Личность Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение темы: Учение Платона об « идеальном государстве». И эта тема требует более тщательного и подробного рассмотрения данного вопроса.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены вопросы о личности Платона и его вклад в философии и науку.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
1 Личность Платона……………………………………..5
2 Проблема государственного устройства
2.1 Учение Платона об «идеальном государстве»……..7
2.2 Понятие «лучшее государство»……………….....16
3 Трактат Платона «Государство»…………………20
Заключение……………………………………………….30
Список литературы………………………………….....33

Работа содержит 1 файл

Платон.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

      При олигархии правители, стоящие у  власти, будучи богатыми, не хотят ограничивать законом распущенность молодых  людей и запрещать им расточать  и губить своё состояние; напротив правители  будут скупать их имущество или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать ещё богаче и могущественнее.

      В таком государстве эти люди сидят  без дела, но зато у них есть и  жало, и оружие; одни из них кругом в долгах, другие лишились гражданских  прав, а иных постигло и то и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот.

      3. Демократический  строй. Демократия по мнению Платона появляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

      В государстве появится полная свобода  и откровенность и возможность  делать что хочешь и при таком государственном строе люди будут очень различны.

      В демократическом государстве нет  никакой надобности принимать участие  в управлении, даже если ты к этому  способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда  другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты всё же можешь управлять и судить, если это придёт тебе в голову.

      Демократический строй нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почёт, лишь бы он обнаруживал своё расположение к толпе.

      «Демократический» человек. Он тоже будет усилием своей воли подавлять в себе те вожделения, что ведут к расточительству, а не к наживе. Их можно назвать лишёнными необходимости. В жизни такого человека нет порядка, в ней не царит необходимость.

      Те  вожделения, от которых люди не в  состоянии справится, можно было бы по справедливости назвать необходимыми, а также и те, удовлетворение которых приносит нам пользу: подчиняться как тем, так и другим неизбежно уже по самой нашей природе.

      Когда юноша, выросший, без должного воспитания и в обстановке бережливости, вдруг  отведает мёда трутней и попадёт  в общество опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения, самые пёстрые и разнообразные, это-то и будет у него началом перехода от олигархического типа человека к демократическому. Изо дня в день такие люди живут, угрожая первому налетевшему на них желанию. Приятной, вольной, блаженной называют они эту жизнь и так всё время ею и пользуются. Этот человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и пёстр, как и его государство.

      Три «части» демократического государства: трутни, богачи и народ.

      Платон  мысленно делит демократическое  государство на три части. Одну часть  составляет подобного рода трутни: они возникают здесь хоть и  вследствие своеволия, но не менее, чем  при олигархическом строе. При демократии чуть ли не стоят во главе: самые  ядовитые из трутней из трутней произносят речи и действует, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат, и не допускают, чтобы кто-нибудь говорили иначе.

      Другую  часть составляют богачи – обычно богачей называют сотами трутней. С  них-то трутням всего удобней собрать побольше мёду.

      Третий  разряд составляет народ – те, что  трудится своими руками, чужды делячества, да и имущества у них немного, они всего многочисленнее и при  демократическом строе всего  влиятельнее, особенно когда соберутся  вместе. Когда появляется тиран, он вырастает именно из народного корня, то есть как ставленник народа.

      4. Тиранический строй. Переход из демократии в тиранию осуществляется тогда, когда из-за полной свободы люди перестают считаться даже с законами, чтобы «ни у кого и ни в чем не было власти над ними». Все принудительное вызывает возмущение. Из этого, как считает Платон, и вырастает тирания: из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает демократический строй и подготавливает нужду к тирании.  

      Граждан, послушных властям, там смешивают  с грязью как ничего не стоящих  добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают как в частном, так и в общем обиходе. Тирания проникает и в частные дома, а в конце концов неповиновение привьется даже животным.

      Отец  привыкает уподобляться ребёнку  и страшиться своих сыновей, а  сын – вести себя наподобие  отца. При таком порядке вещей  учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников…Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и делах…

      Крайняя свобода для народа такого государства  состоит в том, что купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели.

Душа  становится чувственной.

      Кончат  они тем, что перестанут считаться  даже с законами писанными и неписаными, - чтобы уже вообще ни у кого и  ни в чём не было над ними власти.

      Та  же болезнь, что развилась в олигархии и её погубила, ещё больше и сильнее развивается здесь из-за своеволия – и порабощает демократию.

      Чрезмерная  свобода и для отдельного человека и для государства оборачивается  не чем иным, как чрезвычайным рабством – так возникает тирания.

      «Тиранический»  человек. Превращение такого ставленника происходит, когда он начинает делать примерно следующее: говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей, мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать волком.

      Он  тот, кто поднимает восстание  против обладающих собственностью.

Если  он потерпел неудачу, подвергся изгнанию, а потом вернулся – назло своим  врагам, то возвращается он уже как  законченный тиран.

      Если  же те, кто его изгнали, не будут  в состоянии его свалить снова и предать казни, очернив в глазах граждан, то они замышляют его тайное убийство.

      Общеизвестное требование со стороны тирании: чуть только они достигнут такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им телохранителей, чтобы народный заступник был невредим.

      Тиран, имея в руках послушную толпу, станет привлекать своих соплеменников  к суду по несправедливым обвинениям и привлекать к смертной казни, а  между тем он будет сулить отмену задолженности и передел земли. После этого у такого человека есть два пути: либо он погибнет от руки своих врагов, либо станет тираном. Граждане обычно замышляют убийство, поэтому, достигнув власти, тиран нанимает телохранителей.

      В первые дни, вообще в первое время  он приветливо улыбается всем, кто  бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран. Так притворяется он милостивым и кротким, когда же он примирится кое с кем из своих врагов, иных уничтожит, первой задачей его будет постоянно вовлекать граждан в какие- то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе.

      Если  он заподозрит кого-нибудь в вольных  мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под  предлогом, будто они предались  неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны.

      Чтобы сохранить за собой власть, тирану придётся их всех уничтожить, так что в конце концов не останется никого ни из друзей ни из врагов.

Он по неволе враждебен всем этим людям  и строит против них козни, пока не очистит от них государство.

      Перед ним стоит выбор: либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью.

      Он  отберёт у граждан рабов, освободит  их и сделает своими копейщиками. Сподвижники тирана будут им восхищаться; порядочные люди будут ненавидеть и избегать его.

      Тиран тратит на войско храмовые средства, если они имеются в государстве,  пока их изъятием можно будет покрывать  расходы, он уменьшает обложение  населения налогами.

      Тиран – отцеубийца и плохой кормилец для престарелых; по-видимому, общепринято, что такого свойство тиранической власти. По пословице «избегая дыма, угодишь в огонь», так и народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжёлое и горькое рабство – рабство у рабов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

      В истории философии Платон признается одним из величайших мыслителей древности. Несмотря на то, что философское  наследие Платона является предметом  изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий, оно до сих  пор привлекает внимание исследователей-платоноведов своей неповторимостью и глубиной.

      Платон - чрезвычайно крупное явление  в развитии философской мысли  древности, да и не только древности. Из сочинений Платона черпали  идеи не только визионеры и схоласты, не только корифеи объективного идеализма и религиозного спиритуализма и мистики, не только Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители и ученые Возрождения:  Николай Кузанский, Копанелла, Галилей, Декарт, в учении которых о природе пробивалась сильная струя натурализма или явно преобладала сторона материалистическая.

      Интерес к древнегреческому  философу  Платону, к его творчеству не  ослабевает,  быть  может, даже усиливается  в наше время.

      Во-первых, мнение даже  самого  обыкновенного  человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот  человек - Платон. "... Платон - один из учителей человечества.  Не  будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние  греки,  что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений" - писал В.Ф.  Асмус.

      Маркс чрезвычайно высоко оценил платоновский анализ разделения труда. Он прямо называет «гениальным» для того времени «изображения разделения труда» Платоном, как естественное основы города (который у греков был тождественен с государством). Секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологических теорий. Конструктивно-логические принципы мысли, проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антисистематизм и антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык - вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона

        Aнтpoпoлoгия и этикa гpeчecкoгo филocoфa,  тaк жe кaк и eгo oнтoлoгия,  имeли цeлью coздaниe coвepшeннoгo  чeлoвeчecкoгo oбщecтвa, a пocкoлькy жизнь гpeчecкиx cooбщecтв пpoтeкaлa в пoлиcax - гopoдax-гocyдapcтвax - coздaниe идeaльнoгo  гocyдapcтвa. Плaтoнoвcкaя этикa opиeнтиpoвaнa нe нa фopмиpoвaниe coвepшeннoй личнocти,  a cкopee нa фopмиpoвaниe coвepшeннoгo чeлoвeчecкoгo poдa,  coвepшeннoгo oбщecтвa. Этикa Плaтoнa - нe индивидyaльнaя, кaк, нaпpимep, y cтoикoв или эпикypeйцeв, a coциaльнaя,  и пoтoмy  oнa  opгaничecки cpaщeнa c пoлитичecкoй тeopиeй Плaтoнa.

      Coглacнo Плaтoнy,  cпpaвeдливoe и coвepшeннoe гocyдapcтвo - этo  выcшee из вceгo,  чтo мoжeт cyщecтвoвaть нa Зeмлe.  Пoэтoмy чeлoвeк живeт paди гocyдapcтвa,  a нe гocyдapcтвo - paди чeлoвeкa.  B yчeниии oб идeaльнoм гocyдapcтвe мы нaxoдим яpкo выpaжeннoe гocпoдcтвo вceoбщeгo нaд индивидyaльным.

      Oпacнocть aбcoлютизaции тaкoгo  пoдxoдa yвидeл yжe Apиcтoтeль. Бyдyчи бoльшим peaлиcтoм, чeм eгo yчитeль, oн xopoшo пoнимaл, чтo идeaльнoe гocyдapcтвo в зeмныx ycлoвияx eдвa ли yдacтcя coздaть в cилy cлaбocти и нecoвepшeнcтвa чeлoвeчecкoгo  poдa. 

      A пoэтoмy  в  peaльнoй жизни пpинцип жecткoгo пoдчинeния индивидyaльнoгo вceoбщeмy нepeдкo выливaeтcя в caмyю  cтpaшнyю  тиpaнию, чтo,  кcтaти, caми гpeки мoгли видeть нa мнoгoчиcлeнныx пpимepax иcтopии.

         Идеальным государственным  устройством  Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).

         По существу, философы охраняют  остальных людей от  порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не  менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости, там не  будет места порывам души и чувствам.

      Управление  государством Платон характеризует  как царское искусство, главным  для которого является наличие истинного  царского знания и способность управлять  людьми. Если правители  
имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они а по  
законам или без них, добровольно или против воли, бедны они ил и  
богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

Информация о работе Личность Платона