философию в полном объеме. Нерон познакомился с этим последним словом тогдашней науки весьма поверхностно.

Так же, несмотря на тогдашний состав двора и нравственные качества самой Агриппины, Сенека не упускал случая внушить своему воспитаннику добродетель и старался сделать это в возможно более привлекательной форме. Так, можно думать, что если трагедии Сенеки принадлежат действительно философу, они созданы, по крайней мере отчасти, для его ученика. Написанные совершенно не для сцены, они содержат в себе множество нравственных сентенций, близких с теми, которые проводил философ в своих прозаических сочинениях. Сюжеты же из греческой героической жизни призваны были привлекать к себе интерес юного Нерона.

Несомненно, что Сенека скоро  разгадал природу Нерона. Он говорил, что это хищный лев, которому стоит только дать попробовать крови, чтобы он обнаружил всю ярость своего характера, и потому Сенека по возможности держал своего ученика в узде, стараясь отвлечь его от вредных и жестоких наслаждений, обращая его на более невинные и позволительные.

Впрочем, при всей дикости  и жестокости в характере Нерона, особенно в молодости, было много  симпатичного. Он был доверчив, весел, любил поэзию, легко выносил шутку  и вообще отличался терпимостью. В отношении Сенеки Нерон долго  выказывал уважение и преданность, и потому не должно казаться странным, что и философ искренне привязался к своему ученику.

 

1.6 Новые друзья. Интимные философские вечера 

 

Придворная жизнь и  административная деятельность Сенеки столкнула его со множеством весьма разнообразных людей. С некоторыми он сошелся ближе, и они стали его друзьями. Во всех этих друзьях Сенеки, при всем разнообразии их характеров и общественных положений, была одна общая черта - живой интерес к литературе и философии. В число таких образованных друзей Сенеки, составлявших его любимое общество, входили и женщины. Такова была, например, Марция, дочь Кремуция Корда, известная нам по трогательному посланию, которое философ написал ей в утешение по поводу смерти ее сына. Послание Сенеки к Марции полно возвышенных мыслей и прекрасных утешительных выражений. Смерть представляется философу неизбежным следствием жизни и даже утешением в ее горестях. "Видя столько матерей, огорченных поведением или судьбою своих детей при их жизни, как можешь ты сокрушаться, зная, что твой сын избежал превратностей своего века", - замечает философ.

Недовольство и неудовлетворенность  своей придворной и общественной деятельностью постоянно слышится у Сенеки. В другом своем послании - к Павлину, озаглавленном "О краткости  жизни" и написанном в первый же год после возвращения из ссылки, философ называет жизнью только то время, которое люди посвящают занятиям философией и самосовершенствованию. Все же административные, общественные и иные обязанности он считает бесплодной тратой времени. Жизнь наша не коротка сама по себе, но мы тратим ее попусту - вот общая мысль трактата Сенеки. Все часы, проведенные на пирах, в домашних дрязгах, в ссорах, на службе, теряются; напротив, кто занимается мудростью, тот не только не теряет настоящего, но приобретает и прошедшее; к своим годам он прибавляет целые столетия.

В доме своего друга, Павлина, Сенека познакомился и со второй своей женой, Помпеей Паулиной. Сенеке в то время было за пятьдесят лет. Однако его ученость, опытность, утонченность манер и вкусов делали его очень приятным в обществе. Неудивительно поэтому, что молодая умная Паулина могла искренне привязаться к философу, бывшему вдвое старше ее, и выйти за него замуж. Со своей стороны, Сенека очень гордился своей женой. Он ценил в ней интеллигентность, доброту и приветливость. Философ и его молодая жена жили, что называется, душа в душу, в полном согласии и любви.

Информация о работе Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность