Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:53, реферат
Этические школы были промежуточным периодом между античной и средневековой философией, и стоическая школа, которая сочетала в себе все предыдущие учения античности, была одной из них. Наиболее ярким представителем стоицизма был Луций Анней Сенека. Как философ он принадлежит к данной школе, но мягкость его собственного характера и долгое изучение эпикурейцев смягчили крайности стоической школы.
Введение 3
1 Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность 4
Родина Сенеки. Его семья -
Детство и ранняя молодость Сенеки 6
Адвокатура Сенеки. Столкновение с Калигулой и изгнание на остров 7
Корсика
1.4 Образ жизни на Корсике и предпринятые во время ссылки ученые труды 10
1.5 Возвращение Сенеки из ссылки. Воспитание Нерона 11
1.6 Новые друзья. Интимные философские вечера 12
1.7 Начало царствования Нерона. Богатства Сенеки 14
1.8 Упреки Сенеке в его богатстве. Послания к Галлиону и к Серену 15
1.9 Просьба об отставке. Попытка отравить Сенеку 16
1.10 Письма к Луцилию. Мысли о смерти 18
1.11 Заговор Пизона. Смерть Сенеки 19
2 Творчество Сенеки 21
2.1 Нравственные письма к Луцилию -
2.2 Понятие Божественного у Сенеки 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Международный факультет управления
Кафедра социальных наук
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
на тему «Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность»
Выполнил
студент гр.№21011
______М.Л. Марченко
Проверил
доцент, канд.ист.наук
______И.Е. Максимова
___________________
зачтено/незачтено
Томск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность 4
Корсика
1.4 Образ жизни на Корсике и предпринятые во время ссылки ученые труды 10
1.5 Возвращение Сенеки из ссылки. Воспитание Нерона 11
1.6 Новые друзья. Интимные философские вечера 12
1.7 Начало царствования Нерона. Богатства Сенеки 14
1.8 Упреки Сенеке в его богатстве. Послания к Галлиону и к Серену 15
1.9 Просьба об отставке. Попытка отравить Сенеку 16
1.10 Письма к Луцилию. Мысли о смерти 18
1.11 Заговор Пизона. Смерть Сенеки 19
2 Творчество Сенеки 21
2.1 Нравственные письма к Луцилию -
2.2 Понятие Божественного у Сенеки 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26
ВВЕДЕНИЕ
Этические школы были промежуточным периодом между античной и средневековой философией, и стоическая школа, которая сочетала в себе все предыдущие учения античности, была одной из них. Наиболее ярким представителем стоицизма был Луций Анней Сенека. Как философ он принадлежит к данной школе, но мягкость его собственного характера и долгое изучение эпикурейцев смягчили крайности стоической школы. И трудно сказать, что больше пленяет в философии Сенеки: возвышенность и даже некоторая суровость его идеалов, или гуманность и теплота при разборе человеческих чувств.
Он вполне определенно выражает свой взгляд в одном из «Нравственных писем к Луцилию» о том, что: «Философия учит делать, а не говорить. Она требует от каждого жить по ее законам, чтобы жизнь не расходилась со словами и сама из-за противоречивых поступков не казалась пестрой. Первая обязанность мудрого и первый признак мудрости – не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собою».
Между тем в отношении самого философа этот вопрос не теряет своей актуальности и поныне. Чтение философских трудов самого Сенеки трудно согласовать с тем, что известно о нем из истории. Из сообщений историков явствует, что он, восхвалявший в своих трудах ученый досуг, благородную бедность и свободу духа, большую часть жизни провел в самой гуще государственных событий, интриг, был баснословно богат и явно не свободен от компромиссов с совестью. Какую же ценность имеет тогда его нравственное учение, местами настолько приближающееся к христианскому, что сами христиане уже в древности готовы были считать этого философа «своим»?
Ответить на поставленный вопрос можно лишь хорошо рассмотрев жизнь и деятельность философа, а также события, которые на прямую повлияли на его творчество.
1 Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность
1.1 Родина Сенеки. Его семья
Всемирное распространение римской цивилизации при первых императорах принесло и самому Риму ту выгоду, что привлекло в него свежие силы со всех концов мира. Сначала в Риме, еще во времена республики, появились греки; затем, в первые годы империи - испанцы; потом - галлы, британцы и, наконец, германцы, сломившие уже сам Рим. Но ни один народ не внес столько сил в римскую культуру, не дал Риму столько ученых, поэтов, государственных деятелей и даже императоров, и притом с чисто римским характером, как испанцы. Испанцем по происхождению был и знаменитейший римский философ Сенека.
Луций Анней Сенека родился в Кордове между 6 и 3 годом до Рождества Христова. В то время Кордова, или, как ее звали римляне, Кордуба, была цветущим торговым городом. Своего торгового значения она не потеряла и до последних дней. Но торговые занятия жителей Кордовы не мешали им постоянно поддерживать в себе отвлеченные интересы к философии.
Отец Сенеки, Марк Анней Сенека, принадлежащий к среднему (дворянскому) сословию римских всадников и известный в истории литературы под именем Сенека-ритор, был человек недюжинного ума, высокой образованности и редкой энергии. В половине царствования Августа он покинул свой родной город и переселился в Рим. Его жена, Гельвия, последовала за ним. В Риме Марк Анней Сенека скоро нашел себе выгодное занятие. При первых императорах римское ораторское искусство стало клониться к упадку и с политической трибуны перешло на школьную кафедру. Сенека-ритор стал преподавать ораторское искусство и вскоре составил себе этим имя, положение и состояние. Он первым поставил преподавание риторики на должную высоту и смело заявил, что не находит постыдным учить тому, чему так почетно учиться.
Мать Луция Аннея, Гельвия, происходила из знатного рода. Имя Гельвиев часто встречается в самых старинных надписях. Из этой же фамилии происходила мать Цицерона. Гельвия выросла и была воспитана в доме своей мачехи. Однако отец ее позаботился дать ей прекрасное образование, и она много занималась искусствами. Сенека описывает свою мать как женщину редкой для того времени чистоты и с восторгом отзывается о ее материнских чувствах. «Тебе не придется, - писал он Гельвии, - извиняться за женскую слабость, ибо ты лишена женских недостатков. Ты не считала богатства за высшее благо людей. Никогда не стыдилась ты быть матерью, хотя этим изобличался твой возраст».
Сестра Гельвии, тетка Сенеки, и делом, и советом помогала философу в начале его общественной деятельности. Она ухаживала за ним во время тяжелой болезни, которой он подвергся в детстве, а потом уже юношей, благодаря ее протекции, он получил место квестора. Эта тетка была замужем за Ветразием Поллионом, который в течение шестнадцати лет был претором в Египте. Таким образом, уже по рождению своему он принадлежал к интеллигентной и высокодобродетельной семье, в которой высокие нравственные доблести жены сочетались с блестящим образованием и энергией мужа.
У Марка Аннея и Гельвии, кроме Сенеки, было еще два сына. Старший, Новат, впоследствии усыновленный Галлионом и принявший его имя, выдвинулся на административной деятельности и ко времени царствования Нерона занимал ответственную должность проконсула Ахаии. Мы встречаемся с ним в "Деяниях Апостолов". Сенека относился к Галлиону как к старшему с глубоким уважением и посвятил ему свои рассуждения "О гневе" и "О блаженной жизни".
Младший брат, Луций Анней Мела, жил в стороне от государственных дел. Он не занимался ни политикой, ни литературой, хотя и был высоко образован и любил чтение. Зато он умножил свое состояние. Его уединенная и тихая жизнь не спасла его, однако, от алчности Нерона, и ему пришлось умереть добровольною смертью, завещав часть состояния Нерону и его любимцам, чтобы спасти остальную.
У Сенеки не было детей, кроме умершего незадолго до его изгнания сына; но у его братьев были дети. Он упоминает о Новатилле, дочери Галлиона. В то время, к которому относится приведенная характеристика братьев Сенеки, она была девочкой лет тринадцати и пользовалась большим расположением дяди.
У Луция Аннея Мелы был сын, Марк Анней Лукан, - известный поэт, автор поэмы "Фарсалия". Это был хорошенький веселый мальчик, "при виде которого не могла длиться никакая печаль". В молодости он подавал большие надежды, обладая крупным поэтическим дарованием, но погиб безвременною смертью.
Кроме этих двух племянников, у Сенеки, вероятно, были еще и другие родственники по нисходящей линии. Одному из них должны принадлежать, по крайней мере, некоторые из приписываемых философу Сенеке трагедий.
Из этой краткой характеристики родных Сенеки мы видим, что он принадлежал к высокоодаренной семье. Почти все члены ее выделялись какими-либо талантами. Даже женщины были замечательны в интеллектуальном отношении. Но высшего своего развития духовные силы рода достигли, конечно, в самом Луции Аннее Сенеке.
1.2 Детство и ранняя молодость Сенеки
До нас дошло мало сведений
о детстве и юношестве Сенеки,
у историков его имя
Детство Сенеки протекло дома, и первоначальному своему воспитанию он обязан женщинам - матери и тетке. Об этом свидетельствует и глубокое уважение его к этим женщинам, и общая мягкость и утонченность его характера, и редкая в философе стоической школы любовь к женщинам.
На физическое развитие в Риме обращалось гораздо больше внимания, чем у нас. И Сенека, несмотря на кабинетность своего характера и слабое телосложение, занимался гимнастическими упражнениями. Он и его братья состояли в садовых работах, в беге, метании диска, а главное - купанье в холодной воде, несмотря на это, как уже неоднократно упоминалось, Сенека был слаб здоровьем. По его собственным словам, он испытал почти все болезни. В старости - страдал астмой; в молодости, кроме обычных детских болезней, Сенеке пришлось испытать хронический катар дыхательных путей
Друзья Сенеки во время болезни развлекали его утешениями, посещениями и разговорами. Впоследствии Сенека вспоминал о них с чувством глубокой благодарности: “Ничто так не восстанавливает силы больного, как участие друзей. Ничто не устраняет в такой мере ожидания и страха смерти”. Еще более содействовала терпению Сенеки философия, бывшая для него не только предметом кабинетных занятий, но убеждением сердца, которое он сознательно и последовательно проводил в своей жизни.
Вообще отвлеченные и
научные занятия поглощали
Наставниками Сенеки в философии были стоик Аттал, пифагореец Социон, эклектик Фабиан Папирий и киник Деметрий. В ту пору он изучал философию очень разносторонне. Обо всех своих наставниках Сенека отзывается с большим восторгом, лекции каждого производили на него сильное впечатление. Но особенно тесная связь возникла между Сенекой и Атталом. В школу Аттала Сенека приходил первым и уходил из нее последним. Когда Сенека слушал лекции Аттала, на которых стоик обличал пороки, невежество и недостатки, юный ученик испытывал сожаление о роде людском, и ему казалось, что его учитель - существо высшее, чем другие люди.
Значительное влияние на жизнь и нравы Сенеки оказывал пифагореец Социон. Изложив доктрину вегетарианства, согласно учению Пифагора и пифагорейца Секстия, Социон склонил и Сенеку к воздержанию от мясной пищи. Около года Сенека питался исключительно растительной пищей.
Из остальных учителей Сенеки замечателен своим гордым, неуживчивым характером киник Деметрий. Он был ходячей оппозицией всему тогдашнему строю жизни. Он презирал богатство, смеялся над властями, был неоднократно преследуем за вольный язык и между тем держался самых возвышенных правил. «Я любил его, Деметрия, - говорит Сенека в одном из своих писем, - и говорил с этим полуобнаженным чудаком и восхищался, видя, что он не чувствует никаких лишений». Сенека сохранил дружеские отношения с Деметрием до глубокой старости, почти до своей смерти.
Наконец, Фабиан Папирий славился как прекрасный оратор и высоконравственный человек. "Из уст его выходят не речи, но сама нравственность", - говорил Сенека. В другом месте Сенека ставит его в образец лектора по философии за ясность и плавную медленность, с какою он читал свои лекции. Фабиан Папирий и стоик Аттал, кроме философии, читали лекции по естественной истории. Под их руководством написал Сенека свое сочинение о землетрясениях, переделанное им впоследствии и вошедшее в состав его "Естественноисторических вопросов". В этом сочинении Сенека подробно разбирает различные гипотезы древних о землетрясениях, объяснявших эти явления то влиянием подземного огня, то колебаниями мирового океана, на котором плавает земной материк, то напором подземных газов, то сочетанием нескольких из этих причин. Сенека склоняется к объяснению землетрясений как следствия напора скопившихся под землею газов.
1.3 Адвокатура Сенеки. Столкновение с Калигулой и изгнание на остров Корсика
Увлечение молодого Сенеки философией, да еще стоической, не нравилось его отцу. В самом деле, общественные условия той эпохи не благоприятствовали философии. Модной этикой того времени был легкий эпикуреизм, привитый римскому обществу грациозной поэзией Горация. "Добродетель, мудрость и справедливость, - говорили тогдашние представители высших классов, - только пустой звук. Все человеческое счастье заключается в хорошей жизни: есть, пить, расточать полученное наследство - вот это жизнь" (из писем Сенеки).
Информация о работе Луций Анней Сенека, его жизнь и философская деятельность