Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение темы: Учение Платона об « идеальном государстве». И эта тема требует более тщательного и подробного рассмотрения данного вопроса.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены вопросы о личности Платона и его вклад в философии и науку.
Введение…………………………………………………...2
1 Личность Платона……………………………………..5
2 Проблема государственного устройства
2.1 Учение Платона об «идеальном государстве»……..7
2.2 Понятие «лучшее государство»……………….....16
3 Трактат Платона «Государство»…………………20
Заключение……………………………………………….30
Список литературы………………………………….....33
Такой жизнь была в Спарте,
которая иногда служила
Антииндивидуалистическое государство Платона можно описать следующей цитатой из "Законов", выражающей суть тоталитаризма: "...никто никогда не должен оставаться без начальника -ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне, и в мирное время - надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям... Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет... Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных, подвластных людям".
Очевидно, что эти принципы выполняются в "идеальном" государстве Платона, и действительно, "...нет ничего лучшего... в деле достижения удачи и победы на войне". Но как же личность? Дело в том, что для Платона личности с ее целями и интересами как бы не существует, существуют только общие интересы.
Однако имеется и второй смысл словосочетания "идеальное государство". Дело в том, что для Платона "идеальное" не только "лучшее", но и то, что является "идеей" предмета. Слово "идея" и близкое к нему "эйдос" обозначает у Платона "сущность", "форму", "вид", "облик" предмета. Это умопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что непосредственно дана чувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Тела пребывают в непрестанно движущемся - (все течет), неустойчивом, становящемся, а не ставшем мире, постоянно непостоянном. Разум ищет в этом движении ту скрытую поверхностью вещей сущность, которая не только сохраняется во всех изменениях вещного бытия, но и является исходной причиной этих изменений. Так разум различает сущность и явление. То, что кажется существующим, не есть истинное бытие, но лишь причастно ему - постольку, поскольку являет ("явление") идеальное, совершенное ("идею", "сущность"). Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и что всегда становится, но никогда не существует", - писал Платон в диалоге Тимей.
"Идея" у Платона это то, что есть:
1. причина, источник бытия вещей, то, что дает им жизнь, волю к жизни,
вызывает их бытие.
2. образец, взирая на который, демиург создает вещный мир, подражая
"идеальному".
3. цель, к которому надо стремиться как к верховному благу.
4. модель, порождающая структура, принцип вещи.
Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог "Государство", Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проблема построения "лучшего" государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его "идея".
В связи с этим возникает еще одна проблема. Человек, не знакомый с творчеством Платона и впервые прочитавший трактат "Государство", скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что он был неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы понимаем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не хотим понять, что автор имел совершенно другие понятия о человеческих ценностях. Мало того, мы даже не чувствуем, что, возможно, Платон не собирался воплощать в жизнь именно этот проект, что он писал об идее государства.
Обвиняя Платона в тоталитаризме, мы сами подавляем его свободу, мы сами становимся тоталитарными людьми, уничтожающими право человека на другие мысли, другую культуру.
Не
стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме,
когда тоталитаризма достаточно в нас
самих, в каждой личности. Быть может, это
изначально заложено в нас, как инстинкт
самосохранения, и без него человек перестанет
быть человеком. Тем не менее, надо
понять, что в любой, даже самой
бытовой ситуации человек имеет
право на собственное мнение. За две
тысячи лет мы научились осуждать
тоталитаризм общества. Теперь каждый
человек должен стремиться исключить
тоталитаризм из собственной души.
3
Трактат Платона "Государство"
Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном деле. В таком государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех общее»: жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать. Военные за свою службу должны получать вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, их обязанность – заботиться о государстве. А царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и военном деле… У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.
Четыре вида извращённого государственного устройства. По мнению Платона, существует четыре вида порочного государственного устройства. Это те виды, которые пользуются известностью во времена Платона. Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство. На втором месте, менее одобряемая стоит олигархия: это государственное устройство, преисполненное множество зол. Из неё возникает отличная от неё демократия.
Прославленная тирания отлична от них всех – это четвёртое и крайнее заболевание государства. Может быть, есть какая-нибудь иная идея государственного устройства, которая ясно проявлялась бы в каком—либо виде? Ведь наследственная власть и приобретаемая за деньги царская власть, а также другие, подобные этим государственные устройства занимают среди указанных устройств промежуточное положение.
Государственные
устройства рождаются от тех нравов
людей, что наблюдаются в
Ещё
о соответствии пяти складов характера
пяти видам государственного устройства.
Раз видов государств пять, то и у разумных людей должно быть пять различных устройств души:
Человек,
соответствующий правлению
Худшие люди, соперничающие между собой и честолюбивые – соответственно принадлежат лакадемонскому строю, демократическому, олигархическому и тираническому.
1. Тимократический строй. Государственный строй, основывающийся на честолюбии, назван Платоном «тимократией» или «тимархией». Изменения в государстве обязаны своим происхождением раздорам, возникающим внутри той части, которая обладает властью. Трудно пошатнуть государство с аристократическим правлением. Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохраниться вечно, но подвергается разрушению. Означать же это будет следующее: урожай и неурожай бывает не только на то, что на ней обитает, - на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит к завершению цикла: у недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных – наоборот. 2 рода: одни влекли к наживе, приобретению земли и дома, а также золота и серебра, другие, не бедные, но, наоборот, по своей природе богатые, вели души к добродетели и древнему устроению. Борясь и соперничая друг с другом, они пришли наконец к чему-то среднему: согласились установить частную собственность на землю и дома, распределить их между собою, а тех, кого они до той поры охраняли как своих свободных друзей и кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг, сами же занялись военным делом и сторожевой службой. Такой государственный строй нечто среднее между аристократией и олигархией.
Защитники страны должны были воздерживаться от земледельческих работ, ремёсел и остальных видов наживы, в устройстве совместных трапез, в телесных упражнениях и воинских состязаниях – во всём подобном этот строй будет подражать предшествовавшему.
Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там нет подобного рода простосердечных людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще – скорее рождённых для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь государство будет вечно воевать. Такого рода люди будут жадны до денег…они, как дикари, почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы всё это прятать, свои жилища они окружают оградой и там, прямо-таки, как в собственном логове, они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно других.
В таком государственном строе зло полностью смешалось с добром.
Одно только там бросается в глаза – соперничество и честолюбие, так как там господствует яростный дух.
«Тимократический» человек. Он жестокий, и хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами, такой человек жесток, хотя не презирает их; учтив в обращении со свободными людьми, с властями послушен. По мнению такого человека, основанием власти должно быть не умение говорить, а военные подвиги. В молодости такой человек с презрением относится к деньгам, но чем старше он становится, тем больше он их любит.
2. Олигархический строй. Олигархией Платон называет строй, основывающийся на имущественном цензе, у власти стоят богатые, бедные не участвуют в правлении.
Переход из тимократии в олигархию осуществляется следующим образом: Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они, прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи и их жёны. Затем они уподобляют себе и всё население. Чем больше они ценят дальней шест продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоится почестей, развивается наклонность к стяжательству и наживе, и получают одобрение богачи – ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняк там не пользуется почётом.
Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем более высок ценз... Такого рода государственный строй держится применением вооружённой силы или же был ещё прежде установлен путём запугивания.
Такое государство не будет единым, а в нём как бы будут два государства: одно государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга. Там чуть ли не все бедны, за исключением правителей. Но возможно продать всё своё имущество – оно станет собственностью другого, - а продавши, продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его сословий, то есть, не будучи ни дельцом, ни всадником, ни ремесленником, но тем, кого называют бедняком или неимущим.
Богатый человек, расходующий свои деньги в государстве и не правитель, и не подданный, а попросту расточитель готового.
В
таком государстве много
Платон считает, что если бы в таком государстве существовал закон, который предписывал бы гражданам большую часть добровольных сделок заключать на свой страх и риск, стремление к наживе не отличалось бы таким бесстыдством и в государстве было бы меньше зол. Государство, в котором строем является олигархия, заболевает и воюет само с собой по малейшему поводу.
«Олигархический» человек. Переход от тимократического склада к олигархическому происходит из-за превращения любви к почестям в любовь к деньгам. Олигархический человек бережлив и деятелен. Он не допустит никаких иных соображений, имея ввиду лишь умножение своих скромных средств. Кроме богачей и богатства, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания, а его честолюбие будет направленно лишь на стяжательство и на всё то, что к этому ведёт. Он чрезвычайно ценит деньги. Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие вожделения как пустые.
Он недостаточно воспитан. Такой человек укрощает свои дурные наклонности не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из страха, потому что дорожит за судьбу собственного имущества. У него из-за недостатка воспитания появляются наклонности трутня – отчасти нищенские, отчасти преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности.
Такой человек всё же приличнее многих, хотя подлинная добродетель душевной гармонии и невозмутимость весьма от него далека.
Причиноа перехода от