Личность Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение темы: Учение Платона об « идеальном государстве». И эта тема требует более тщательного и подробного рассмотрения данного вопроса.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены вопросы о личности Платона и его вклад в философии и науку.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
1 Личность Платона……………………………………..5
2 Проблема государственного устройства
2.1 Учение Платона об «идеальном государстве»……..7
2.2 Понятие «лучшее государство»……………….....16
3 Трактат Платона «Государство»…………………20
Заключение……………………………………………….30
Список литературы………………………………….....33

Работа содержит 1 файл

Платон.doc

— 150.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………...2

1 Личность Платона……………………………………..5

2 Проблема государственного  устройства

    2.1 Учение Платона об «идеальном государстве»……..7

    2.2 Понятие   «лучшее государство»……………….....16

3 Трактат   Платона  «Государство»…………………20

Заключение……………………………………………….30

Список  литературы………………………………….....33 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

          Проблема государственного устройства была, есть и будет  одной  из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих  перед  человечеством.

Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые  люди считают  лучшим  сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым.

        Так проблема  общественного,  государственного  устройства  перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и  свободы  личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".

      В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней.

      Даже  из столь скудных сообщений о  платоновской жизни можно заметить в этой личности незаурядную одаренность, приверженность к наукам и искусствам, неуемный политический темперамент и неутомимое стремление к идеалу. Неудивительно, что слава сопутствовала Платону еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и восторгом передавалось из поколения в поколение.

       Большой интерес представляет социальная философия  Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе, которые он, судя по всему, в действительности, отождествлял. Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство «возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом.

       Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...»

       Разрабатывая  концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

       В государстве и в душе каждого  отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно: разумному, яростному и вожделеющему в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев).

       Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

      В государстве могут существовать три основные формы правления  — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на сторон в самом царской власти.  

      Каждая  форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. 

      Управление  государством Платон характеризует  как царское искусство, главным  для которого является наличие истинного  царского знания и способность управлять  людьми. Если правители  
имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они а по  
законам или без них, добровольно или против воли, бедны они ил и  
богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

     Основной  целью данной курсовой работы является рассмотрение темы: Учение Платона об « идеальном государстве». И эта тема  требует более тщательного и подробного рассмотрения данного вопроса.

     Соответственно  в первой главе будут рассмотрены вопросы о личности Платона и его вклад в философии и  науку.

      Во  второй главе рассмотрим проблему государственного устройства. В данной главе более подробно изучим учение Платона об «идеальном государстве» и рассмотрим,  что Платон подразумевал  под словами «лучшее  государство».

      В заключение, в третьей главе будет освещен Трактат  Платона «Государство». 
 
 
 
 
 

      1 Личность Платона 

       Интерес к древнегреческому  философу  Платону, к его творчеству не  ослабевает,  быть  может, даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот  человек - Платон. "... Платон - один из учителей человечества.  Не  будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние  греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое  человек, в чем трудности его исканий и свершений," - писал  В.Ф.  Асмус.

       Итак, значение мнения гениальнейшего афинского  философа  о  важнейших человеческих проблемах очевидно.

      Платон  – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились  под влиянием Сократа. Время жизни Платона античные источники определяют на редкость единодушно – с 427 (по некоторым сведениям – 429) по 347 г. до н. э. Происхождения он был очень знатного. Его отец, Аристон, происходил из рода Кодридов, его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл, Платон – прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платос» в переводе с греческого означает «широкий».

      О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши его  сословия, он получил хорошее воспитание и образование. Решающий поворот  в его биографии связывают с именем Сократа. В 20 лет Платон стал слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и философии. После казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте, приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении в Афины Платон основал школу, получившую в честь героя Академа название «Академия».  Последние годы его преподавания в школе отмечены дружбой и сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником. После себя Платон оставил огромное количество философских и других сочинений. К числу наиболее значимых можно отнести такие произведения, как  «Законы», «Федр», «Протагор» и другие.

       Социально-политическим вопросам посвящены несколько  произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик".  Все  они написаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между  Сократом  и менее известными греческими философами, например,  Главкомом,  Адимантом, Кефалом.

       В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо  существующего строя, системы, а, напротив,  модель  такого  государства, которого нигде и никогда не было, но  которое  должно  возникнуть,  то есть Платон говорит об идее государства, создает проект,  утопию.  Это не значит, что автор не пробовал повлиять на государственное  управление.

       В то время на Сицилии, в Сиракузах,  было  правление  тиранов,  и Платон не раз пытался образумить  развращенного  Дионисия,  остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии, что закончилось весьма  плачевно: афинского философа был не раз изгоняли из города, а один раз чуть  было не продали в рабство.

       Так бесславно  закончилась  попытка  устроить государственное управление на основах разума. 
 
 
 

      2 Проблема государственного устройства

      2.1 Учение Платона об «идеальном  государстве» 

      Тот, кто даже очень мало знает о  философии,  тем не менее,  слышал имя Платона, выдающегося  мыслителя  античности.  Интерес к его  творчеству не  ослабевает, может быть, даже усиливается в наше время, потому что, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе.

      Проблема  государственного устройства была, есть и будет  одной  из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих  перед  человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают  лучшим  сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема  общественного,  государственного  устройства  перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящены диалоги Платона «Государство» и «Законы».

      В своих произведениях Платон говорит  о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив,  модель  такого  государства, которого нигде и никогда не было, но  которое  должно  возникнуть,  то есть Платон говорит об идее государства, создает проект,  утопию.  Это не значит, что автор не пробовал повлиять на государственное  управление. В то время на Сицилии, в Сиракузах,  было  правление  тиранов,  и Платон не раз пытался образумить  развращенного  Дионисия,  остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии, что закончилось весьма  плачевно: афинского философа был не раз изгоняли из города, а один раз чуть  было не продали в рабство. Так бесславно закончилась попытка устроить государственное управление на основах разума.

       Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

      В государстве могут существовать три основные формы правления  — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь каждая из них делится  на две формы. Законная монархия —  это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на сторон в самом царской власти.  

      Каждая  форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний  достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. 

      Управление  государством Платон характеризует  как царское искусство, главным  для которого является наличие истинного  царского знания и способность управлять  людьми. Если правители  
имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они а по  
законам или без них, добровольно или против воли, бедны они ил и  
богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

      Прежде  чем рассмотреть «идеальное»  государство Платона, необходимо понять, какие государства он относил  к отрицательному типу,  что  в уже существующих государствах не устраивало  автора  принципиально.

        В трактате «Государство» Платон  пишет о том, что главная   причина  порчи обществ и  государств (которые когда-то,  во  времена  «золотого  века»  имели «совершенный» строй) заключена в «господстве  корыстных  интересов», обуславливающих поступки и поведение  людей.

        В  соответствии  с этим основным  недостатком Платон подразделяет  все  существующие  государства  на четыре разновидности в  порядке увеличения, нарастания  «корыстных интересов» в их строе.

      1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.  Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни  переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

Информация о работе Личность Платона