Лекции по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курс лекций

Описание работы

Ответы на основные вопросы.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

отражают всеобщее свойство  движущейся  материи,  выступают  как  проявление

всемирной универсальной  связи объектов, “всего во всем”.

 

ДИАЛЕКТИКА

Исторически сложились два альтернативных способа  понимания связей, пронизывающих  мир и обеспечивающих взаимодействие и развитие явлений: диалектическое и догматическое (метафизическое). Догматическое  мышление слабо учитывает связи. Диалектика же учение о наиболее общих закономерностях становления и развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает явления и вещи как неизменные и независимые друг от друга. Умение схватить связь разнообразных моментов -черта диалектического метода мышления. Диалектика предстает как учение о связях, опыт осмысления, которых вплоть до единства противоположностей - считается ее достижением. Понятие диалектики ( от греч. dialektike techne - искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре, где под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему.

Целью и назначением  диалектики творческого диалога  является не подавление, не духовное уничтожение  оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам.

Формирование  диалектики прошло долгий путь. Среди  исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов (стихийная диалектика), идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектик.

Древние диалектические учения, как правило базировались на пытливом уяснении различных явлений, доступных обычному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении единого и многого, единичного и общего опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления различных взглядов, мнений, позиций.

В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической  философии Гегеля. Постоянное движение, изменение философ находил и  в природе, но подлинное развитие выявил в истории общества прежде всего в духовной культуре. Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальное. Гегель выявил, развил, привел в систему понятийный аппарат диалектики. Причем философские понятия были не жесткими, они как бы "расплавились", стали гибкими, способными выразить подвижные связи, переходы, развитие мира.

Для того чтобы  учение о диалектике стало применимо  к природе и обществу, к политике и естествознанию, к техническому прогрессу и обыденной жизни, его необходимо было поставить на материальную основу. Переосмысление и развитие под таким углом зрения гегелевского учения требовало синтеза диалектики и материализма. Решением этой задачи занимались Маркс и Энгельс. В результате подобного переосмысления появился диалектический материализм - научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д.м. материалистичен, т.к. исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; он называется диалектическим, т.к. признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом противоречий.

Итак, диалектика - такое  понимание мира и  такой способ мышления, при котором различные  явления рассматриваются  в многообразии их связей, взаимодействии противоположных  сил, тенденций, в  процессах изменении  развития.

Диалектика- это  и теория и метод. Как теория, она  обосновывает динамическую картину  мира. представляя его как процесс, где все явления находятся  во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии. Как метод  она ориентирует человека в его  познавательной деятельности.

Важное место  в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Сам факт связи  вещей, событий заметить не трудно, труднее понять, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов.

В поле внимания диалектики издавна попали универсальные  связи, пронизывающие все бытие - это связь единичного и общего, части и целого и т.д. Такие  универсальные связи бытия стали  важным предметом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей служат категории диалектики. Категории - наиболее общие, основные понятия и вместе с тем существенные определения форм бытия и отношений вещей. Предмет диалектики, его принципы и законы раскрываются в категориях, важнейшие из кот.: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, причинность, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность и др.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений "причина-следствие", "случайность-необходимость", "возможность-действительность" и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности.

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически  выделяло различные типы всеобщих связей. "Единичное-общее", "многое-единое", "качество-количество", "часть-целое", "форма-содержание" и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих "устройство", "организованность" бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: "явление-сущность"."причина-следствие","случайность-необходимость","возможиость-действительность" и др. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать "горизонтальным", второй - "вертикальным". Смысловое разъяснение тех и других начнем с представляющих их категориальных пар "единичное-общее" и "явление-сущность".

Единичное и общее.

Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и др. свойствам от иных, в том числе подобных ему. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одой и той же группе явлений или единой системе связей.

Связь единичного и общего носит всеохватывающий  характер: в нее включены все явления, предметы, процессы. Познание мира с  точки зрения соотношения "единичное-общее" предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, осознавать отдельный, единичный характер реальных предметов, классифицировать их.

Через века истории  протянулся философской спор, в котором  столкнулись две противоположные  точки зрения: "номинализм" и "реализм". Согласно первому, реально существуют только единичные предметы; общее же представлено лишь в словах или понятиях. Противоположный взгляд: общее - понятия. сущности, универсалии - столь же, а то и более реальны, чем единичные предметы. Спор этот не угас и до наших дней, однако в целом его принципиальное философское решение найдено.

Диалектика  единичного и общего проявляется  в их неразрывной связи. Общее  не существует само по себе. Оно неразрывно связано с единичным, отдельным, существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или  иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты.

Явление и сущность.

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия  связан с соотнесением поверхностных  и глубинных уровней действительности. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий "сущность " и "явление".

Еще на ранних ступенях развития философской мысли  было замечено, что обыденное, привычное  восприятие, понимание вещей бывает поверхностно, легковесно, не охватывает их сути. Это приводило философов  и ученых к постановке проблемы явления и сущности.

С точки зрения материалистической диалектики явление  и сущность - различные уровни объективной  реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и др. характеристики. Явление - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности.

«...Если бы форма  проявления и сущность вещей непосредственно  совпадали, то всякая наука была бы излишня... » - пояснял Маркс. Вместе с тем если бы явление и сущность не были бы связаны, то познание сути вещей было бы невозможно. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Познание сущности достигается через познание явлений.

Часть и целое.

Эта пара категорий  относится к вопросу о строении мира. Много веков назад сложилось впечатление, что понять тот или иной предмет - значит узнать, из чего он состоит. Под частями понимали такие "предметы", которые в своей совокупности образуют более сложные новые предметы. Целое считалось простой суммой своих частей. Постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств частей, его составляющих. Но оставалось неясным, в чем же секрет целостности. Ключ к решению дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Т.о. был открыт и сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики.

Форма и содержание.

Дать четкие определения понятий "содержание" и "форма" нелегко. Понятия эти древние, многозначные, с несколько размытыми значениями. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

"Содержание" и "форма" - понятия диалектические. Они выражают разные, но неразрывно  связанные аспекты одного и  того же предмета: содержание  оформлено, а форма содержательна,  как пояснял Гегель. Маркс и Энгельс вслед за Гегелем мыслили форму не просто как внешнее, поверхностное, но и как фактор внутренней организации того или иного предмета, явления Форму вообще нельзя недооценивать. Она организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень его развития, нормализует ее.

Элементы  и структура.

Понятие системы.

Идея системности  формировалась постепенно. Весомый  вклад в ее развитие внесла немецкая идеалистическая философия. Понятие  системы в ней применялось  к познанию. Кант разъяснял: наука - не агрегат- а система, в которой целое - четкая взаимосвязь соответствующих знаний - важнее частей.

В науке идеи системности заявили о себе в  середине 19 века при исследовании таких  сложных объектов, как общество и  биологический мир. Пионерами нового подхода выступили К. Маркс и Ч. Дарвин. В 20 в. на философском уровне осмысливаются прежде всего основные понятия (категории) системного исследования: система, элемент, структура.

Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией. Элемент - неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов. Более точно - это любые объекты, связанные друг с другом в сложный комплекс. Структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Причинные связи.

Принцип причинности.

В философском  познании фундаментальная роль принадлежит  принципу детерминизма. Согласно этому  принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира.

Информация о работе Лекции по философии