Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Этические школы были промежуточным периодом между античной и средневековой философией, и стоическая школа, которая сочетала в себе все предыдущие учения античности, была одной из них. Наиболее ярким представителем стоицизма был Луций Анней Сенека. Как философ он принадлежит к данной школе, но мягкость его собственного характера и долгое изучение эпикурейцев смягчили крайности стоической школы.

Содержание

Введение 3
1 Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность 4
Родина Сенеки. Его семья -
Детство и ранняя молодость Сенеки 6
Адвокатура Сенеки. Столкновение с Калигулой и изгнание на остров 7
Корсика
1.4 Образ жизни на Корсике и предпринятые во время ссылки ученые труды 10
1.5 Возвращение Сенеки из ссылки. Воспитание Нерона 11
1.6 Новые друзья. Интимные философские вечера 12
1.7 Начало царствования Нерона. Богатства Сенеки 14
1.8 Упреки Сенеке в его богатстве. Послания к Галлиону и к Серену 15
1.9 Просьба об отставке. Попытка отравить Сенеку 16
1.10 Письма к Луцилию. Мысли о смерти 18
1.11 Заговор Пизона. Смерть Сенеки 19
2 Творчество Сенеки 21
2.1 Нравственные письма к Луцилию -
2.2 Понятие Божественного у Сенеки 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

Реферат - Луций Анней Сенека.docx

— 71.29 Кб (Скачать)

Из старых своих друзей Сенека возобновил знакомство с Фабием Рустиком, другом своего отца. Вероятно, в это же время познакомился Сенека и с Луцилием, римским всадником, который благодаря личным заслугам вскоре был назначен прокуратором Сицилии. Луцилий тоже отличался любовью к литературе и философии. Сенека очень любил Луцилия. Письма его к другу написаны необыкновенно задушевным, ласковым тоном, хотя в них слышится голос авторитетного наставника, обращенный к нежно любимому ученику. Впрочем, по возрасту Сенека и Луцилий были почти ровесники.

Наконец, в числе неизменных друзей Сенеки в последние годы царствования Клавдия следует считать саму императрицу Агриппину. Сенека был ее ближайшим советником и другом, и они постоянно совещались о воспитании Нерона.

Жизнь Сенеки в последние  годы царствования Клавдия и первые годы правления Нерона проходила  хотя и на виду у всех, однако уединенно. Он избегал толпы, почти не посещал  театр и гладиаторские бои, вошедшие тогда в моду, весьма тяготился  официальными приемами и каждой свободной  минутой пользовался для того, чтобы обратиться к своим любимым  научным занятиям.

Любимым отдыхом Сенеки от трудов было, когда по вечерам к  нему собирались его друзья, и они  вместе занимались чтением какого-либо философского сочинения, вроде трактатов  Социона, Фабиана, Секстия. После чтения подымались споры и прения по разным отвлеченным метафизическим вопросам, возникавшие вследствие прочитанного.

Жизнь философа вообще была полна интеллектуальных интересов, и фигура его резко выделяется на общем фоне развратников и кутил, составлявших значительную часть тогдашних высших классов. Несомненно, что вкусы Сенеки лежали вне двора и общественной жизни, и его удерживало на посту только сознание своей важности, своей незаменимости и желание общественного блага.

 

1.7 Начало царствования  Нерона. Богатства Сенеки

 

13 октября 54 года умер  Клавдий, и на престол вступил  не достигший еще семнадцатилетнего  возраста Нерон. Эта перемена  имела громадное значение в  жизни Сенеки. Из профессора риторики  он превратился в полновластного  министра, так как сам император,  по молодости своей, не мог  самостоятельно заниматься делами  управления, и первыми шагами  Нерона пришлось руководить Сенеке.

Похоронив Клавдия, Нерон, или, точнее, Сенека, обратился к общественным делам. Прежде всего, Нероном была произнесена  в сенате речь, в которой излагалась программа нового царствования. Нерон  обещал устранить те законы, которые  возбуждали особое недовольство в народе. Благодаря Сенеке и Бурру обещания Нерона в первые годы царствования выполнялись, и очень многие законы прошли помимо императора через сенат. Благодаря Сенеке первые годы правления Нерона были так хороши, что впоследствии император Траян говаривал, что редкий правитель превзошел доблестями Нерона в первые пять лет его царствования.

К несчастью, Сенеке с самых  первых шагов приходилось бороться с Агриппиной. Ей хотелось самой царствовать именем Нерона, но допустить ее до этого, при ее мелком властолюбии, было бы весьма рискованно. В гневе Агриппина стала грозить, что возбудит народное восстание против императора в пользу Британника, законного наследника Клавдия. Когда эта угроза дошла до Нерона, он приказал отравить Британника, а Агриппина впала в немилость. Правда, в последствие он примирился с матерью, и этот их мир был гораздо опаснее прежней дружбы...

Удаление Агриппины от двора было апогеем силы и значения Сенеки, после чего его влияние на императора начинает быстро уменьшаться и падать. К этому времени Сенека достиг высших гражданских почестей: в 57 году от Р. X. он был консулом. Богатства его также значительно возросли благодаря щедрым подаркам Нерона. Состояние его в это время оценивалось крупной суммой в триста миллионов сестерциев (около 13,25 млн. золотых рублей). Одних драгоценных треножников у него было несколько сот. Это огромное состояние требовало для управления значительной траты времени, тем более, что Сенека не оставлял своего имущества мертвым капиталом. Деньги его пускались в разные обороты в провинциях, преимущественно в Британии; в обширных же своих поместьях Сенека развел виноградники. Он управлял своими имениями отчасти через доверенных лиц, отчасти же непосредственно, так как сам был прекрасным знатоком виноградарного искусства.

 

1.8 Упреки Сенеке  в его богатстве. Послания к  Галлиону и к Серену

 

Громадное богатство Сенеки и неослабевающая к нему милость  Нерона, естественно, вызывали к философу зависть. Один из завистников выступил против него даже с публичными обвинениями. Это был некто Сциллий.  Когда при Нероне был восстановлен закон Цинция, запрещавший даже адвокатам принимать денежное вознаграждение от тяжущихся, и Сциллий был привлечен к ответственности в нарушении этого закона, он, взамен оправданий, обрушился с обвинениями в адрес Сенеки. Главным образом его интересовало, какой философией, какой мудростью, какими заслугами сам Сенека в течение четырех лет милостей Цезаря составил себе состояние в триста миллионов сестерциев? Но источниками богатства Сенеки были исключительно подарки Нерона. Император был очень щедр на подарки, в особенности по отношению к своему прежнему воспитателю, а при деспотизме Нерона не принимать эти подарки было невозможно. Такого рода подарки приходилось принимать поневоле. В своем трактате "О благодеяниях" Сенека прямо говорит: "Не всегда можно отказываться; иногда бываешь вынужден принять подарок: какой-нибудь мрачный, жестокий тиран может принять отказ за личное оскорбление".

В трактате "О благодеяниях", во многих местах можно видеть оправдания философа. Но всего полнее он изложил  свою апологию в письме к старшему брату, Галлиону, озаглавленном "О счастливой жизни".  "Мне говорят, - пишет он между прочим, - что моя жизнь не согласована с моим учением. В этом в свое время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе, и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными: когда смогу, буду жить, как должно. Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он собирает его не в своей душе, но в своем доме...".

Самым крупным произведением  Сенеки в этот период, несомненно, должен считаться его большой трактат "О благодеяниях", посвященный  Эбуцию Либералису. В трактате этом рассматриваются различные вопросы о том, как следует принимать и как оказывать благодеяния, начиная с самых мелких подарков. Замечательны мысли Сенеки о благодарности как о чувстве, которого нельзя требовать насильно. Сенека учит, что не следует оказывать благодеяния, рассчитывая на благодарность, но что следует их оказывать вполне бескорыстно. Точно так же не следует придавать особого значения нравственным качествам лиц, которым благодетельствуешь: "Дурные люди всегда будут, и отказываться ради них от добродетели не следует". Все эти мысли, ставшие теперь ходячими фразами, в то время отличались совершенной новизною, и распространение их в обществе естественно подготавливало древний Рим к принятию учения Христа.

Но всего замечательнее  мысли Сенеки о том, можно ли считать  благодеяние, оказанное рабом, за благодеяние. "Заблуждается тот, кто думает, что  рабство захватывает всего человека: лучшая часть его изъята от рабства. Только тело предано и подчинено  господину; душа же свободна. Судьба предала  господину тело: его он покупает и продает; душа же не может быть отдана в рабство. Итак, господин может  принимать благодеяния от раба, как  и всякий человек от человека... У  всех людей одно происхождение, и  все одинаково благородны, поскольку  одарены справедливостью и склонностью к хорошим поступкам". Так учил и писал Сенека задолго до водворения христианства в Римской империи. Неудивительно, что почитатели философа хотели в нем видеть тайного христианина и приписывали ему переписку с апостолом Павлом. Значение гуманных воззрений Сенеки высоко ставится даже самыми ярыми его противниками.

 

1.9 Просьба об  отставке. Попытка отравить Сенеку

 

Вскоре после процесса Сциллия началось роковое для Нерона знакомство с Поппеей Сабиной. С этого же дня началось и постепенное падение Сенеки. Старый философ не мог конкурировать во влиянии на императора с молодой и красивой куртизанкой. Но резким переломом, ускорившим окончательное падение философа, является смерть Агриппины, в убийстве которой Нероном играл видную роль и сам Сенека.  Непосредственно через него и Бурра были отданы все распоряжения об убийстве Агриппины и она была убита. Но роль Сенеки не могла ограничиться этим. Следовало оправдать императора в глазах народа. Нерон удалился в Неаполь и послал оттуда в сенат письмо, написанное Сенекой, в котором обвинял Агриппину в покушении убить его и объяснял, что, когда покушение это не удалось, она сама лишила себя жизни. Далее следовали недостойная клевета на Агриппину. Словом, в письме этом Сенека старался убедить, что смерть Агриппины была благополучием для государства. Однако, как ни ненавидели Агриппину, письмо это возмутило большинство римлян. Их ропот был направлен именно против Сенеки, так как замечает Тацит, к преступлениям самого Нерона уже привыкли.

Но убийство Агриппины сильно потрясло философа. С этого времени светлый тон покидает его сочинения, и в них все чаще и чаще начинает звучать струна разочарования, которая к концу жизни, как мы увидим, доходит до резкого пессимизма. Вместе с тем Сенека начал мало-помалу удаляться от двора, тем более, что поведение императора не могло вызывать сочувствие, а влияние Сенеки на него ослабевало.

Смерть Бурра, последовавшая в 61 году, возвестила окончательное падение Сенеки. Предполагали, что Бурр умер от отравы, посланной ему Нероном. В лице Бурра Сенека лишился последнего своего сотоварища и единомышленника при дворе, и ненавидевшая философа партия подняла голос. Наушники стали клеветать Нерону на Сенеку. Философа обвиняли в том, что он накоплял богатства, ища популярности в народе, что он хотел превзойти самого императора. Когда Сенеку предупредили об этой клевете и философ заметил охлаждение к себе со стороны Нерона, он попросил аудиенции, в течение которой Нерон возражал Сенеке на его слова об его уходе на покой. Он уверял философа, что тот еще необходим ему, чтобы удерживать от опасных увлечений молодости и помогать своими советами в управлении государством. В заключение аудиенции Нерон обнял и поцеловал Сенеку, скрывая, как замечает Тацит, разгоревшуюся в нем ненависть под вероломной лаской. Сенеке осталось только благодарить властителя, однако он все-таки стал избегать показываться при дворе и даже реже ездил в Рим, ссылаясь на нездоровье или на занятия философией. Время от времени, однако, имя Сенеки при дворе произносилось. Враги его не могли успокоиться, пока он был жив, и доносы повторялись.

После знаменитого римского пожара Сенека пожертвовал пострадавшим значительную часть своего состояния; однако, так как с целью отстроить  Рим принялись истощать средства других городов Италии и провинций, причем грабили преимущественно  храмы и даже похищали статуи богов, Сенека, чтобы отклонить от себя народную злобу за участие в святотатстве, просил у Нерона разрешения уехать в отдаленное поместье. Когда же ему было в этом отказано, он сослался на нервную болезнь и не выходил из дому, не принимая и у себя никого. Это вызвало у Нерона подозрение, и он приказал вольноотпущеннику Клеонику отравить Сенеку. Покушение это не увенчалось успехом, так как Сенека уже давно вел образ жизни, достойный стоического философа, питался только овощами и пил ключевую воду.

Не это ли последнее  злодеяние Нерона вызвало полное горечи сто третье письмо к Луцилию: "Каждый день, - пишет своему другу философ, - жди опасности со стороны людей. Укрепись против нее и будь осторожен и внимателен. Никакое бедствие не случается так часто, не поражает так неожиданно, не подкрадывается так незаметно. Опасность со стороны людей наступает внезапно, и чем она ближе, тем тщательнее скрыта".

 

1.10 Письма к  Луцилию. Мысли о смерти

 

  Удалившись от двора, Сенека вел жизнь еще более уединенную, чем прежде. Он почти никого не принимал. Сенека почти не жил в Риме. Он жил постоянно в своей загородной вилле, иногда посещая более удаленные свои имения, но положительно избегал жить в городах. Его нервы были утомлены и не выдерживали уличного шума. В своих переездах Сенека, как и в частной жизни, избегал всякой торжественности. К старости болезни Сенеки усилились; особенно он страдал от астмы, которую называл даже предвестьем смерти.

Его постоянным обществом  были жена, врач и немногие друзья. Зато тем увлеченнее Сенека предавался занятиям философией. Никогда из-под его пера не выходило столько сочинений, как в последние четыре года жизни. Это были и мелкие послания к друзьям, упрекавшим его за уклонение от общественных обязанностей (например, трактат "О покое", посвященный Серену), и более обширные сочинения по нравственным вопросам (не сохранившийся большой трактат по нравственной философии, о котором неоднократно упоминается в письмах к Луцилию), и сочинения по естествознанию. Сенека не только много писал в это время; он также много читал и продолжал свое философское образование, посещал, между прочим, лекции заезжих греческих философов, хотя сомнительно, чтобы он мог чему-либо у них научиться. В последние же годы своей жизни Сенека познакомился во всей полноте и с учением эпикурейцев.

В последние годы своей  жизни, на досуге, Сенека пересмотрел  свои юношеские опыты и корсиканские наблюдения по естествознанию, дополнил их новыми наблюдениями и данными  и издал свои "Естественноисторические  вопросы", представляющие оригинальную смесь фактических сведений и гипотез о различных явлениях природы с отступлениями нравственно-философского характера.

Но самым крупным произведением Сенеки за это время считаются его "Моральные письма к Луцилию  Содержание писем к Луцилию - это целый курс нравственной философии. Особенно подробно разработаны те ее вопросы, которые считаются наиболее важными у стоиков. Так, в письмах много говорится о бедности, о свободе воли, о борьбе с превратностями судьбы, о бессмертии души, о дружбе, но всего подробнее и всего больше говорится о смерти, о том, как следует встречать собственную смерть и как относиться к смерти близких людей.

Эти страницы писем к Луцилию тем более драгоценны, что впоследствии философ собственною смертью доказал, что его проповедь была не пустыми словами, но искренним убеждением сердца, сознательно проведенным в жизнь. Сенека является настоящим учителем смерти.

 

1.11 Заговор Пизона. Смерть Сенеки

Информация о работе Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность