Личность Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение темы: Учение Платона об « идеальном государстве». И эта тема требует более тщательного и подробного рассмотрения данного вопроса.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены вопросы о личности Платона и его вклад в философии и науку.

Содержание

Введение…………………………………………………...2
1 Личность Платона……………………………………..5
2 Проблема государственного устройства
2.1 Учение Платона об «идеальном государстве»……..7
2.2 Понятие «лучшее государство»……………….....16
3 Трактат Платона «Государство»…………………20
Заключение……………………………………………….30
Список литературы………………………………….....33

Работа содержит 1 файл

Платон.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

           Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону  как образец для построения "идеального" государства. Все государство,  безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а не начнет писать картины, но, по современным представлениям  о  человеческих ценностях и свободах, платоновское  государство является квинтэссенцией тоталитаризма.

        Антииндивидуалистическое   государство Платона можно описать следующей цитатой из "Законов", выражающей  суть тоталитаризма: "...никто никогда не должен оставаться без начальника -ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх  никто  не должен приучать себя  действовать  по  собственному  усмотрению:  нет, всегда - и на войне, и в мирное время - надо жить с постоянной  оглядкой на начальника и следовать его указаниям... Пусть человеческая  душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо  отдельно  от других людей, и даже не понимать, как это  возможно. Пусть  жизнь  всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... в деле достижения удачи, а также  победы на войне. Упражняться в этом  надо  с  самых  малых  лет...  Надо  начальствовать над другими и самому быть у них под началом.  А  безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных,  подвластных людям".

      Очевидно, что эти принципы выполняются в "идеальном"  государстве Платона, и действительно, "...нет ничего лучшего... в деле  достижения удачи и победы на войне". Но как же личность? Дело в том, что для Платона личности с ее целями и интересами как бы  не  существует,  существуют только общие интересы.

     Однако имеется и второй смысл словосочетания "идеальное государство". Дело в том, что для Платона "идеальное" не только "лучшее",  но и то, что является "идеей" предмета. Слово "идея"  и близкое  к нему "эйдос" обозначает у Платона "сущность", "форму", "вид",  "облик" предмета. Это умопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что  непосредственно дана чувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Тела пребывают в непрестанно  движущемся - (все течет), неустойчивом, становящемся, а не ставшем мире, постоянно непостоянном. Разум ищет в этом движении ту скрытую поверхностью вещей сущность, которая не только сохраняется во всех изменениях вещного бытия, но  и является исходной причиной этих изменений. Так разум различает сущность и явление. То, что кажется существующим, не есть  истинное  бытие,  но лишь  причастно  ему  -  постольку,  поскольку   являет   ("явление") идеальное, совершенное ("идею", "сущность"). Прежде всего надо  различать: что всегда существует и никогда не становится, и что всегда становится, но никогда не существует", - писал Платон в диалоге Тимей.

     "Идея" у Платона  это то, что есть:

     1. причина, источник бытия вещей, то, что дает им жизнь, волю к жизни,

        вызывает их бытие.

     2. образец, взирая на который, демиург создает вещный мир, подражая

         "идеальному".

     3. цель, к которому надо стремиться как к верховному благу.

     4. модель, порождающая структура, принцип вещи.

      Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог "Государство", Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие  государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем  проблема построения "лучшего" государства, поняв идею государства, мы  одновременно поймем, к чему надо  стремиться.  Следовательно,  вопрос  о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен,  важнее  то,  что это не существующее государство, но его "идея".

        В связи с этим возникает  еще одна проблема. Человек, не  знакомый с творчеством Платона и  впервые  прочитавший  трактат  "Государство", скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что он был неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы  понимаем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не  хотим  понять,  что автор имел совершенно другие понятия о  человеческих  ценностях.  Мало того, мы даже не чувствуем, что, возможно, Платон не собирался  воплощать в жизнь именно этот проект, что он  писал  об  идее  государства.

Обвиняя Платона в тоталитаризме, мы сами подавляем его свободу, мы сами становимся тоталитарными людьми, уничтожающими  право  человека  на другие мысли, другую культуру.

      Не  стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме, когда тоталитаризма достаточно в нас самих, в каждой личности. Быть может, это изначально заложено в нас, как  инстинкт  самосохранения, и без него человек перестанет быть человеком. Тем  не  менее, надо понять, что в любой, даже  самой  бытовой  ситуации  человек имеет право на собственное мнение. За  две  тысячи  лет  мы  научились осуждать тоталитаризм общества. Теперь  каждый  человек должен  стремиться исключить тоталитаризм из собственной души. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Трактат Платона "Государство" 
 

      Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны   быть люди, наиболее отличившиеся в философии  и в военном деле. В таком  государстве не должно быть частной  собственности, а «все у всех общее»: жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать. Военные за свою службу должны   получать вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, их обязанность – заботиться о государстве. А царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и военном деле… У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.

      Четыре  вида извращённого государственного устройства. По мнению Платона, существует четыре вида порочного государственного устройства. Это те виды, которые пользуются известностью во времена Платона. Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство. На втором месте, менее одобряемая стоит олигархия: это государственное устройство, преисполненное множество зол. Из неё возникает отличная от неё демократия.

      Прославленная тирания отлична от них всех – это четвёртое и крайнее заболевание государства. Может быть, есть какая-нибудь иная идея государственного устройства, которая ясно проявлялась бы в каком—либо виде? Ведь наследственная власть и приобретаемая за деньги царская власть, а также другие, подобные этим государственные устройства занимают среди указанных устройств промежуточное положение.

      Государственные устройства рождаются от тех нравов людей, что наблюдаются в государствах. У различных людей существует столько же видов духовного склада, сколько существует государственного устройства.

      Ещё о соответствии пяти складов характера  пяти видам государственного устройства. 

      Раз видов государств пять, то и у  разумных людей должно быть пять различных  устройств души:

      Человек, соответствующий правлению лучших – аристократическому – хороший  и справедливый.

      Худшие  люди, соперничающие между собой  и честолюбивые – соответственно принадлежат лакадемонскому строю, демократическому, олигархическому и тираническому.

      1. Тимократический строй. Государственный строй, основывающийся на честолюбии, назван Платоном «тимократией» или «тимархией». Изменения в государстве обязаны своим происхождением раздорам, возникающим внутри той части, которая обладает властью. Трудно пошатнуть государство с аристократическим правлением. Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохраниться вечно, но подвергается разрушению. Означать же это будет следующее: урожай и неурожай бывает не только на то, что на ней обитает, - на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит к завершению цикла: у недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных – наоборот. 2 рода: одни влекли к наживе, приобретению земли и дома, а также золота и серебра, другие, не бедные, но, наоборот, по своей природе богатые, вели души к добродетели и древнему устроению. Борясь и соперничая друг с другом, они пришли наконец к чему-то среднему: согласились установить частную собственность на землю и дома, распределить их между собою, а тех, кого они до той поры охраняли как своих свободных друзей и кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг, сами же занялись военным делом и сторожевой службой. Такой государственный строй нечто среднее между аристократией и олигархией.

      Защитники страны должны были воздерживаться от земледельческих работ, ремёсел  и остальных видов наживы, в  устройстве совместных трапез, в телесных упражнениях и воинских состязаниях – во всём подобном этот строй будет подражать предшествовавшему.

      Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там нет подобного рода простосердечных людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще – скорее рождённых для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь государство будет вечно воевать. Такого рода люди будут жадны до денег…они, как дикари, почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы всё это прятать, свои жилища они окружают оградой и там, прямо-таки, как в собственном логове, они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно других.

      В таком государственном строе  зло полностью смешалось с  добром.

Одно  только там бросается в глаза  – соперничество и честолюбие, так как там господствует яростный дух.

     «Тимократический» человек. Он жестокий, и хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами, такой человек жесток,  хотя не презирает их; учтив в обращении со свободными людьми, с властями послушен. По мнению такого человека, основанием власти должно быть не умение говорить, а военные подвиги. В молодости такой человек с презрением относится к деньгам, но чем  старше он становится, тем больше он их любит.

       2. Олигархический строй. Олигархией Платон называет строй, основывающийся на имущественном цензе, у власти стоят богатые, бедные не участвуют в правлении.

      Переход из тимократии в олигархию осуществляется следующим образом: Скопление золота в кладовых у частных лиц губит  тимократию; они, прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для  этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи и их жёны. Затем они уподобляют себе и всё население. Чем больше они ценят дальней шест продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоится почестей, развивается наклонность к стяжательству и наживе, и получают одобрение богачи – ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняк там не пользуется почётом.

      Установление  имущественного ценза становится законом  и нормой олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем более высок ценз... Такого рода государственный строй держится применением вооружённой силы или же был ещё прежде установлен путём запугивания.

      Такое государство не будет единым, а  в нём как бы будут два государства: одно государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга. Там чуть ли не все бедны, за исключением правителей. Но возможно продать всё своё имущество – оно станет собственностью другого, - а продавши, продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его сословий, то есть, не будучи ни дельцом, ни всадником, ни ремесленником, но тем, кого называют бедняком или неимущим.

      Богатый человек, расходующий свои деньги в государстве и не правитель, и не подданный, а попросту расточитель готового.

      В таком государстве много преступников, которыми становятся по необразованности, вызванной дурным воспитанием и  скверным государственным строем.

      Платон считает, что если бы в таком государстве существовал закон, который предписывал бы гражданам большую часть добровольных сделок заключать на свой страх и риск, стремление к наживе не отличалось бы таким бесстыдством и в государстве было бы меньше зол. Государство, в котором строем является олигархия, заболевает и воюет само с собой по малейшему поводу.

      «Олигархический»  человек. Переход от тимократического склада к олигархическому происходит из-за превращения любви к почестям в любовь к деньгам. Олигархический человек бережлив и деятелен. Он не допустит никаких иных соображений, имея ввиду лишь умножение своих скромных средств. Кроме богачей и богатства, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания, а его честолюбие будет направленно лишь на стяжательство и на всё то, что к этому ведёт. Он чрезвычайно ценит деньги. Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие вожделения как пустые.

      Он  недостаточно воспитан. Такой человек  укрощает свои дурные наклонности не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из страха, потому что дорожит за судьбу собственного имущества. У него из-за недостатка воспитания появляются наклонности трутня – отчасти нищенские, отчасти преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности.

      Такой человек всё же приличнее многих, хотя подлинная добродетель душевной гармонии и невозмутимость весьма от него далека.

        Причиноа перехода от олигархии  к демократии   в ненасытной  погоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно богаче.

Информация о работе Личность Платона