Л. Витгенштейн и природа языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

Философия XX века так или иначе стремится вобрать в себя всю сложность современного бытия, вовсе, однако, не беря на себя задачу найти простые решения сложных вопросов. В ряду серьезных философских произведений последних десятилетий едва ли встретятся такие, авторы которых самонадеянно претендуют на открытие рецептов ускоренного решения острейших проблем современного мира и человека. Напротив, в большинстве случаев философы осознанно отказываются от простых и прямых решений.

Содержание

I. Введение ……………………………………………………………3
II. Знаковая реальность……………………………………………......5
III. Язык и общество …………………………………...........................7
IV. Отношение языка и реальности …………………...........................8
V. Аналитическая философия ……………………………………......8
VI. Л.Витгенштейн. Общая характеристика …………………..…… 10
VII. Два периода в творчестве ученого. Первоначальный период…11
VIII. Второй период творчества……………………………………….. 14
IX. Общее в теории Л.Витгенштейна ………………………………...22
X. Ввывод ……………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

Л. Витгенштейн и природа языка.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      Министерство  образования Российской Федерации

      Саратовский государственный университет

      Институт  филологии и журналистики 
 
 
 
 
 

      Реферат

      по  философии

      «Л. Витгенштейн и природа языка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Саратов

      2009 

      Содержание  

    1. Введение ……………………………………………………………3
    2. Знаковая реальность……………………………………………......5
    3. Язык и общество …………………………………...........................7
    4. Отношение языка и реальности …………………...........................8
    5. Аналитическая философия ……………………………………......8
    6. Л.Витгенштейн. Общая характеристика …………………..…… 10
    7. Два периода в творчестве ученого.  Первоначальный период…11
    8. Второй период творчества……………………………………….. 14
    9. Общее в теории Л.Витгенштейна ………………………………...22
    10. Ввывод ……………………………………………………………..26
 

    Список  литературы…………………………………………………………… 27  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Что такое язык? Говорит  ли все то, что  безмолвствует в  мире, в наших жестах, во всей загадочной символике нашего поведения, в наших  снах и наших болезнях, говорит ли все  это и на каком  языке, сообразно  какой грамматике? Все ли способно к  означению... Каково отношение между языком и бытием...

         М.Фуко

   I. Введение

   Философия XX века так или иначе стремится  вобрать в себя всю сложность  современного бытия, вовсе, однако, не беря на себя задачу найти простые  решения сложных вопросов. В ряду серьезных философских произведений последних десятилетий едва ли встретятся такие, авторы которых самонадеянно претендуют на открытие рецептов ускоренного решения острейших проблем современного мира и человека. Напротив, в большинстве случаев философы осознанно отказываются от простых и прямых решений. 

   ¨    ...Если бы на все возможные вопросы  были найдены ответы, то проблем  нашей жизни они даже не коснулись  бы. Л.Витгенштейн 

   Причина, в частности, заключается в характерном  для современной философии понимании  того, что истоки глубинных проблем во многом коренятся в самом человеке, в его внутреннем мире. Человек мучается не оттого, что не может справится с внешними проблемами, а оттого, что не может справится с самим собой, со своими мыслями, со своим сознанием. Поэтому и решение внешних проблем дается ему с таким трудом.

   Отличие философа от остальных людей состоит  не в том, что он обладает истиной, которая недоступна “простым” людям, а в том, что он профессионально  занят анализом скрытых от поверхностного взгляда тайников духовного мира, проясняет через посредство языка и сознания то, что прячется в глубинах неосознанного. В ряде случаев философия как бы переводит на другой язык проблемы, скрытые в общеупотребительном, обыденном языке, с тем, чтобы сделать эти проблемы более ясными. Вообще, язык становится предметом пристального внимания философов, поскольку современная философия во многих случаях связывает само существование философских проблем с фактом их укорененности в языке, а их разрешение — с их переформулировкой при использовании более точного языка. 

   Между автором философского произведения и читателем должно установиться взаимопонимание. Мыслители отчетливо  осознают, что философский текст  нельзя уподобить тексту из учебника физики: философия требует особого  языка, особого стиля, особой формы изложения. Однако ход культурного развития XX в. все более отчетливо обнаруживал, что делать это становится все трудней и трудней. С XX в. проблема установления взаимопонимания обостряется настолько, что на нее уже невозможно не обратить внимания. Этому способствует, в частности, резкая интенсификация контактов между людьми, количественный рост актов общения, характерный для жизни современного человека. Например, жителю современного большого города в течение одного дня приходится, очевидно, сталкиваться и вступать в контакт с таким количеством людей, с каким человек прошлого мог вступить в общение на протяжении только очень длительного времени. 

   Таким образом, современная эпоха обнаруживает усложнение условий человеческого  бытия в том отношении, что делает жизнь человека более интенсивной, напряженной и динамичной. Особое место в ней занимают процессы общения, с которыми оказываются тесно связаны многие проблемы современного общества и жизни отдельного человека. Именно поэтому в современной философии резко возросло значение проблематики сознания, языка, понимания текста, а в конечном итоге — человеческого взаимопонимания.

II. Знаковая реальность

   С позиций  классических представлений языку  отводится исключительно важная роль в жизни человека и общества. Язык в собственном смысле является исключительным достоянием человека как существа разумного, поэтому говорить о языке животных или, например, птиц можно лишь метафорически. Язык тесно связан с мышлением человека, со способностью абстрагирования, т.е. мысленного вычленения отдельных качеств и рассмотрения их в известной независимости от предмета и от остальных его свойств. Только с помощью языка человек в состоянии формулировать абстрактные понятия, а именно они являются важнейшим инструментом познания и мышления. 

   Язык  — это знаковая реальность, система  знаков, служащая средством человеческого  общения. Язык является специфическим  средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением. Язык — необходимое условие и средство социализации индивида, а без социализации, т.е. без совместной жизнедеятельности с другими людьми, без усвоения социальных норм, правил, культуры, без освоения достижений, созданных трудом многих поколений, человек немыслим как человек. Наконец, язык выполняет целый ряд общественных функций. Одна из важнейших — коммуникативная, функция общения. 

   Выше  сказанное можно сформулировать в терминах коммуникации - трансляции. В любой момент существования  общество нуждается в синхронном общении как средстве согласования деятельности индивидов и в общении диахронном как средстве передачи информации, “суммы обстоятельств” от поколения к поколению. За первым типом общения закрепилось название коммуникация, за вторым — трансляция. Различие между коммуникацией и трансляцией весьма существенно. Основной режим коммуникации — обратная связь, коррекция программ, известных двум сторонам общения (поэтому обратная связь - отрицательная). Основной режим трансляции — передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных другой. Знание в традиционном смысле связано с трансляцией, а не с коммуникацией. Оба типа общения предполагают знак и используют язык как основную, всегда сопутствующую социальности знаковую реальность. 

   Биологической предпосылкой человеческого языка явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации высших животных и прежде всего антропоидных обезьян. От элементарных нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди переходили ко все более совершенным и сложным звуковым образованиям. Физиологической базой стала вторая сигнальная система, присущая только человеку. 

   Понять  знаковую природу языка можно  лишь из недостаточности биологического кодирования. Социальность, проявляющаяся  как отношение людей по поводу вещей и отношение людей по поводу людей, не ассимилируется генами. Люди вынуждены использовать внебиологические средства воспроизведения социальности в смене поколений. Знак и есть своеобразная наследственная сущность внебиологического социального кодирования, обеспечивающая трансляцию всего того, что необходимо обществу, но не может быть передано по биокоду.

   Благодаря употреблению знаков, мир внешних  предметов как бы перемещается в  другое измерение. Начиная со стоицизма, как отмечает французский философ  М.Фуко, система знаков была троичной, в ней различалось означающее, означаемое и “случай”. С XVII в. диспозиция знаков становится бинарной, поскольку она определяется связью означающего и означаемого. Тогда же остро встает проблема, как знак может быть связан с тем, что означает? Классическая эпоха на этот вопрос пытается ответить анализом представлений, а современная указывает на анализ смысла и значения. 

III. Язык и общество

   Язык  — явление общественное. В нем  задаются и отражаются требования коллективности. Разве может быть значим язык, произвольно сконструированный отдельным человеком? Как продукт творчества единичного индивида язык — это бессмыслица. Он не имеет всеобщности и часто воспринимается как тарабарщина. Можно сказать, что язык никем не придумывается и не изобретается, а стихийно становится вместе с социальностью, человеческим коллективом. 

   Различия  в условиях человеческой жизнедеятельности  неизбежно находят отражение  в языке. В связи с особыми  практическими потребностями и  различными природными и социально-экономическими условиями язык приобретает такую характеристику, как избирательность. У народов Крайнего Севера, например, существует спецификация для названий снега и отсутствует таковая для названий цветковых растений, не имеющих в их жизни важного значения. Язык выступает в качестве необходимого связующего звена между практикой и сознанием. 

   Если  попытаться предельно кратко резюмировать изменения, произошедшие в XX в. философской  трактовке языка, то сделать это  можно с учетом триады, в рамках которой в философии принято рассматривать язык: сознание — язык — общество. Среднее звено этой триады приобрело в философии последнего столетия неизмеримо больший вес и значение, чем оно имело ранее. Язык стал рассматриваться в качестве важнейшей части бытия, раскрывающей или прячущей его тайны. 
 

IV. Отношение языка и реальности

   Вряд  ли оценка роли и значения языка  современной философией может быть охарактеризована как пессимистическая, хотя известная доля пессимизма, несомненно имеет место. Однако более точно  современное отношение к языку следует охарактеризовать как реализм, или реалистический оптимизм. Философия XX в. видит в языке не только несомненное благо человека, но и опасность. Дело не только в том, что люди порой обнаруживают неумение пользоваться языком и от этого страдают. Главное состоит в особенностях самого языка — язык по самой своей природе таков, что “расставляет ловушки”, создает опасности. В связи с этим роль языка современной философией представляется в значительной мере по-новому. 

   Многие  философы XX в. пришли к выводу, что власть языка простирается настолько, что в известном смысле язык творит реальность. Власть слова такова, что, используя те или иные слова, мы создаем или исключаем из жизни те или иные предметы. Один из тезисов современной философии языка можно сформулировать так: “Сказать — значит в определенном смысле создать, сотворить”. Однако этот тезис нуждается в правильном истолковании. Совершенно справедливо: сколько ни говори “халва”, во рту слаще не станет. Однако если в словаре человека отсутствует слово “халва”, то не исключено, что ему так и не доведется ее попробовать или вообще узнать о ее существовании.

   Таким образом, следует признать, что отношение  языка и реальности отличается особой сложностью.  

V. Аналитическая философия

   Язык является необходимым посредником научного познания. И это обуславливает две проблемы. Во-первых, стремление сделать язык нейтральным, отшлифовать его, лишить индивидуальности, чтобы он мог стать точным отражением онтологии. Идеал такой системы закреплен в позитивистской мечте о языке как копии мира. Во-вторых, обнаружить всеобщность независимой от грамматики, так называемой “глубинной логики” языка. Речь идет не о том, чтобы построить некий всеобщий язык, как то предполагалось в классическую эпоху, но о том, чтобы распредметить формы и связи мышления вообще вне какого-либо единичного языка. 

   Особое  внимание к философскому осмыслению языка характерно для течения, получившего  название аналитической философии. В рамках аналитической философии  были реализованы две возможности подхода к анализу языка. Соответственно аналитическая философия включает в себя две группы философов, реализовавших соответствующие направления поисков. Одна из них сосредоточила свои усилия на логическом анализе языка. Ее представители, такие, как Б.Рассел, Д.Мур, А.Уайтхед, М.Шлик и др., усматривали главную задачу в том, чтобы в конечном итоге реформировать язык, максимально исключив из него логические несообразности и двусмысленности. Конечно, речь шла не о реформировании живого разговорного или литературного языка, не о том, чтобы предписывать всем людям пользоваться не тем языком, к которому они привыкли. Имелось в виду то, что только недвусмысленный, непротиворечивый язык пригоден для постановки и решения научных проблем. Логический анализ языка предполагал, в частности, обнаружение и выявление скрытых в языке противоречивых понятий. 

Информация о работе Л. Витгенштейн и природа языка