Личность Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение темы: Учение Платона об « идеальном государстве». И эта тема требует более тщательного и подробного рассмотрения данного вопроса.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены вопросы о личности Платона и его вклад в философии и науку.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
1 Личность Платона……………………………………..5
2 Проблема государственного устройства
2.1 Учение Платона об «идеальном государстве»……..7
2.2 Понятие «лучшее государство»……………….....16
3 Трактат Платона «Государство»…………………20
Заключение……………………………………………….30
Список литературы………………………………….....33

Работа содержит 1 файл

Платон.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

      2. Олигархия. В олигархическом  государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают  возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

      3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,  кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению  наихудшей государственной системы - тирании.

      4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит  к противоположному  результату.  Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного  человека - тирана.

      Отрицательные формы государственной власти Платон  противопоставляет своему  видению  «идеального»  общественного  устройства. Огромное внимание уделяется определению в государстве места правящего класса. Правителями «идеального»  государства  должны  быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.

      Именно  философы  обуславливают  благосостояние, справедливость государства Платона, ведь  им  свойственны  «...правдивость, решительное неприятие какой  бы то ни было лжи, ненависть к  ней  и любовь к истине». Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить «идеальное»).

        Очевидно, что именно философы  будут охранять «идеальный» строй,  законы от всяческих нововведений, ведь они обладают «...всеми  качествами  правителей и стражей идеального государства».

      Именно  поэтому  деятельность  философов  обуславливает существование  «идеального»  государства,  его неизменность. По существу, философы охраняют остальных  людей от  порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не  менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости, там не  будет места порывам души и чувствам.

      Если  в государстве Платона существуют  люди,  которые  занимаются законами и устройством государства, то естественно  предположить, что  в нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием,  ремеслом. Действительно, основной закон  существования  «идеального»  государства состоит в том,  что  каждый  член  общества  обязан  выполнять только то дело, к которому он пригоден.

      Всех  жителей «идеального»  государства  автор  разделяет  на  три класса. Низший класс объединяет людей, которые  производят  необходимые для государства  вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди,  связанные с ремеслом,  земледелием,  рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону,  стоят  приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого  низшего  класса также существует четкое разделение труда:  кузнец  не  может  заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти  не  может  стать земледельцем.

      Принадлежность  человека ко второму  и  третьему  классам,  а  это классы воинов-стражей  и правителей-философов, определяется уже  не  по профессиональным, а  по нравственным критериям.  Нравственные  качества этих людей Платон ставит гораздо  выше  нравственных  качеств  первого класса.

      Так Платон создает тоталитарную систему  разделения людей на  разряды, которая  немного смягчается возможностью  перехода  из  класса  в класс (это достигается путем длительного  воспитания  и  самосовершенствования). Переход этот осуществляется под  руководством  правителей. Характерно, что если даже среди  правителей  появится  человек,  больше подходящий для низшего класса, то его необходимо «понизить» без  сожаления.

      Таким образом, Платон считает,  что  для  благосостояния  государства каждый человек должен заниматься тем делом,  для  которого  он  приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для  «идеального» государства.

      Когда же человек незаслуженно  из  сапожника  (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому  такой «перескок» считается «высшим  преступлением»  против системы, ведь для блага всего государства в целом  человек  должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.

      В трактате «Государство» Платон пишет  о том, что «идеальное»  государство  должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями:

     1. мудростью,

     2. мужеством,

     3. рассудительностью,

     4. справедливостью.

      Мудростью не могут обладать все жители государства,  но  правители-философы, избранные  люди, безусловно, мудры и принимают  мудрые  решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две  добродетели  были характерны только для определенных классов людей, то  рассудительностью должна быть присуща всем жителям, она «подобна  некой  гармонии»,  она «настраивает на свой лад решительно все целиком».

      Под четвертой добродетелью - справедливостью - автор понимает  уже  рассмотренное  деление людей на разряды, касты: «...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это есть справедливость».

      Следовательно, разделение  людей  на классы имеет  для Платона огромное значение,  определяет  существование «идеального» государства,  и тогда неудивительно, что нарушение кастового  строя  считается  высшим преступлением.

      Так государство Платона незаметно,  ради  лучшей  цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал  сам  автор,  описывая «порочные» государства (например, расслоение общества  в  олигархическом государстве).

      Характерно, что Платон,  живший  во  времена  всеобщего  рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В «Государстве» все производственные заботы  возлагаются на  ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать  только «варваров», не эллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война - зло, возникающее в порочных государствах «для  обогащения»,  и в «идеальном» государстве войны следует избегать, следовательно, не  будет и рабов.

      В связи с рассмотренным разделением  людей  на  разряды  возникает  вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения  способности человека к некоему делу,  и  только  к  нему?  По-видимому,  в  «идеальном» государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди - правители-философы. При этом они,  естественно,  будут выполнять закон, ведь закон - важнейшая составляющая «идеального»  государства, и его выполняют все без исключения.

      Таким образом,  правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они  не только  определяют способности  человека, но и  осуществляют  регламентацию  брака, имеют право убивать малолетних детей с  физическими  недостатками.

      Философы, на основах разума, управляют остальными классами,  ограничивая их свободу, а воины играют роль «собак», держащих  в  повиновении низшее «стадо». Этим усугубляется и без того  жестокое  разделение на разряды. Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда. Люди «низшей» породы существуют для обеспечения «высших» всем необходимым. «Высшие» же охраняют и направляют  «низших»,  уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных.

      Можно предположить, что такая всесторонняя  мелочная  регламентация важнейших  поступков человека, которые он, по современным понятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти.

      Однако  в «идеальном» государстве этого  не происходит, напротив,  единство людей Платон считает основой  такого государства.

        «Второй по достоинству» государственный  строй Платон изображает в  последнем свое сочинением - диалоге  «Законы», приближая его к реальной действительности. Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены. Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу.

      Политические  права граждане приобретают в  зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех  классов. Разбогатев или обеднев, они  переходят в другой класс. Все  вместе граждане образуют правящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах, жертвоприношения. Производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращение.

        Платон подробно описывает в  диалоге организацию государственной  власти и законы наилучшего  строя. 

      Идеальным государственным  устройством Платон называет правление, где совмещены  начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).

      Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного  собрания. Все  выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом.

      Таким образом, можно предположить, что, создавая диалоги «Государство» и «Законы», Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие  государства.

        Правящие  классы  государства  Платона  составляют коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не  допускает среди высших классов бедности или богатства, а,  следовательно, по логике автора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона - это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к  этому  сравнению, то в "идеальном" государстве пастухи - это правители, воины - это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор.

      Итак, по выражению К.Поппера, платоновское государство обращается с "человеческим стадом", как мудрый, но жестокосердный  пастух  со  своими  овцами.

      Этого скрестить с тем-то, этих - на бойню. Видно, что, по нашим представлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пусть даже мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разумным желаниям меньшинства".

      Каким же образом Платон, создавая "идеальное" государство на  основах разума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств, примеры которых мы видим слишком часто, которые описаны в современной литературе в жанре антиутопий (Д.Оруэл, "1984")?

      Для того,  чтобы  ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, что понимал Платон под словами "идеальное государство". 

      - во-первых,  это  государство,  устроенное лучшим образом,

      - во-вторых, (и это важнее) это идея  государства.

        Рассмотрим сначала, что мог  понимать Платон под словами  "лучшее  государство". 
 
 
 

2.2 Понятие   «лучшее  государство» 

      Видимо, Платон считал, что все бедствия  людей  происходят  из-за отсутствия общности,  постоянных  раздоров,  отсутствия  хорошего  начальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время  войны

существует  и единство, и порядок, и общая  цель. Во время войны  у  людей  много общего, и они, благодаря  порядку, мудрым начальникам и  регламентации  жизни могут добиться того, чего  невозможно  сделать,  живя,

как заблагорассудится  и занимаясь не своим делом.  Единство  людей во время войны замечательно показал Л.Толстой в "Войне и  мире",  показал ту силу, которая возникает, когда все векторы человеческих  стремлений направлены в одну сторону, а это возможно только во  время  социальных потрясений. Когда же их нет, каждый человек более или менее  свободен, и все векторы людских желаний направлены в разные  стороны,  возникает хаос, беспредел, невозможно провести общую линию действий, как это делается на войне. Так почему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали?

Информация о работе Личность Платона