Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курс лекций
Ответы на основные вопросы.
говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж –
зрительное видение, возникающее из – за искривления лучей света атмосферой.
Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением
которого оно в принципе служит.
Категории явления и сущности
неразрывно связаны между
них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и
в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого –
то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания.
Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от
сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., все
основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции
изменения, развития тех или иных областей действительности. Так,
дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической
эволюции, но их изучение на этом не остановилось. И сегодня наука, с учетом
эволюционной генетики и других исследований, располагает более глубокими
знаниями живой природы. Таких примеров множество. Относительный характер
понятий “сущность и явление”, таким образом, означает, что тот или иной
процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но
как сущность (более “низкого” порядка) – по отношению к его собственным
проявлениям.
Это в известной мере
жестких понятиях, которые можно закрепить за постоянными уровнями
реальности. Явление и сущность – понятия, указывающие направление, путь
вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.
Необходимость и случайность.
Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то или
иное событие – случайно или по необходимости? Одни утверждают, что в мире
господствует только случайность и нет места необходимости, другие же – что
никакой случайности не существует и все происходит по необходимости.
Однако, по нашему мнению нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому
что и случайность и необходимость обладают своей долей “права” на бытие.
Что же подразумевается под тем и другим понятием?
Начнем с понятия “случайности”
обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления
причинами. Как правило, такая связь носит неустойчивый характер. Иными
словами случайность – это субъективно неожиданные, объективно привходящие
явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть,
может произойти так, а может и иначе.
Различают несколько видов случайности:
. Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости. Она
определяется привходящими обстоятельствами. Человек наступил на арбузную
корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики
поступков
пострадавшего. Тут имеет
слепого случая.
. Внутренняя. Данная случайность вытекает из самой природы объекта, она
является
как бы “завихрениями”
как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается
изнутри какого – то одного причинного ряда, а совокупное действие других
причинных последовательностей описывается посредством понятия
“объективные условия” осуществления основного причинного ряда.
. Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия у
человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной
необходимости.
. Объективная. Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с
научной, и с практической точек зрения. Признавая все одинаково
необходимым,
человек оказывается не
несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама
необходимость
низводится до уровня
Итак, говоря кратко, случайное –
это возможное при
условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих
условиях. Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их
устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их
возникновения, существования и развития. Необходимость, таким образом, есть
проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее.
Поскольку закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку
необходимость неотделима от существенного. Если случайное имеет причину в
другом – в пересечении различных рядов причинно – следственных связей, то
необходимое имеет причину в самом себе.
Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и
внутренней, то есть
порожденной собственной
внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов
или только для единичного объекта. Необходимость – это существенная черта
закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.
Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в
которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости
явлений, степени детерминированности их возникновения и существования.
Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему? Потому что
она реализуется только через единичное. И в этом смысле случайность
соотносима с единичностью. Именно случайности оказывают влияние на ход
необходимого процесса: ускоряют или замедляют его. Итак, случайность
находится в многообразных связях с необходимостью, и граница между
случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное
направление развития определяет именно необходимость.
Учет диалектики необходимости и случайности – важное условие
правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель
познания – выявить закономерное. В наших представлениях мир раскрывается
как бесконечное многообразие вещей и событий, цветов и звуков, иных свойств
и отношений. Но чтобы его понять, необходимо выявить определенный порядок.
А для этого нужно проанализировать те конкретные формы случайности, в
которых проявляется необходимое.
Возможность и
Случайность и необходимость относительны: необходимое в одних условиях
может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения
следует каждый раз тщательно учитывать конкретные условия. В конкретном
анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно
связанными с соотношением возможного и действительного, с превращением
возможности в действительность.
Причинно – следственные
возникают тогда, когда явление – причина порождает случайное или
необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать
причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в
действительную причину. Иными словами, возможность – предпосылка
возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное
существование. Таким образом, возможность и действительность – две
последовательные ступени развития явления, его движения от причины к
следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе
и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает
объективную неразрывность процесса развития любого явления.
В каждом конкретном процессе превращения возможности в
действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные
причинно – следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность
воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только
необходимо, но и случайно сложившихся свойств.
Часть и целое.
Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет
– значит узнать, из чего он состоит. Философскими понятиями, с помощью
которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “устройство”
бытия, служили понятия “простого – сложного”, “части – целого”. Эти пары
категорий тесно связаны между собой, ибо простое долгое время мыслилось как
элементарное, не имеющее частей, а сложное – как составленное из частей,
разложимое на простые составляющие.
Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности
образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как
результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более
просто, то целое считалось простой суммой своих частей.
Однако постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что
свойства целого несводимы к набору свойств его частей, его составляющих. Но
оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Ответить на
этот вопрос на основе метафизического мышления не удается. Ключ к решению
дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей
заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во
взаимовлиянии частей. Таким образом, был открыт, сформулирован принцип
целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики. Еще Сократ
заметил, что лицо связывает в единое целое свои части: губы, рот, нос,