Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курс лекций
Ответы на основные вопросы.
отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление
всемирной универсальной связи объектов, “всего во всем”.
ДИАЛЕКТИКА
Исторически сложились два альтернативных способа понимания связей, пронизывающих мир и обеспечивающих взаимодействие и развитие явлений: диалектическое и догматическое (метафизическое). Догматическое мышление слабо учитывает связи. Диалектика же учение о наиболее общих закономерностях становления и развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает явления и вещи как неизменные и независимые друг от друга. Умение схватить связь разнообразных моментов -черта диалектического метода мышления. Диалектика предстает как учение о связях, опыт осмысления, которых вплоть до единства противоположностей - считается ее достижением. Понятие диалектики ( от греч. dialektike techne - искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре, где под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему.
Целью и назначением диалектики творческого диалога является не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам.
Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов (стихийная диалектика), идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектик.
Древние диалектические учения, как правило базировались на пытливом уяснении различных явлений, доступных обычному наблюдению (Гераклит). Размышления о соотношении единого и многого, единичного и общего опирались на опыт общественных обсуждений, сопоставления различных взглядов, мнений, позиций.
В виде стройной
теоретической системы
Для того чтобы учение о диалектике стало применимо к природе и обществу, к политике и естествознанию, к техническому прогрессу и обыденной жизни, его необходимо было поставить на материальную основу. Переосмысление и развитие под таким углом зрения гегелевского учения требовало синтеза диалектики и материализма. Решением этой задачи занимались Маркс и Энгельс. В результате подобного переосмысления появился диалектический материализм - научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д.м. материалистичен, т.к. исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; он называется диалектическим, т.к. признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом противоречий.
Итак, диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменении развития.
Диалектика- это
и теория и метод. Как теория, она
обосновывает динамическую картину
мира. представляя его как процесс,
где все явления находятся
во взаимосвязи и
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Сам факт связи вещей, событий заметить не трудно, труднее понять, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов.
В поле внимания
диалектики издавна попали универсальные
связи, пронизывающие все бытие -
это связь единичного и общего,
части и целого и т.д. Такие
универсальные связи бытия
Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений "причина-следствие", "случайность-необходимость", "возможность-действительность" и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности.
Среди бесконечного
многообразия связей реального мира
философское познание исторически
выделяло различные типы всеобщих связей.
"Единичное-общее", "многое-единое",
"качество-количество", "часть-целое",
"форма-содержание" и другие понятия
о такого рода связях могут быть объединены
в группу категорий, выражающих "устройство",
"организованность" бытия. В истории
познания прослеживается также другой
категориальный ряд, выражающий универсальные
связи детерминации: "явление-сущность"."причина-
Единичное и общее.
Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и др. свойствам от иных, в том числе подобных ему. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одой и той же группе явлений или единой системе связей.
Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы, процессы. Познание мира с точки зрения соотношения "единичное-общее" предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, осознавать отдельный, единичный характер реальных предметов, классифицировать их.
Через века истории
протянулся философской спор, в котором
столкнулись две
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе. Оно неразрывно связано с единичным, отдельным, существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты.
Явление и сущность.
Другой подход
к осмыслению всеобщих связей бытия
связан с соотнесением поверхностных
и глубинных уровней
Еще на ранних ступенях развития философской мысли было замечено, что обыденное, привычное восприятие, понимание вещей бывает поверхностно, легковесно, не охватывает их сути. Это приводило философов и ученых к постановке проблемы явления и сущности.
С точки зрения материалистической диалектики явление и сущность - различные уровни объективной реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и др. характеристики. Явление - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности.
«...Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня... » - пояснял Маркс. Вместе с тем если бы явление и сущность не были бы связаны, то познание сути вещей было бы невозможно. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Познание сущности достигается через познание явлений.
Часть и целое.
Эта пара категорий относится к вопросу о строении мира. Много веков назад сложилось впечатление, что понять тот или иной предмет - значит узнать, из чего он состоит. Под частями понимали такие "предметы", которые в своей совокупности образуют более сложные новые предметы. Целое считалось простой суммой своих частей. Постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств частей, его составляющих. Но оставалось неясным, в чем же секрет целостности. Ключ к решению дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Т.о. был открыт и сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики.
Форма и содержание.
Дать четкие определения понятий "содержание" и "форма" нелегко. Понятия эти древние, многозначные, с несколько размытыми значениями. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.
"Содержание"
и "форма" - понятия диалектические.
Они выражают разные, но неразрывно
связанные аспекты одного и
того же предмета: содержание
оформлено, а форма
Элементы и структура.
Понятие системы.
Идея системности формировалась постепенно. Весомый вклад в ее развитие внесла немецкая идеалистическая философия. Понятие системы в ней применялось к познанию. Кант разъяснял: наука - не агрегат- а система, в которой целое - четкая взаимосвязь соответствующих знаний - важнее частей.
В науке идеи системности заявили о себе в середине 19 века при исследовании таких сложных объектов, как общество и биологический мир. Пионерами нового подхода выступили К. Маркс и Ч. Дарвин. В 20 в. на философском уровне осмысливаются прежде всего основные понятия (категории) системного исследования: система, элемент, структура.
Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией. Элемент - неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов. Более точно - это любые объекты, связанные друг с другом в сложный комплекс. Структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.
Причинные связи.
Принцип причинности.
В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу детерминизма. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира.