Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курс лекций
Ответы на основные вопросы.
Практический опыт, наблюдения, а позднее - научные исследования, подсказывали, что во многих случаях удается установить источник происходящих в мире изменений — явление, повлекшее за собой др. явление. Первое из них называли причиной, второе следствием. Взаимодействие - более сложный тип связи, нежели однонаправленная причинно-следственная связь. В этом случае явление - причина испытывает обратное воздействие со стороны собственного следствия. Причинное основание - совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие.
Случайность и необходимость; возможность и действительность.
Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят. что в ней заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Т.о. возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.
Качество и количество; мера.
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Невозможно
обобщение в единой количественной
характеристике качественно совершенно
разнородных предметов и
Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачки.
Скачек - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояние в другое. Один из примеров того. как накапливающиеся количественные изменения со временем приводят к скачку (качественному изменению),-поломка детали машины из-за "усталости металла".
Некоторые виды качественных изменений могут протекать как в интенсивной, так и в постепенной форме.
Итак, раскрыв свои возможности как искусства творческого спора, диалога для целостного постижения явлений, диалектическая мысль постепенно стала незаменимым средством осмысления предметов в совокупности их сложных внутренних и внешних связей с другими предметами, в их изменении, развитии.
"Пробным камнем" диалектики оказалось противоречие. В материалистической диалектике предметы, явления, процессы осмысливаются в единстве их противоположных сторон, тенденций. Определение противоположностей в их обособленности расцениваются как не полные, односторонние, требующие взаимодополнения их друг другом.
Диалектические противоположности.
С развитием диалектики формировалось понимание диалектических противоположностей. Противоположными называют такие свойства предметов, которые по некоторой шкале занимают предельные, крайние положения. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.
Закон взаимного
перехода количественных изменений
в качественных отображает ту важную
особенность объективной
Чтобы выяснить суть закона взаимного перехода количественных изменений в качественных, его проявления и деяния, необходимо раскрыть содержание таких категорий, как качество, количество, свойство, мера, прыжок.
Качество —
это тождественная бытию
отдельные свойства предмета, возможно,
не самые существенные, выдаются за его
качество.
Свойство как категория определяет одну из сторон вещи относительно другой. Качество вещи определяется исключительно через ее свойства. Между свойством и качеством существует диалектическая взаимосвязь.
Понятия качества
в будничном и философском понимании не
совпадают. Следовательно, есть такое
качество, которое воспринимается ощущением
(язык может идти об ощущении несущественных
свойств предмета), и качество как философская
категория, которая означает совокупность
существенных свойств предмета, с потерей
которых предмет непременно теряет свою
определенность, то есть свое качество.
Существенные свойства вещи не воспринимаются
на уровне ощущений, потому что является
результатом теоретического обобщения.
Гегель утверждал, что качество — это
"сущностная определенность".
Количество — философская категория, которая отображает такие параметры вещи, явления или процесса, как число, величина, объем, вес, размеры, темп движения, температура и тому подобное. За высказыванием Гегеля, количество — это "снята определенность". Срок "снять", какому Гегель предоставлял большого значения, значит "сохранить, удержать и в то же время прекратить, положить конец".
До определенного времени количество, ее изменение не задевают качества предмета и потому на это не всегда обращают внимание, замечает Гегель. Но это лишь так кажется. На самом же деле, понятие "количество" — "хитрое понятие". Оно охватывает существенное из той стороны, из которой качество вроде бы не затрагивается и, причем, настолько не затрагивается, что, скажем, увеличение размера государства, которое приводит ее, в конечном итоге, к несчастью, сначала даже кажется ее счастьем. Однако, "государство имеет меру своей величины, превзойдя которую внутренне безудержно распадается при том же государственном строе, который при другом размере государства составлял ее счастье и силу". В сфере моральной, замечает Гегель, "имеет место такой же переход количественного в качественное, и разные качества оказываются основанными на отличия величин. Именно через "больше" и "меньше" мера легкомысленности нарушается и появляется что-то совсем другое — преступление, именно через "больше" и "меньше" справделивисть переходит в несправ-деливисть, добропорядочность в порок".
Качественные изменения, которые происходят в объективном мире, осуществляются лишь на основе количественных изменений. Другого пути к появлению нового просто не существует. Можно привести много фактов такого взаимодействия количественных и качественных изменений. Да, например, если телу предоставить шкидкисть 1000, 2000, 7000, 7910 метров на секунду, то оно упадет на Землю. Если же скорость тела увеличить лишь на одну единицу и довести ее до 7911 метра на секунду, то тело оторвется от Земли и станет ее спутником. Или возьмем обычную воду. Когда она течет спокойно, то не вызывает никаких разрушений. Но стоит увеличить давление до нескольких атмосфер, и струя воды превратится в землекопа. Если же увеличить давление к десяткам атмосфер, то струя воды превратится в забойщика. Стоит же довести давление до 2000 атмосфер, и эта струя станет камнерезом.
Чтобы сделать понятие развития понятнее, некоторые философы прибегали к преувеличению значения количественных изменений, которые, за высказыванием Гегеля, можно "видеть собственными глазами", чего нельзя сказать о качестве как что-то не совсем понятно. Гегель иронизировал по этому поводу. Он рассматривал диалектику количественных и качественных изменений на примерах, известных в давние времена под названием "лысый" и "куча": "Относился вопрос: появится ли лысина, если выдернуть один волос из председателя или конского хвоста или перестанет ли куча быть кучей, если отнимем одно зерно? Можно не задумываясь согласиться с тем, что при этом не появится лысина и куча не перестанет быть кучей, поскольку вычитание составляет лишь количественную и очень незначительную разницу...
Когда соглашаются, что вычитание одного волоса не делает лысым, забывают не только о повторении, но и о том, что сами по себе незначительные количества, например, незначительные расходы состояния, суму-ються, а сумма составляет качественное целое, так что под конец это целое оказывается таким, которое исчезло, председатель — лысой.
Этот закон ~ ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают, друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.
Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга.
Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, значение для теории развития, необходимо проанализировать, прежде всего, исходные понятия и категории, такие как тождество, различие, противоположность.
Диалектическое "мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие. Так, при всех изменениях, происходящих на нашей планете, Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение. Любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. На относительную устойчивость предметов, явлений, процессов и указывает понятие "тождество
Тождество — это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью.
Вместе с тем реальный конкретный предмет постоянно изменяется, т.е. нарушает установившееся равенство самому себе. Другими словами, существует различие. Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим видам в силу ее изменчивости. Следует различать метафизическое и диалектическое понимание тождества и различия. Первое абсолютно противопоставляет тождество и различие. Диалектический же взгляд на тождество и различие означает, прежде всего, признание их взаимной связи и переплетения. Так, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы, энергетические уровни). И чем сложнее форма движения материи, тем большую роль играют различия. Тождество уходит в глубь явления.
Различают абстрактное тождество и конкретное. Абстрактное тождество может существовать лишь в нашей голове и то в ограниченных пределах, как результат отвлечения от реальных процессов. Оно не предполагает различий, отвлекается от них. Истинное, конкретное тождество содержит в себе различие, изменение. Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.
Отдельные стороны,
свойства, черты явлений и предметов
находятся и в таких